Микроистория.
Теория и методология истории
Теоретик микроисторического подхода Дж. Леви предложил следующий выход из спора о репрезентативности изучаемого объекта: из каждой социальной группы нужно брать несколько моделей, занимающих различное положение в этой группе. При этом для того, чтобы определить пригодность модели, ее нужно не проверять статистически, а испытывать в экстремальных условиях, когда одна или несколько входящих в нее… Читать ещё >
Микроистория. Теория и методология истории (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Мbкронстория — направление, сторонники которого исследуют историю через всестороннее воссоздание жизни одного из «незнаменитых», и в то же время в чем-то нетривиальных представителей того или иного социального слоя. Обычно берется обычный человек в необычной ситуации (в контексте войны, революции или иной кризисной жизненной ситуации).
Микроистория возникла в 1970;е гг. в Италии. Первые работы, написанные в этом ключе, были опубликованы в журнале Quaderni Storici, а затем в серии Microistorie издательства «Эйнауди» Карлом Гинзбургом и Джованни Леви. Хотя термин употреблялся и раньше: впервые его применил Стюарт в уже упоминавшейся книге «Атака Пикетта: Микроистория последней атаки при Геттисберге, 3 июля 1863 г.». Встречалось также отождествление микроистории с краеведением в силу минимальных масштабов изучаемого объекта (например, книга Луиса Гонсалеса-и-Гонсалеса: «Деревня в Смуте: Микроистория селения Сан Хосе де Грасиа», вышедшая в Мехико в 1968 г.)[1]. Такой подход прямо перекликался с высказанным в 1975 г. итальянским гуманитарием Примо Леви определением: «Микроистория есть история, ограниченная в масштабе» .
В те же 1970;е гг. в Германии произошел, по выражению российского историка С. В. Оболенской, «бунт» против представителей историко-критической социальной науки (Ганса-Ульриха Велера, Хармута Беме, Кокки, Михаэля Штюрмера) под лозунгом: «От изучения государственной политики и анализа глобальных общественных структур и процессов обратимся к малым жизненным мирам». Его результатом также было появление ряда микроисторических исследований и среди них ставшей классикой жанра монографии Бернхарда Хауперта и Франца Шефера: «Молодежь между крестом и свастикой. Реконструкция биографии как история повседневности фашизма»[2] (в которой на нескольких сотнях страниц исследуется биография абсолютно рядового человека — танкиста вермахта Йозефа Шефера, сгинувшего, как и миллионы его товарищей, на Второй мировой).
Причиной появления микроистории был кризис макроисторичсских исследований, особенно наглядно проявившийся в 1960;е гг. Во-первых, стали очевидны пределы тотальной истории, стремление к которой было в свое время провозглашено «анналистами». Поскольку это невозможно в принципе, некоторые ученые стали впадать в другую крайность: сосредотачиваться на максимально полном изучении какого-либо индивидуального объекта и контекста, в котором он существовал, чтобы в дальнейшем показать облик эпохи через этот единичный пример. Недаром это направление столь близко к исторической антропологии и истории повседневности и по сути является их ответвлением.
Принципы микроисторического подхода можно выразить следующим образом:
- — история человечества может быть понята только как история каждого индивида;
- — для этого необходимо установить связь частной жизни индивида с общим течением истории;
- — это важно, поскольку вне внимания историков оказываются рядовые творцы истории («Кто построил семивратные Фивы?»);
- — необходимость раскрытия не одного культурного уровня, якобы универсального, а на поверку оказывающегося культурой господствующих слоев, а нескольких, в том числе «примитивной культуры» ;
- — «Бог — в деталях». Необходимость чередования макрои микроистории;
трудность преодоления дистанции между человеком и документом на макроуровне, на микроуровне это сделать легче;
- — микроистория позволяет изучить проблему культурного обмена между элитарной и народной культурами;
- — отличие от биографии и макроисследований: не гомогенный контекст, а множество контекстов, изучение их соотношения и взаимовлияния с индивидом;
- — особый выбор объекта исследования: он должен быть типичным представителем культуры и в то же время — находиться в пограничной ситуации, которая рельефнее высвечивала бы черты этой культуры.
Уже первые работы представителей направления обнажили два его существенных недостатка. Первый, по выражению Ревеля, — «ловушка описательности». Возникает соблазн сползания ученого в простую описательность своего объекта во всем его многообразии, чтобы ничего не пропустить, затронуть все, что имеет отношение к целому.
Второй изъян подхода — проблема репрезентативности изучаемого объекта. Совершенно очевидно, что нельзя воссоздать историю путем арифметического сложения неких «историй» объектов и индивидов. Но насколько верен другой подход: показать всю полноту истории через биографию того или иного представителя слоя, класса, сословия и т. д. Как можно быть уверенным, что в жизни именно данного индивидуума отразились все важнейшие процессы?
Теоретик микроисторического подхода Дж. Леви предложил следующий выход из спора о репрезентативности изучаемого объекта: из каждой социальной группы нужно брать несколько моделей, занимающих различное положение в этой группе. При этом для того, чтобы определить пригодность модели, ее нужно не проверять статистически, а испытывать в экстремальных условиях, когда одна или несколько входящих в нее переменных величин подвергаются сильной деформации. Но все равно проблемы это не снимает, ибо остается открытым вопрос: сколько должно быть таких моделей, чтобы достичь репрезентативности?
Несмотря на все эти противоречия, в западной науке микроисторический подход имеет достаточное количество приверженцев. Можно назвать уже упоминавшуюся монографию Гинзбурга «Сыр и черви», построенную в форме изложения судебного процесса в XVI в. над мельником-еретиком Меноккио, а также книгу Натали Земон Дэвис «Возвращение Мартина Герра» и др.
" Микроистория уже не удовлетворяется рассуждениями о человеке вообще, равно как и объяснительными схемами, которые пытаются вписать этого человека в рамки каких-то политических, социальных, ментальных структур или глобальных процессов модернизации, цивилизации и т. п. Теперь на первый план выходит стремление понять логику поведения конкретных людей в микросообществах, а пресловутые структуры и системы в свете микроанализа предстают незавершенными, открытыми, находящимися в процессе постоянного становления и изменения под влиянием меняющихся интересов и действий людей"[3].
Микроисторический подход дал немало интересных научных исследований, в ряде случаев серьезно повлиявших на взгляды историков на масштабные проблемы. Вместе с тем очевидно, что это очень частный подход, — с его помощью нельзя, скажем, написать историю страны или народа. Микроисторические исследования скорее служат яркими, красочными иллюстрациями к более обширным исследованиям.
- [1] Gonzalez L. Pueblo en vilo: Microhistoria de San Jose de Gracia. Mexico: El Colegio de Mexico, 1968.
- [2] Haupert В. Jugend zwischen Kreuz und Hakenkreuz: Biographische Rekonstruktion als Alltagsgeschichte des Faschismus / B. Haupert, F. Schafer. Frankfurt a/M.: Suhrkamp. 1991.
- [3] Крам М. М. Историческая антропология. С. 182.