Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Семья: родители и дети

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В основе появления у ребенка самостоятельности лежит демократический сталь общения с ним родителей. Это стиль равноправных по статусу отношений: тут никто не обладает преимущественным правом контроля, каждый может сделать замечание другому или получить замечание от него. Корректность, вежливость, взаимность — лучшие формы такого стиля. Умение родителей общаться с ребенком на равных, поощрение его… Читать ещё >

Семья: родители и дети (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В основе появления у ребенка самостоятельности лежит демократический сталь общения с ним родителей. Это стиль равноправных по статусу отношений: тут никто не обладает преимущественным правом контроля, каждый может сделать замечание другому или получить замечание от него. Корректность, вежливость, взаимность — лучшие формы такого стиля. Умение родителей общаться с ребенком на равных, поощрение его инициативности помогает ему правильное, адекватнее оценивать и присваивать социальные образцы поведения, но и дает уверенность в своих силах. Дает ощущение того, что он уже что-то знает, что-то умеет, на что-то может повлиять.

Когда человек достигает определенного уровня самоуважения, он постепенно превращается в творческую личность, интенсивно живущую тем, что преподносит жизнь, в личность, способную заботиться о других людях и о благополучии человечества. Эта стадия в иерархии потребностей Маслоу завершающая, высшая — стадия самореализации.

Все это Ж. Годфруа называет идеальным путем, «который может пройти лишь бесконечно малая часть индивидуумов».

Что касается нашей страны, то нестабильная экономическая и политическая ситуация, всевозможные «революции» в системе человеческих взаимоотношений, угроза экологических катастроф, войн и т. п. не позволяют современной семье в полной мере обеспечить прохождение всех стадий, а зачастую и организовать удовлетворение даже самых первичных потребностей.

Итак, обсуждая иерархию потребностей, мы неминуемо выходим на разговор о зрелой семье, которая позволяет не только родителям, но и ребенку удовлетворить свои потребности и, следовательно, гармонично развиваться.

Гармоничное развитие личности ребенка возможно при сохранении и укреплении его здоровья, определяемого как состояние физического, психического и социального благополучия. Ключевым для воспитателей и психологов будет понятие психического здоровья, включающее благополучие ребенка в эмоциональной и познавательной сфере, развитии характера и формирования личности, нервно-психическом состоянии детей.

«Проблемные», «трудные», «непослушные», «невозможные» дети, как дети с «комплексами», «забитые», «несчастные», — всегда результат неправильно сложившихся отношений в семье и, как следствие, неудовлетворенных потребностей ребенка. В последние десятилетия психология сделала ряд замечательных открытий. Одно из них — о значении стиля общения взрослого с ребенком. Как показывает мировая практика психологической помощи детям и их родителям, даже очень трудные проблемы с детьми вполне разрешимы, если удается создать благоприятный климат общения в семье.

К теме детско-родительских отношений в последние годы обращаются многие авторы (Спиваковская А., Захаров А., Гиппенрейтер Ю., Буянов М., Соловьева Е., Посысоев Н., Суслова Т., Шаповаленко И., Хозиев В., Хозиева М., Дзетовецкая С., Матейчек 3., Хоментаускас Г., Фромм А., Снайдер Р. и др.), но чаще психологи-практики.

Как правило, трудности детей служат проекцией отношений в семье. Соотнесения себя и семьи у взрослого и ребенка в известном смысле зеркальны: для взрослого семья — производное от «Я», для ребенка «Я» — производное от семьи.

Отказываясь от изолированного, внесемейного контекста анализа детских проблем, мы должны обратить внимание также на то, что корни этих проблем формируются в раннем детстве. Именно в. раннем детстве закладываются базисные подструктуры личности и установки, которые слабо поддаются коррекции у подростков, а затем у взрослых.

Российские психологи (Выготский Л. С., Рубинштейн С. Л., Гальперин П. Я., Божович Л. И., Мухина В. С. и др.) в качестве доминирующей стороны в развитии личности называют социальный опыт, который воплощен в, продуктах материального и духовного производства, который усваивается ребенком на протяжении всего детства. В процессе усвоения этого опыта происходит не только приобретение детьми отдельных знаний и умений, но осуществляется развитие их способностей, формирование личности. Для развития личности ребенка важна гармонизация семейных отношений.

Проблема детско-родительских отношений определяется сложностью объектной структуры — всем многообразием взаимоотношений детей и родителей, теми нарушениями в детско-родительских отношениях, которые могут оказывать существенное влияние на благополучие ребенка в семье и его дальнейшее развитие.

Рассматривая семью, как важнейшее условие обеспечения психологического благополучия ребенка, полагаем следующее.

  • 1. Существуют «нормальные» и «нарушенные» детско-родительские отношения, которые непосредственно обусловливают трудности в развитии ребенка.
  • 2. Для благополучного развития ребенка необходимо осознание проблем супружеских и детско-родительских отношений и гармонизация влияния семьи на воспитание ребенка.

В результате взаимовлияния индивидов в семье она выступает как персональная микросреда развития личности. Основными звеньями, семьи как микросреды развития являются: коллективное мнение, межличностные внутрисемейные отношения, семейные традиции, обычаи, настроения, нормы внутрисемейного поведения, нравственно-духовный климат.

Семья характеризуется определенной структурой, известной внутренней расстановкой и группировкой ее членов. Основой жизнедеятельности семьи является система общения — межличностные, внутрисемейные и внешние контакты, взаимодействия, как в ходе совместной деятельности, так и во время отдыха, обмена информацией, взаимные воспитательные и мобилизующие влияния, взаимовыручка, стремление к единству мыслей и действий, а также индивидуальные особенности каждого члена семьи.

Важное место в жизнедеятельности полноценной: семьи занимает воспитание детей от рождения до начала трудовой деятельности. Его результативность находится в прямой зависимости от многочисленных факторов, влияющих на воспитательный потенциал семьи.

В различных категориях семей процесс воспитания детей имеет свои особенности. Поэтому важно не только изучение значимых факторов, но и выявление их общих взаимосвязей и взаимозависимостей с эффективностью воспитательного процесса.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой