Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Эхо войны. 
СОЦИОЛОГИЯ И ОБЩЕСТВО: НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ И ЭТИКА НАУКИ. 
Монография

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Рассмотрим две реальные пирамиды (см. рис. 41), первая из которых показывает движение с первого по десятый класс детей, поступивших в первый класс в школы Новосибирской области в 1947 г., т. е. тогда, когда влияние спада рождаемости еще не сказалось и в первый класс поступило 86 тыс. человек. Как видно из графика, из 45 тыс. мальчиков десятый класс окончило лишь 4,5 тыс., т. е. 10%, а из 41 тыс… Читать ещё >

Эхо войны. СОЦИОЛОГИЯ И ОБЩЕСТВО: НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ И ЭТИКА НАУКИ. Монография (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Склонности и выбор профессии, личные планы и их реализация, социальная ориентация и мобильность — все это в конечном счете зависит от объективных условий развития как общества в целом, так и отдельных регионов. Поэтому, стремясь еще больше расширить степени свободы, которые имеет молодежь при выборе профессии, повысить социальную мобильность, нельзя игнорировать социально-экономические проблемы (демографическую ситуацию в стране, проблемы размещения производства, занятость населения, эффективность системы народного образования и профессиональной подготовки, использования трудовых ресурсов).

Проблемы молодежи имеют не только экономические, но и социальные аспекты. Нами был проведен ряд расчетов, которые позволяют судить о том, как сказываются демографические факторы, в частности спад в рождаемости, не только на численности поступающих и оканчивающих школы, но и на характере отсева, на шансах молодежи на поступление в вузы и техникумы, на жизненных путях представителей различных социальных групп.

Юноши и девушки, которые обследовались нами в 1963 г., — это последнее поколение родившихся в годы Великой Отечественной войны. Известно, что в годы войны[1] наблюдался резкий спад в рождаемости. И наоборот, после ее окончания рождаемость резко увеличилась. Поэтому, естественно, число родившихся в послевоенные годы значительно больше, чем в годы войны.

В последующие годы, напротив, наблюдалось своеобразное «демографическое эхо» войны. Оно выражается в резком, лавинообразном увеличении числа молодежи в возрасте 17— 18 лет, вступающей в самостоятельную жизнь.

Спад в рождаемости, вызванный войной, прежде всего сказался на сокращении числа детей, поступивших в школы (см. рис. 40). Так, число первоклассников в школах Новоси;

Рисунок 40

Эхо войны. СОЦИОЛОГИЯ И ОБЩЕСТВО: НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ И ЭТИКА НАУКИ. Монография.

бирской области уменьшилось с 86 тыс. до 28 тыс., т. е. в три раза. Это не могло не сказаться на отсеве из школ, на шансах различных категорий молодежи в сфере образования, на ее жизненных путях в целом. Роль этого фактора наглядно прослеживается на «пирамидах образования».

Рассмотрим две реальные пирамиды (см. рис. 41), первая из которых показывает движение с первого по десятый класс детей, поступивших в первый класс в школы Новосибирской области в 1947 г., т. е. тогда, когда влияние спада рождаемости еще не сказалось и в первый класс поступило 86 тыс. человек. Как видно из графика, из 45 тыс. мальчиков десятый класс окончило лишь 4,5 тыс., т. е. 10%, а из 41 тыс. девочек — 7,1 тыс., т. е. 17%. В целом лишь 13% из поступивших в первый класс окончили среднюю школу.

Вторая пирамида показывает движение с первого по десятый класс детей, которые поступили в первый класс школ Новосибирской области в 1963 г., т. е. тогда, когда влияние спада рождаемости, вызванного войной, сказалось уже в полной мере. Как видим, в первый класс поступило лишь 19,6 тыс. мальчиков, из которых окончило среднюю школу (одиннадцатый и десятый выпускные классы) 2,7 тысячи, т. е. 14%, а из 17,8 тыс. девочек, поступивших в 1-й класс, окончило школу 4,7 тыс. человек, т. е. 26%. В целом окончило среднюю школу 20%.

При этом, если в первом классе соотношение между мальчиками и девочками было почти одинаковым и в 1947 г. и в 1963 г. (100:99), то уже при окончании средних школ оно понизилось с 63:100 в 1947 г. до 59:100 в 1963 г. Более высокая доля девочек среди оканчивающих среднюю школу вообще характерна для нашей системы общего образования[2]. Здесь же важно подчеркнуть, что эта закономерность в связи с падением рождаемости проявилась еще ярче.

В целом анализ «пирамид образования» показывает, что уменьшение числа учащихся в связи со спадом рождаемости привело к уменьшению отсева, повысило удельный вес окончивших школу. Вместе с тем это должно было уменьшить конкурс в вузах и техникумах, т. е. способствовать росту доли поступивших в вузы и техникумы из поступивших в первый класс школы. Имеет место своеобразная компенсация: родившиеся в самые тяжелые годы войны имеют при прочих равных условиях — в силу своей малочисленности, наибольшие шанРисунок 41

Эхо войны. СОЦИОЛОГИЯ И ОБЩЕСТВО: НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ И ЭТИКА НАУКИ. Монография.

сы для продолжения образования, работы. В то же время это резко уменьшило удельный вес выпускников, которые должны были работать после окончания школы, укрепляло в них скрытую «вузовскую ориентацию», основанную на наивной надежде, что вузы способны поглотить всех окончивших среднюю школу.

Как уже отмечалось, возможности для поступления в вузы у молодежи, живущей в крупных городах, значительно выше, чем в сельской местности, ибо уровень подготовки в городских школах, как правило, выше. На успеваемость, на профессиональные склонности и, следовательно, на шансы получения образования оказывают влияние материальные, жилищные условия. В силу этого социальная структура выпускников средней школы, а тем более студентов вуза не может не отличаться от социальной структуры первоклассников.

Это создает определенную проблему. С одной стороны, молодежи должны быть предоставлены одинаковые возможности для получения образования, но, с другой, в силу неравенства в местожительстве, в уровне преподавания, в материальных условиях в разных семьях, в образовании родителей, в размещении сети учебных заведений и т. п. молодые люди с равными способностями, но с разной подготовкой фактически имеют разные возможности для получения образования.

Эту проблему нельзя быстро решить, но ее нужно видеть, и в соответствии с достигнутым уровнем развития производительных сил намечать шаги в ее решении. Иначе говоря, необходимо социальное прогнозирование в образовании.

В связи с этим целесообразно, чтобы социологические группы вели систематические исследования и, в частности, исследования социальных проблем образования в целях расширения равенства шансов для разных социальных групп молодежи, по выявлению и отбору наиболее способных юношей и девушек на всех стадиях обучения.

Важное значение имеет улучшение трудового воспитания молодежи, дальнейшее совершенствование производственного обучения в школе. Значительный вклад в решение этой проблемы могли бы внести серьезные комплексные исследования, которые давали бы возможность, сомкнув воедино экономический, социологический и педагогический подход, определять оптимальные сроки обучения, вообще поставить на научные основы проблемы общего и профессионального образования.

  • [1] О демографических процессах в годы войны см. работу Б.Ц. Урланиса"Войны и народонаселение Европы". М., 1960.
  • [2] С другой стороны, в 1963 г. в составе принятых в профессионально-технические училища в делом удельный вес юношей составлял 82%.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой