Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

В. С. Соловьев: диалектический характер дефиниции религии

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Безусловное начало всего существующего в философии обозначается латинским термином «absolutus»; говоря иными словами, религия — это связь человека и мира с Абсолютом. Данная формулировка, развивающая традицию Л. Ц. Ф. Лактанция («religio есть связь с Богом»), удивительно универсальна, годится для описания всех типов религии — космоцентрических, социоцентрических и эгоцентрических (см.: Пивоваров… Читать ещё >

В. С. Соловьев: диалектический характер дефиниции религии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Обратимся в первую очередь к работе В. С. Соловьева «Чтения о Богочеловечестве» и обсудим развиваемую в ней мысль о предельной сущности всякой религии. В. С. Соловьев пишет: «Религия, говоря вообще и отвлеченно, есть связь человека и мира с безусловным началом и средоточием всего существующего»; «Религия есть воссоединение человека и мира с безусловным и всецелым началом…» (Соловьев В. С. Чтения о Богочеловечестве 1/Ст.: в 2 т. М., 1969. Т. 2. С. 5).

Безусловное начало всего существующего в философии обозначается латинским термином «absolutus»; говоря иными словами, религия — это связь человека и мира с Абсолютом. Данная формулировка, развивающая традицию Л. Ц. Ф. Лактанцияreligio есть связь с Богом»), удивительно универсальна, годится для описания всех типов религии — космоцентрических, социоцентрических и эгоцентрических (см.: Пивоваров Д. В. Абсолют // Современный философский словарь / под ред. В. Е. Кемерова. Лондон, 1998. С. 5−6).

Широкому распространению понятия «Абсолют» в философии способствовали Николай Кузанский, М. Мендельсон и Ф. Якоби, И. Г. Фихте, Ф. В. Й. Шеллинг, Г. В. Ф. Гегель и др. Постепенно это понятие превратилось в самостоятельную категорию, которая имплицитно обобщила следующие универсалии: Бог, Брахман, Дух, Дао, Логос, материя, чистое бытие, единое, апейрон, нус, эйн-соф, всё, субстанция, универсальный субстрат, неизмеримое, непознаваемое, бездна бытия, совершенство, максимум и минимум, монада монад, материя и др. Одни мыслители понимают под Абсолютом бесконечный Дух, представляющий собой первоначало вечное, неизменное, всесовершенное и непостижимое. Другие говорят об Абсолюте как о вечном материальном первоначале, которое саморазвиваегся от совершенства к другому совершенству и частично познаваемо человеком. Под Абсолютом могут понимать либо трансцендентную, либо имманентную Полноту Бытия (Плерому). Как видим, категория Абсолюта предельно обобщает и диалектически снимает в себе архетипические представления всех прежних и нынешних религий и философских систем.

Можно выявить, по меньшей мере, семь религиозных образов Абсолюта, фигурирующих в космоцентрических религиях:

  • 1. Бог как личность (иудаизм, христианство, ислам, сикхизм, теистические традиции в индуизме).
  • 2. Неперсонифицированное трансцендентное Бытие как абсолютный исток всякого существования (Брахман в некоторых течениях индуизма, Дао в китайской традиции, Единый без Атрибутов у сикхов, Татхагата в махаяне).
  • 3. Абсолют, внутренне присущий каждому человеку (вечный Атман у индуистов, Просвещенный Разум в буддизме, вездесущий Святой Дух в христианстве).
  • 4. Абсолютная цель (нирвана в буддизме, Параматман, т. е. чистая душа, в религии джайнизма).
  • 5. Райский сонм богов, достигающих единой цели (коми в шинтоизме, даосские божества, вакан в мифах сиу, духи религий американских индейцев).
  • 6. Абсолют, воздвигнутый на основании откровения родоначальника той или иной религии (Дхармакайя — образ вечного космического Будды, предвечный космический Христос на небесном троне).
  • 7. Абсолют как вечный закон (Дхарма или Рита в индуизме, Дао в даосизме, Дхамма в буддизме, Слово-Логос в христианстве, Тора в иудаизме).

В одной и той же исторической религии могут совмещаться друг с другом логически разные образы Абсолюта. Типологию Абсолюта можно развивать и далее, включая в нее сакральные идеалы гражданских и эгоцентрических религий. Совмещая эту типологию с основным вопросом религии, можно систематически обозревать формы проявления религиозного процесса с его идейной стороны. Каждая религия дает Абсолюту разные имена: Бог, Центральная Энергия, Сверхчеловек, родовое «Я», абсолютное «Я» в моем эмпирическом «Я», Солнце, Огонь и т. д. На основе определения религии, сформулированного В. С. Соловьевым, можно строить множество корректных и научно полезных классификаций религии.

Таким образом, категория «Абсолют» в составе дефиниции Соловьева похожа на логическую переменную, вместо которой можно всякий раз подставлять какое-нибудь менее общее понятие. Напомним, что под «Абсолютом» философы понимают первоначало вечное, бесконечное, совершенное, свободное, вездесущее, непротяженное, притягивающее к себе все компоненты мироздания и т. д. Нетрудно убедиться в том, что дефиниция В. С. Соловьева гак или иначе обобщает и диалектически синтезирует следующие неточные определения религии: 1) связь с Богом; 2) вера в сверхъестественное; 3) чувство зависимости от бесконечного; 4) символика первобытных мифов о природе; 5) вера в невидимые духовные существа; 6) олицетворение и умилостивление сил природы; 7) фантастическое отражение сил, господствующих над людьми; 8) чувство священного; 9) вера в судьбу, а также дефиниции 3. Фрейда, Д. Фишера, М. О. Гершензона, А. Н. Уайтхеда и Дж. Дьюи.

Стало быть, В. С. Соловьев, во-первых, всесторонне проанализировал различные аспекты религии, каждый из которых уже нашел свое отображение в соответствующей односторонней формуле. Во-вторых, русский мыслитель диалектически суммировал эти разные формулы и показал, что религия есть именно «связь человека с Абсолютом» — связь либо восстанавливаемая, либо уже укрепившаяся и воспроизводимая от поколения к поколению.

Подтверждает ли современное естествознание веру в объективную реальность Абсолюта, а также в зависимости человека от Абсолюта? Для случая пантеистической религии дефиниция В. С. Соловьева может быть верифицирована при помощи следующей индукции-метафоры. Земля тяготеет к Солнцу, Солнечная система — к центру нашей галактики, последняя — к еще более энергийному центру метагалактики, а сегодня астрофизики предполагают также существование супермощного центра — сверхметагалактики. Итак, согласно научным данным, в универсуме обнаруживается ряд возрастающих по своей мощи относительных средоточий всего существующего. Последовательно рассуждая, гипотетически заключим, что должен быть предельно мощный и безусловный центр мироздания, к которому, вероятно, и сходятся все незримые нити бытия. Правда, наука его вряд ли когда-нибудь в самом деле откроет.

Геометрической моделью пантеистического Божества-Вседержителя способна служить модель Солнечной системы: вокруг Солнца вращаются планеты, к каждой из них приложены центростремительная и центробежная силы. Первая сила направлена на сохранение целостности всей системы (метафора блага, добра?), вторая же пытается сорвать планету с ее орбиты, отдалить от Солнца (силы зла?). Не случайно возник культ Солнца и были персонифицированы центростремительные и центробежные тенденции человека в образах Бога и сатаны. Конечно, в свете современных астрономических знаний предложенная модель неполна и неточна, а центробежная сила может иметь и иное объяснение — например, как притяжение планеты к более мощному, чем Солнце, космическому центру. Тогда, расширяя эту модель до образа метагалактики, мы получаем возможность геометрически (метафорически) истолковать природу многобожия, иерархию посюсторонних богов.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой