Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Основные направления в психологии

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

С XVII в. начинается новая эпоха в развитии психологического знания. В связи с развитием естественных наук закономерности сознания человека стати изучать с помощью метода наблюдения. Способность думать, чувствовать назвали сознанием. Психология понималась как наука о сознании. Она характеризуется попытками осмыслить душевный мир человека преимущественно с общефилософских, умозрительных позиций… Читать ещё >

Основные направления в психологии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

История развития психологического знания

Чтобы более четко представлять путь развития психологии как науки, кратко рассмотрим основные ее этапы и направления.

  • 1. Первые представления о психике были связаны с анимизмом (от лат. anirna — дух, душа) — древнейшими взглядами, согласно которым у всего, что существует на свете, есть душа. Душа понималась как независимая от тела сущность, управляющая всеми живыми и неживыми предметами.
  • 2. Позднее в философских учениях древности затрагивались психологические аспекты, которые решались в плане идеализма либо материализма. Так, материалистические философы древности Демокрит, Лукреций, Эпикур понимали душу человека как разновидность материи, как телесное образование, образуемое из шаровидных, мелких и наиболее подвижных атомов.
  • 3. Согласно древнегреческому философу-идеалисту Платону (427— 347 гг. до н.э.), душа — это что-то божественное, отличающееся от тела, и душа есть образ и истечение мировой души. По своему божественному происхождению душа призвана управлять телом, направлять жизнь человека. Тело раздираемо различными желаниями и страстями, оно заботится о пропитании, подвержено болезням, страхам, соблазнам. Душевные явления подразделяются Платоном на разум, мужество (в современном понимании — воля) и вожделение (мотивация).

Разум размещается в голове, мужество — в груди, вожделение — в брюшной полости. Душа обитает в теле человека и направляет его на протяжении всей его жизни, а после смерти покидает его и вступает в божественный «мир идей». Поскольку душа — самое высокое, что есть в человеке, он должен заботиться о ее здоровье в большей степени, чем о телесном.

  • 4. Великий философ Аристотель в трактате «О душе» выделил психологию как своеобразную область знания и впервые выдвинул идею неразделимости души и живого тела. Душа, по Аристотелю, бестелесна, она есть форма живого тела, причина и цель всех его жизненных функций. Душа, или «психе», — это двигатель, позволяющий живому существу реализовать себя. Главная функция души, по Аристотелю, — реализация биологического существования организма. Центр «психе» находится в сердце, куда поступают впечатления от органов чувств. Эти впечатления образуют источник идей, которые, сочетаясь между собой в результате рассудочного мышления, подчиняют себе поведение. Душа проявляется в различных способностях к деятельности: питающей, чувствующей, разумной. Высшие способности возникают из низших и на их основе. Первичная познавательная способность человека — ощущение, оно принимает формы чувственно воспринимаемых предметов без их материи, подобно тому как «воск принимает оттиск печати без железа». Ощущения оставляют след в виде представлений-образов тех предметов, которые прежде действовали на органы чувств. Аристотель показал, что эти образы соединяются в трех направлениях: по сходству, по смежности и контрасту, — тем самым указав основные виды связей-ассоциаций психических явлений. Таким образом, на первом этапе психология выступала как наука о душе.
  • 5. Для средневековья характерно усиление церковного влияния па все стороны жизни общества, включая и науку, господство представления, что душа является божественным, сверхъестественным началом и потому изучение душевной жизни должно быть подчинено задачам богословия.

Человеческому суждению может поддаваться лишь внешняя сторона души, которая обращена к материальному миру. Величайшие таинства души доступны лишь в религиозном (мистическом) опыте.

6. С XVII в. начинается новая эпоха в развитии психологического знания. В связи с развитием естественных наук закономерности сознания человека стати изучать с помощью метода наблюдения. Способность думать, чувствовать назвали сознанием. Психология понималась как наука о сознании. Она характеризуется попытками осмыслить душевный мир человека преимущественно с общефилософских, умозрительных позиций, без необходимой экспериментальной базы. Р. Декарт (1596—1650) приходит к выводу о различии души человека и его тела: «тело по своей природе всегда делимо, тогда как дух неделим». Однако душа способна производить в теле движения. Р. Декарт создал теорию, объясняющую поведение на основе механистической модели: информация, доставляемая органами чувств, направляется по чувствительным нервам к отверстиям в головном мозгу, которые эти нервы расширяют, что позволяет «животным душам», находящимся в мозгу, вытекать по тончайшим трубочкам — двигательным нервам в мышцы, которые надуваются, что приводит к отдергиванию конечности, подвергнувшейся раздражению, или заставляет совершать то или иное действие. Таким образом, отпала необходимость прибегать к душе, чтобы объяснить, как возникают простые поведенческие акты.

Декартовский дуализм — это тело, действующее механически, и управляющая им «разумная душа», локализованная в головном мозгу. Таким образом, понятие «душа» стало превращаться в понятие «разум», а позднее — в понятие «сознание». Знаменитая декартовская фраза «Я мыслю — значит существую» стала основой постулата, согласно которому первое, что человек обнаруживает в себе, — это его собственное сознание. Основная задача психологии состоит в том, чтобы подвергнуть анализу состояния и содержание сознания.

7. Попытку вновь соединить тело и душу человека, разделенные учением Декарта, предпринял голландский философ Спиноза (1632—1677). По его мнению, нет особого духовного начала, оно всегда есть одно из проявлений протяженной субстанции (материи).

Душа и тело определяются одними и теми же материальными причинами.

Мышление является вечным свойством субстанции (материи, природы), поэтому в определенной степени оно присуще и камню, и животным, и в значительной степени — человеку, проявляясь в форме интеллекта и воли на уровне человека.

  • 8. Немецкий философ Г. Лейбниц (1646—1716), отвергнув установленное Р. Декартом равенство психики и сознания, ввел понятие о бессознательной психике. В душе человека непрерывно идет скрытая работа психических сил — бесчисленных «малых перцепций» (восприятий). Из них возникают сознательные желания и страсти.
  • 9. Термин «эмпирическая психология» введен немецким философом XVIII в. X. Вольфом для обозначения направления в психологической науке, основной принцип которого состоит в наблюдении за конкретными психическими явлениями, их классификации и установлении проверяемой на опыте закономерной связи между ними. Английский философ Дж. Локк (1632—1704) рассматривает душу человека как пассивную, но способную к восприятию среду, сравнивая ее с чистой доской, на которой ничего не написано. Под воздействием чувственных впечатлений душа человека, пробуждаясь, наполняется простыми идеями, начинает мыслить, т. е. образовывать сложные идеи. Так психология стала изучать, каким образом, опираясь на ассоциации идей, человек осознает окружающий мир.

Дж. Локк считал, что существует два источника всех знаний человека: первый — эго объекты внешнего мира, второй — деятельность собственного ума человека, которая познается с помощью особого внутреннего чувства — рефлексии. Она является «наблюдением, которому ум подвергает свою деятельность, это направленность внимания человека на деятельность собственной души, когда он размышляет над самим собой, познает свои душевные переживания и состояния». Этот метод интроспекции становится важным средством изучения умственной деятельности и сознания людей.

10. Выделение психологии в самостоятельную науку произошло

в 60-х гг. XIX в. Оно было связано с созданием специальных научно-исследовательских учреждений — психологических лабораторий и институтов, кафедр в высших учебных заведениях, а также с внедрением эксперимента для изучения психических явлений. Первым вариантом экспериментальной психологии как самостоятельной научной дисциплины явилась физиологическая психология немецкого ученого В. Вундта (1832—1920). В 1879 г. в Лейпциге он открыл первую в мире экспериментальную психологическую лабораторию.

Вскоре, в 1885 г., В. М. Бехтерев организовал подобную лабораторию в России. В. Вундт выделил в сознании психические структуры, простейшие элементы: ощущения, образы и чувства. «Психология — это наука о структурах сознания» — данное направление получило название «структуралистский подход». Его применяли, используя метод интроспекции, самонаблюдения. В поле сознания выделяется особенно ясная и отчетливая область — «поле внимания», «фокус сознания»; за ее пределами находится «периферия сознания». Содержания сознания, заполняющие обе описанные области сознания, находятся в непрерывном движении. Простейшими элементами сознания В. Вундт объявил отдельные впечатления или ощущения. Они являются объективными элементами сознания. Есть еще и субъективные элементы сознания, или чувства: удовольствие — неудовольствие, возбуждение — успокоение, напряжение — разрядка. Из комбинации субъективных элементов образуются все чувства человека.

Но идея разложения психики на простейшие элементы оказалась ложной, невозможно было собрать из простых элементов сложные состояния сознания. Поэтому к 20-м гг. XX в. это направление в психологии сознания практически перестало существовать.

11. Функционалистский подход. Американский психолог У. Джеймс предложил изучать функции сознания и его роль в выживании человека. Он выдвинул гипотезу, что роль сознания заключается в том, чтобы дать человеку возможность приспособиться к различным ситуациям, либо повторяя уже выработанные формы поведения, либо изменяя их в зависимости от обстоятельств, либо осваивая новые действия, если того требует ситуация. «Психология — это наука о функциях сознания» — провозгласили функционалисты. Они использовали методы интроспекции, самонаблюдения, фиксации времени решения задач.

У. Джеймс отразил процесс движения сознания, непрерывное изменение его содержаний и состояний в понятии «поток сознания». Процессы сознания делятся на два больших класса: одни их них происходят как бы сами собой, другие организуются и направляются человеком. Первые процессы называются непроизвольными, вторые — произвольными.

  • 12. Основоположником отечественной научной психологии считается И. М. Сеченов (1829—1905). В его книге «Рефлексы головного мозга» (1863) основные психологические процессы получают физиологическую трактовку. Их схема такая же, что и у рефлексов: они берут начало во внешнем воздействии, продолжаются центральной нервной деятельностью и заканчиваются ответными действиями — движением, поступком, речью. Такой трактовкой ученым была недооценена специфика психической реальности в сравнении с физиологической ее основой, не учтена роль культурно-исторических факторов в становлении и развитии психики человека.
  • 13. Важное место в истории отечественной психологии принадлежит Г. И. Челпанову (1862—1936). Его главная заслуга состоит в создании в России психологического института (1912). Экспериментальное направление в психологии с использованием объективных методов исследования развивал В. М. Бехтерев (1857—1927). Усилия И. П. Павлова (1849— 1936) были направлены на изучение условно-рефлекторных связей в деятельности организма. Его работы плодотворно повлияли на понимание физиологических основ психической деятельности.
  • 14. «Гештальтпсихология» возникла в Германии благодаря усилиям Т. Вертгеймера, В. Келера и К. Левина, выдвинувших программу изучения психики с точки зрения целостных структур (гештальтов). Гештальтнсихология выступила против ассоциативной психологии В. Вундта, трактовавшей сложные психические феномены в качестве выстроенных из простых по законам ассоциации.

Понятие о гештальте (от нем. — «форма») зародилось при изучении сенсорных образований, когда обнаружилась «первичность» их структуры по отношению к входящим в эти образования компонентам (ощущениям). Например, хотя мелодия при ее исполнении в различных тональностях и вызывает различные ощущения, она узнается как одна и та же. Мышление состоит в усмотрении, осознании структурных требований элементов проблемной ситуации и в действиях, которые соответствуют этим требованиям (В. Келер). Построение сложного психического образа происходит в иисайге — особом психическом акте мгновенного схватывания отношений (структуры) в воспринимаемом иоле. Заслуги гешгальтпсихологии состоят в разработке понятия «психологического образа», в утверждении системного подхода к психическим явлениям.

  • 15. Представители когнитивной психологии У. Найссер, А. Пайвио и др. отводят решающую роль знаниям в поведении субъекта (от лат. cognito знание). Для них центральным становится вопрос об организации знания в памяти субъекта, о соотношении вербальных (словесных) и образных компонентов в процессах запоминания и мышления.
  • 16. Гуманистическая (экзистенциальная) психология — ее виднейшие представители Г. Оллпорт, Г. А. Мюррей, Г. Мэрфи, К. Роджерс, А. Маслоу предметом психологических исследований считают здоровую творческую личность человека.

Целью такой личности является самоосуществление, самоактуализация, рост конструктивного начала человеческого «Я». Человек открыт миру, наделен потенциями к непрерывному развитию и самореализации. Любовь, творчество, рост, высшие ценности, смысл — именно эти и близкие им понятия характеризуют базисные потребности человека. Как отмечает В. Франкл, автор концепции логотерапии, при отсутствии или потере интереса к жизни человек испытывает скуку, предается пороку, его поражают тяжелые неудачи.

  • 17. Своеобразной ветвыо гуманистической психологии можно также считать духовную (христианскую) психологию, которая обращается к области духа. Дух есть сила самоопределения к лучшему, дар усилить и преодолеть то, что отвергается. Духовность открывает человеку доступ к любви, совести и чувству долга.
  • 18. Интерактивная психология рассматривает человека как существо, главной характеристикой которого является общение, взаимодействие между людьми. Цель психологии — изучать законы взаимодействия, общения, взаимоотношений, конфликтов (Э. Берн).

Кратко рассмотрев историю становления психологии, более подробно проанализируем основные направления, концепции и теории психологии, такие, как:

  • • психоанализ;
  • • бихевиоризм;
  • • когнитивная психология;
  • • гуманистическая психология;
  • • трансперсональная психология.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой