Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Источники индивидуализации развития

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В то же время существуют теории, позволяющие с позиций системного подхода, адекватно анализировать не только нормативные аспекты развития, но и варианты их индивидуальной реализации. Эти теории позволяют выделить два относительно независимых аспекта индивидуализации развития: приобретение индивидуального опыта в ходе обучения и формирование индивидуальности человека как устойчивой многоуровневой… Читать ещё >

Источники индивидуализации развития (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В то же время существуют теории, позволяющие с позиций системного подхода, адекватно анализировать не только нормативные аспекты развития, но и варианты их индивидуальной реализации. Эти теории позволяют выделить два относительно независимых аспекта индивидуализации развития: приобретение индивидуального опыта в ходе обучения и формирование индивидуальности человека как устойчивой многоуровневой иерархической системы.

В контексте теории функциональных систем П. К. Анохина процесс развития рассматривается как переход от функциональных систем одного уровня интегрированности к другому, причем формирование новых уровней в процессе развития не отменяет предыдущих. Было сформулировано представление об изоморфности иерархических уровней в структуре жизнедеятельности организма и поведения индивида. Оно заключается в том, что все уровни в структурно-функциональной организации ЦНС представлены функциональными системами, и независимо от уровня, системообразующим фактором для всех этих систем является полезный приспособительный результат. Фактором, определяющим структурную организацию уровней, их упорядоченность является история развития, т. е. филоэмбриогенез и онтогенез1[1][2]. Под этим подразумевается процесс преобразования последовательности стадий развития в уровни организации. Соответственно этому положению в континууме функциональных систем, обеспечивающих жизнедеятельность и поведение, одновременно сосуществуют и взаимодействуют функциональные системы различных уровней организации и разного возраста (эволюционного и индивидуального).

Таким образом, данный подход позволяет рассматривать развитие поведения как последовательное формирование (консолидацию) функциональных систем различных уровней организации в направлении от универсальных всеобщих («общечеловеческих») к индивидуальным, отражающим конкретный опыт, приобретаемый человеком или животным в результате специфических воздействий среды и научения.

Механизмы индивидуализации развития получают в этом контексте новое толкование, предусматривающее выделение единицы индивидуального опыта. Последняя интерпретируется как некоторое хранящееся в памяти и воспроизводимое целостное состояние субъекта, приобретаемое в результате единичного акта научения.

Формирование функциональных систем, лежащих в основе высших психических функций, происходит в результате системообразующего влияния социокультурного опыта. Культура и социум предоставляют ребенку разные образцы результатов (модели потребного будущего), которые стимулируют его мозг к интеграции (консолидации) вполне определенных систем, потенциально способных обеспечить овладение этими образцами[3]. По представлениям А. Р. Лурии высшие формы сознательной деятельности человека всегда опираются на какие-либо внешние средства. Эти средства, являющиеся исторически сформированными, представляют собой существенные факторы установления функциональной связи между отдельными участками мозга. С их помощью участки мозга, которые раньше работали автономно, становятся звеньями единой функциональной системы. Формирующиеся таким образом системы на каждом этапе развития создают физиологические условия для получения именно того результата, который представлен ребенку в виде конкретных элементов, служащих предметом усвоения в текущий момент. Видимо, по этой причине столь значительна на ранних этапах развития роль внимания, функция которого состоит в выделении из окружающего контекста наиболее привлекательных и доступных для ребенка компонентов среды. Выделенные и зафиксированные с помощью внимания объекты (образцы) получают «церебральный эквивалент», который начинает выполнять системообразующую роль, интегрируя физиологические элементы в функциональные системы, обеспечивающие ребенку действия с выделенным объектом.

  • [1] Цит. по: Introduction То Growth Curve Modeling. URL: http://www.curranbauer.org/introduction-growth-curve-modeling/Саата обращения: 27.07.2017).
  • [2] Александров Ю. И.

    Введение

    в системную психофизиологию.

  • [3] Лурия А. Р. О естественнонаучных основах психологии // Естественнонаучныеосновы психологии / под ред. А. А. Смирнова, А. Р. Лурия, В. Д. Небылицына. М.: Педагогика. 1978. С. 109—139.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой