Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Особенности старших подростков

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Именно в этом возрасте начинают отчетливо проявляться стремления представить себе некоторую общую картину мира, возникает потребность составить о себе и обо всем окружающем собственное представление, выработать свои взгляды и свою точку зрения на жизнь, на свое место в этой жизни. В этом возрасте берет начало (продолжение — в юности) единение потребностей в самоопределении: профессиональное… Читать ещё >

Особенности старших подростков (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Девятиклассники — старший подростковый возраст, не только вплотную приближающийся к раннему юношескому возрасту, но и имеющий с ним многие общие психические и психологические характеристики.

Девятиклассники оканчивают неполную среднюю школу, обладают большим объемом теоретических знаний, у них возрастает способность к абстрактному мышлению, к анализу и обобщению фактов, явлений, т. е. к более совершенному способу познания не только окружающей действительности, но и себя и своего опыта. Девятиклассники, в отличие от восьмиклассников, должны не только задуматься, но и принять очень ответственное решение относительно выбора пути и профиля своего дальнейшего образования: либо выбрать форму завершения общего среднего образования и идти в 10-й класс (своей или другой школы, гимназии, колледжа и т.н.), либо отказаться от продолжения образования. Обучение в профильной школе предполагает, что выпускники 9-х классов достигли достаточно высокого уровня социальной и личностной зрелости, обладают широким кругозором, поэтому могут и должны самостоятельно сделать выбор профильных курсов.

Именно в конце 9-го класса школьники сдают свои первые серьезные экзамены, которые проверяют не только уровень их академической подготовки, но и уровень личностной зрелости. Поэтому весьма актуальными в этом возрасте становятся знания о психологии личности.

Именно в этом возрасте начинают отчетливо проявляться стремления представить себе некоторую общую картину мира, возникает потребность составить о себе и обо всем окружающем собственное представление, выработать свои взгляды и свою точку зрения на жизнь, на свое место в этой жизни. В этом возрасте берет начало (продолжение — в юности) единение потребностей в самоопределении: профессиональное самоопределение начинает встраиваться в личностное самоопределение, становится его неотъемлемой частью. Такая единая потребность подростка находит удовлетворение в том, что он постепенно становится психологически готовым к самоопределению, которое «характеризуется не только пониманием самого себя — своих возможностей и стремлений, но и пониманием своего места в человеческом обществе и своего назначения в жизни» 11, с. 244].

Понимание самого себя — это процесс самопознания, процесс сложный, постоянный, иногда мучительный, но всегда связанный с развитием личности. Внутреннее «я» — самая глубокая, самая тонкая и труднодоступная для понимания сущность человека. «Я» — это целый мир, принадлежащий именно тебе и только тебе.

С учащимися на уроках (занятиях) психологии можно попробовать разобрать соотношение понятий «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность»; суть понятий «сознание» и «бессознательное», «личность» и важнейшие характеристики человека как личности — направленность личности, поведение, поступок [21].

Учащиеся постепенно начинают понимать, что направленность личности — это возникающая в процессе жизни и воспитания человека устойчиво доминирующая система потребностей, мотивов, которая составляет ее важную характеристику и от которой зависят основные качества его личности, так как в основе любого качества личности лежит определенная потребность. Становление личности как раз и связано с развитием потребностей человека. Можно обсудить с учащимися смысл утверждения А. Н. Леонтьева: «Личность не может развиваться в рамках потребления, ее развитие непременно предполагает смещение потребностей на созидание, которое одно не знает границ» [14].

Общественная ценность личности во многом определяется тем, какие потребности у нее преобладают, ради чего человек живет и действует, какова направленность его личности — его желания, интересы, убеждения, мировоззрение и пр. Наиболее глубокой является характеристика направленности с точки зрения отношения человека к себе, к другим людям, к обществу.

Эгоистическая направленность: человека побуждают к действиям мотивы личной заинтересованности. Вспомним, что эгоизм — это себялюбие, предпочтение своих личных интересов интересам других людей, интересам общественным, пренебрежение ими. Эгоистическая мотивация постепенно способствует образованию и закреплению у человека таких черт характера, как зазнайство, жадность, стремление быть на виду, стремление казаться лучше, чем есть на самом деле, пренебрежение к товарищам, высокомерие и др.

Гуманистическая направленность (такую направленность называют также альтруистической, просоциалыюй) — это такие мотивы, которые направляют действия человека на благо других людей. Это мотивы помощи, поддержки, любви к другому человеку или другим людям. Вспомним, что альтруизм — это готовность бескорыстно действовать на пользу других, не считаясь со своими интересами. Гуманистическая мотивация благоприятна для развития доброжелательности, душевной чуткости, бескорыстия, сочувствия, оптимизма, преданности друзьям и своему делу, простоты в общении с людьми, готовности прийти на помощь.

Направленность личности во многом обусловливает поведение человека в обществе, которое определяется всей системой его отношения к действительности, прежде всего к окружающим людям. Именно в поведении и поступках человека проявляется сущность его личности, особенности характера, темперамента, потребности, вкусы, желания, предпочтения. В человеческих поступках всегда присутствует момент осознанного выбора мотива поведения, момент принятия решения. Поэтому поступок можно рассматривать как критерий личности: именно в поступке проявляются все особенности личности. «Каждый твой поступок, — писал В. А. Сухомлинский, — отражается на других людях; не забывай, что рядом с тобой человек». Обсуждению сути поведения человека, культуры поведения следует уделить на занятиях по психологии особое внимание, опираясь на примеры жизненных характеристик, которые приводят учащиеся [9, с. 312—339; 21].

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой