Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Опрос. 
Социальная психология: теория и практические методы

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

По мнению отечественных авторов, источником информации при опросе служит словесное или письменное суждение опрашиваемого лица. Глубина и полнота ответов, их достоверность зависят от умения исследователя грамотно построить конструкцию опросника. Для этого разработаны специальные техники и правила проведения опроса, они направлены на обеспечение надежности и достоверности информации: определение… Читать ещё >

Опрос. Социальная психология: теория и практические методы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В результате изучения главы обучающийся должен: знать

  • • определение, виды и структуру опроса;
  • • способы использования различных видов опроса (анкетирование и интервью) в социалыю-нсихологической практике;

уметь

  • • составлять и структурировать вопросы разных типов к разным видам опроса; владеть
  • • техникой проведения опроса (анкеты, интервью).

Определение метода и основные виды опроса

В настоящее время для сбора информации в различных областях социальной деятельности кроме наблюдения используют опрос. В широком смысле опрос можно определить как метод сбора первичной вербальной информации, основанный на непосредственном или опосредованном социально-психологическом контакте между респондентом и исследователем. Важно, что полученная в ходе опроса информация первична (в виде описаний, значений) и требует дальнейшей интерпретации, осмысления. Опрос как класс методов включает в себя следующие наименования1:

  • — опросные листы (опросники) для получения каких-то биографических данных (напр., анкеты отделов кадров);
  • — социометрию (при определении структуры межличностных отношений в группе);
  • — различные установочные шкалы (для изучения общественного мнения, взглядов, позиций и пр.);
  • — личностные тесты.

Опросники, составленные из открытых вопросов, специалисты относят к качественным методам (туда также относят нестандартизированное интервью, включенное и несистематическое наблюдение и пр.). Такие методы направлены на изучение широкого спектра феноменологии изучаемого явления, на раскрытие причинно-следственных связей, анализ процессуальных характеристик данного явления. Раскрытие полной феноменологической картины позволяет анализировать внутреннюю структуру и взаимосвязи изучаемого явления1. О качественных методах более подробно мы поговорим в гл. 10.

Принято считать, что метод опроса в психологии первым применил Ф. Гальтон при изучении происхождения умственных качеств и условий развития ученых. Среди пионеров применения опроса в психологии также следует отметить С. Холла, А. Вине, Г. М. Андрееву, Э. Ноэля.

На сегодняшний день в социальной психологии метод опроса имеет свою специфику, связанную с рядом факторов, например[1][2]:

  • 1) опрос не является основным методическим инструментом, как, например, в социологии;
  • 2) не используется для выборочных исследований;
  • 3) применяется на реальных социальных группах;
  • 4) чаще всего проводится в очной форме;
  • 5) в социально-психологическом исследовании анкета — не просто вопросник, а комплекс специальных приемов и методик (шкалы, ассоциативные приемы, тесты др.) изучения объекта и др.

Указанная специфика влияет и на область применения метода опроса в социальной психологии. Так, опрос используют главным образом:

  • 1) на ранних стадиях исследования, для сбора предварительной информации или пилотажного испытания методического инструментария;
  • 2) как средство уточнения, расширения и контроля данных;
  • 3) как основной метод сбора эмпирической информации.

Основные виды опроса принято подразделять на два типа[3]:

  • а) опрос «лицом к лицу» — интервью, письменное анкетирование, беседа, очный опрос, проводимый исследователем в форме вопросов-ответов с опрашиваемым (респондентом). Здесь важный момент — влияние личности человека, проводящего сбор информации. При этом интервьюер сам задает вопросы и фиксирует ответы;
  • 6) заочный опрос — анкетирование с помощью предназначенного для самостоятельного заполнения вопросника (анкеты) самими респондентами.

Исследователи указывают на некоторые особенности при применении анкеты. Например, при проведении анкетирования испытуемому предъявляются вопросы в письменном виде, на которые необходимо ответить. Анкеты используются в том случае, когда необходимо опросить большое количество людей, а также в тех случаях, когда необходимо выяснить отношение людей к интимным или острым дискуссионным проблемам.

Виды опроса разделяют и по содержанию. Наиболее часто встречаются такие основания для классификации: ценностные ориентации человека, «событийные» и фактологические опросники, выявление отношений респондента к тем или иным проблемам, явлениям и пр.

По мнению отечественных авторов, источником информации при опросе служит словесное или письменное суждение опрашиваемого лица. Глубина и полнота ответов, их достоверность зависят от умения исследователя грамотно построить конструкцию опросника. Для этого разработаны специальные техники и правила проведения опроса, они направлены на обеспечение надежности и достоверности информации: определение представительности выборки и мотивации участия в опросе; конструирование вопросов и композиции вопросника, проведение опроса1.

Итак, при выборе типа опроса следует ориентироваться прежде всего на цели исследования, его программу, уровень изученности проблематики и пр. Например, основное преимущество анкетирования связывают с возможностью массового охвата большого количества респондентов и его профессиональной доступностью. Информация, получаемая в интервью, является более содержательной и глубокой в сравнении с анкетой. Недостатком интервью является трудно контролируемое влияние личности и профессионального уровня интервьюера на опрашиваемого, которое может приводить к искажению объективности и надежности информации.

  • [1] Мельникова О. Т. Качественные методы в решении практических социально-психологических задач // Введение в практическую социальную психологию / иод ред. Ю. М. Жукова, Л. А. Петровской, О. В. Соловьевой. С. 265—266.
  • [2] Социальная психология: учеб, пособие / отв. ред. А. Л. Журавлев. М.: ПЕР СЭ, 2002.С. 47.
  • [3] Социальная психология. Практикум. С. 69.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой