Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Прогнозирование процессов в эколого-экономических системах. 
Экологическая оценка

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На втором этапе, называемом экологической экспертизой, производится анализ собранной в ходе первого этапа информации и определение значимости выявленных в ходе первого этапа возможных видов воздействия на компоненты окружающей природной среды. Экологическая экспертиза — установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости… Читать ещё >

Прогнозирование процессов в эколого-экономических системах. Экологическая оценка (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Любое антропогенное воздействие на компоненты окружающей природной среды потенциально опасно. В первую очередь это связано с тонкой сбалансированностью всех природных систем, в результате чего даже незначительное отклонение отдельных параметров от нормы может привести к масштабным нарушениям в функционировании природных биотических сообществ и целых экосистем. Создание природно-техногенных комплексов всегда сопряжено с риском нанести вред компонентам окружающей природной среды, поэтому требует всестороннего изучения на предмет выявления потенциальных рисков нарушения природных объектов. В целом природно-техногенные комплексы по сути аналогичны эколого-экономическим системам, которые, как и первые, представляют собой единство двух основных компонент — окружающей природной среды и объектов экономики, находящихся в постоянной материально-энергетической и информационной взаимосвязи друг с другом. Тем не менее между этими двумя понятиями есть и некоторые отличия. В природно-техногенном комплексе основной упор делается на преобразование окружающей природной среды с целью наилучшего соответствия территории потребностям общества. Понятие «эколого-экономическая система» делает основной акцент на взаимосвязи компонентов окружающей природной среды с объектами экономики в процессе товарного производства.

Любое производство представляет потенциальную опасность для окружающей природной среды, так как нуждается в материальных и энергетических ресурсах, а также образует жидкие, твердые и газообразные побочные продукты переработки сырья и материалов, как правило, являющиеся загрязнителями. Загрязнители, помимо токсического воздействия на флору и фауну, могут затруднять прохождение важнейших биогеохимических циклов в экосистемах, влияя таким образом на устойчивость природных биотических сообществ. Например, накопление в почве тяжелых металлов может привести к снижению активности микроорганизмов, фиксирующих атмосферный азот, и к возникновению его дефицита в почве и, как результат, снижению биопродуктивности фитоценозов. Наоборот, поступление в почву избыточного количества соединений азота, например с кислотными дождями, может вызвать закисление почвы, что также имеет негативные последствия с точки зрения сельскохозяйственного производства, а также дестабилизирует природные экосистемы.

Помимо загрязнителей в процессе производства на окружающую среду оказываются различного рода физические воздействия, например тепловые выбросы и сбросы, шумовое воздействие, засветка территории, что также оказывает негативное воздействие на растительность и на объекты животного мира. Например, в крупных городах присутствует повышенный шумовой фон, который негативно сказывается на популяциях многих птиц, которые в период гнездования активно используют звуки и потому нуждаются в тишине. В условиях шумового загрязнения многие певчие птицы не могут образовать пары и приступить к размножению.

Эти и многие другие факторы указывают на чрезвычайную важность прогнозирования возможных каналов воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду, а также на важность прогнозирования последствий такого воздействия. Если прогноз показывает, что воздействие хозяйственной деятельности на окружающую природную среду приведет к непоправимым последствиям, то правильней отказаться от реализации такой хозяйственной деятельности, чем осуществлять дорогостоящие мероприятия по восстановлению нарушенной окружающей среды. Этот подход называется принципом превентивности (предупредительности), согласно которому предотвращение критического негативного воздействия на окружающую природную среду является более действенным и более экономически целесообразным по сравнению с ликвидацией последствий такого воздействия. Принцип превентивное™ обязательно предусматривает анализ альтернатив в процессе принятия решения по реализации проекта хозяйственной и иной деятельности. Рассмотрение и сравнение нескольких альтернатив достижения целей проекта и вариантов его осуществления обеспечивает свободу принятия решений в зависимости от результатов проведения экологической оценки. Также в процессе прогнозирования возможных негативных последствий намечаемой деятельности следует обязательно вырабатывать предложения по возможным путям снижения интенсивности таких воздействий, например заранее производить расчеты по размерам санитарно-защитных зон, по требуемой эффективности пылегазоочистного оборудования и по прочим техническим и организационным методам снижения негативного воздействия на окружающую природную среду.

Реализация принципа превентивное™ осуществляется путем проведения так называемой экологической оценки. Экологическая оценка — это процесс систематического анализа и оценки экологических последствий намечаемой деятельности, консультаций с заинтересованными сторонами, а также учет результатов этого процесса при принятии решения по допустимости осуществлении данной деятельности. Основные стадии процесса экологической оценки показаны на рис. 6.4.

Основные стадии процесса экологической оценки.

Рис. 6.4. Основные стадии процесса экологической оценки1.

Как показано на рис. 6.4, процесс экологической оценки включает в себя два основных этапа. На первом, называемом оценкой воздействия на окружающую среду, проводится прогноз потенциальных воздействий намечаемой деятельности на окружающую среду и оценка их значимости. На этом же этапе выясняется мнение всех заинтересованных сторон, например населения, проживающего в районе предполагаемого расположения проектируемого объекта экономики или какого-либо иного технического сооружения.[1]

На втором этапе, называемом экологической экспертизой, производится анализ собранной в ходе первого этапа информации и определение значимости выявленных в ходе первого этапа возможных видов воздействия на компоненты окружающей природной среды. Экологическая экспертиза — установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы с точки зрения предупреждения возможных негативных последствий для окружающей природной среды и человека. Экологическая экспертиза основывается на принципах, закрепленных в Федеральном законе от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе»: презумпция потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности; обязательность проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы; комплексность оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности и его последствий; обязательность учета требований экологической безопасности при проведении экологической экспертизы; достоверность и полнота информации, представляемой на экологическую экспертизу; независимость экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий в области экологической экспертизы; научная обоснованность, объективность и законности заключений экологической экспертизы; гласность; участие общественных организаций (объединений); учет общественного мнения; ответственность участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы.

Одним из основных из перечисленных принципов экологической экспертизы является принцип презумпции потенциальной экологической опасности любой хозяйственной и иной деятельности, который предполагает, что любая деятельность может нанести существенный вред окружающей среде. Поэтому если в ходе проведения экологической экспертизы проекта намечаемой деятельности не удастся доказать, что реализация проекта допустима с точки зрения сохранения окружающей среды, то по умолчанию остается в силе утверждение, что реализация проекта недопустима по экологическим соображениям.

Экологическая экспертиза может быть государственной и общественной. Государственная экологическая экспертиза, как и весь процесс экологической оценки, проводится на средства инициатора хозяйственной деятельности, а общественная — на средства общественных организаций и частных лиц, инициировавших процедуру. Общественная экологическая экспертиза может проводиться как одновременно с государственной, так и до ее проведения, но не после государственной.

В результате второго этапа производится выработка заключения по воздействию на окружающую среду или заключение экологической экспертизы. В заключении делается вывод о допустимости или недопустимости реализации проекта хозяйственной или иной деятельности с точки зрения воздействия на компоненты окружающей природной среды. Если в процессе экологической оценки оказывается, что уровень воздействия предполагаемой хозяйственной деятельности на окружающую природную среду слишком велик и реализация такого проекта недопустима по экологическим соображениям, то это не означает, что проект не получит одобрения никогда. В таких случаях проекты отправляют на доработку с учетом сделанных в процессе экологической оценки замечаний. После доработки проект вновь подвергается процедуре экологической оценки.

Заключение

о допустимости реализации проекта вступает в законную силу лишь в Минприроды России.

Экологическая оценка является важным инструментом обеспечения экологической безопасности и должна проводиться в отношении любых проектов хозяйственной деятельности, которые могут оказывать воздействие на компоненты окружающей природной среды.

Следует отметить, что объектами экологической оценки могут быть не только проекты объектов экономики, но и проекты различного рода законодательных актов и межгосударственных соглашений, принятие которых может оказать то или иное воздействие на компоненты окружающей среды. Такое положение связано с тем, что любая хозяйственная и иная деятельность осуществляется в правовом поле, изменение которого может повлиять и на отношения между природопользователями и окружающей средой. В любом случае основное внимание при проведении экологической оценки должно быть уделено тем проектам и тем их элементам, которые предполагают наиболее значительное воздействие на окружающую природную среду. Поэтому полномасштабная экологическая оценка для всех проектов хозяйственной деятельности, например, для проекта закусочной, вряд ли целесообразна. В связи с этим надо оговориться, что не всегда малый масштаб ожидаемого воздействия означает отсутствие необходимости в проведении экологический оценки, так как важно учитывать и значимость такого воздействия, например расположение проектируемого объекта вблизи границ ООПТ или вблизи единственного источника питьевого водоснабжения и т. д. Экологическая оценка необходима не только для проектируемых объектов природопользования, но и для систем природообустройства, так как в ходе природообустройства на природные системы зачастую оказывается более значительное воздействие, чем в процессе природопользования. Примером может служить масштабное засоление и последующая деградация почв, опасность чего существует при функционировании созданных с ошибками систем орошения. Экологическая оценка должна быть сконцентрирована на наиболее важных, ключевых воздействиях. Воздействия в рамках экологической оценки рассматриваются с точки зрения не только их физической величины, но и их значимости для общества в целом и для отдельных социальных групп и граждан.

Помимо названного принципа превентивности в основе экологической оценки лежат еще два принципа: принцип комплексности и принцип демократичности.

Принцип комплексности подразумевает рассмотрение и учет всей совокупности экологических аспектов намечаемой деятельности и связанных с ними изменений во всех природных средах, а также и социальной среде. Этот принцип основывается на представлении о том, что разделение окружающей среды на такие компоненты, как воздух, вода, почва, упрощает реальную ситуацию. В действительности речь должна идти о единой природной системе, неразрывно связанной с обществом. Задача экологической оценки состоит не только в том, чтобы проследить, насколько соблюдаются действующие стандарты и нормативы для отдельных компонентов природной среды, но и в том, чтобы понять, как природно-социальная система в целом отреагирует на воздействие намечаемой деятельности. Экологическая оценка позволяет также выявить воздействия, являющиеся результатом совместного комплексного влияния экологических факторов, возникающих при реализации проекта хозяйственной деятельности. Тут учитывается так называемый эффект синергизма, согласно которому отдельные воздействия могут взаимно усиливаться. В результате воздействия, которые по отдельности могут не противоречить действующим количественным и качественным нормативам, при совместном воздействии зачастую приводят к критическим негативным изменениям состояния природных объектов и систем1.

В основе принципа демократичности лежит положение том, что экологическая оценка не сводится лишь к научно-техническому исследованию, а является инструментом принятия взаимоприемлемых решений. Предполагаемое воздействие намечаемой деятельности на окружающую среду затрагивает интересы потенциально неограниченного круга лиц и организаций. Большинство из них не обладают какими-либо формальными полномочиями в отношении этой деятельности. Инструментом защиты интересов этих сторон могут служить разного рода системы разрешений и лицензирования, а также нормы проектирования. Тем не менее принцип демократичности основывается на признании за этими сторонами права на непосредственное участие в процессе принятия решений. Таким образом, заинтересованные стороны должны иметь возможность участвовать в процессе экологической оценки, и их мнение должно учитываться наряду с заключениями экспертов при формулировании выводов и использовании результатов процесса экологической оценки. Отсутствие демократичности, закрытость и непрозрачность процесса принятия решения часто приводят к тому, что на практике решения в таких системах принимаются на основе неформальных переговоров и соглашений с участием отдельных, наиболее влиятельных заинтересованных сторон. В результате нередко страдает объективность экологической оценки[2][3].

Одним из основных участников экологической оценки является сам инициатор намечаемой хозяйственной деятельности. Им может быть юридическое или физическое лицо, ответственное за планирование и осуществление намечаемой деятельности, например частный предприниматель, планирующий строительство производственного предприятия.

В большинстве случаев расходы, связанные с проведением основных элементов экологической оценки, ложатся на плечи инициатора намечаемой хозяйственной деятельности. Это следствие принципа «загрязнитель платит», а также принципа «презумпции потенциальной экологической опасности намечаемой деятельности», закрепленного в российском законодательстве. Согласно этому принципу бремя доказательства экологической безопасности намечаемой деятельности должно быть возложено на ее инициатора. Это связано также с тем, что экологическая оценка, выполняемая в полном объеме, может быть связана со значительными расходами, которые вряд ли целесообразно возлагать на бюджет государства1.

Вторым участником процесса экологической оценки являются специально уполномоченные органы, имеющие те или иные полномочия по отношению к процессу экологической оценки или намечаемой деятельности в целом. Эти участники выполняют три основные функции:

  • • контроль за процессом экологической оценки;
  • • принятие решения по итогам экологической оценки;
  • • согласование отдельных аспектов намечаемой деятельности[4][5].

Третьим участником являются так называемые другие заинтересованные стороны, на которых реализация проекта намечаемой деятельности может оказать прямое или косвенное воздействие. Согласование интересов с этими сторонами и учет их интересов при планировании намечаемой деятельности составляет одну из важнейших задач экологической оценки. Процесс взаимодействия с заинтересованными сторонами в ходе экологической оценки обычно обозначается термином «консультации и участие общественности». Заинтересованные стороны в процессе экологической оценки могут быть представлены не только местным населением, физическим и юридическим лицами, осуществляющими деятельность в районе реализации проекта, но и государственными органами.

Четвертый участник экологической оценки — это исполнители, которые непосредственно выполняют работы, связанные с процедурами ОВОС и экологической экспертизы. Инициатор деятельности в большинстве случаев прибегает к услугам сторонних организаций для разработки проектной документации и подготовки заключения о воздействии на окружающую среду. Государственные организации могут приглашать консультантов для оценки качества документации по экологической оценке, а общественность может привлекать экспертов для независимой оценки тех или иных аспектов намечаемой деятельности. Исполнители не являются самостоятельными участниками процесса и выполняют задачи, поставленные пригласившим их участником, который и несет ответственность за результаты работы исполнителей.

  • [1] Приводится по: Масленникова И. С., Кузнецов Л. М. Экологический менеджменти аудит: учебник и практикум для академического бакалавриата., 2016.
  • [2] См.: Масленникова И. С, Кузнецов Л. М. Экологический менеджмент и аудит.
  • [3] Там же.
  • [4] Федеральный закон «Об экологической экспертизе».
  • [5] См.: Масленникова И. С., Кузнецов Л. М. Экологический менеджмент и аудит.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой