Педагогическая позиция: истоки, типы, характеристика
Педагогическая позиция как культурная позиция является уникальной и единственной в своем роде — она одновременно и личностная (выявляется во всякой встрече взрослого и ребенка), и профессиональная культурно-деятельностная позиция (необходима для создания условий достижения целей образования). Педагог нигде и никогда не встречается с ребенком как с «объектом»: в личностной позиции он всегда… Читать ещё >
Педагогическая позиция: истоки, типы, характеристика (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Понятие базовой педагогической позиции. Специфика педагогических позиций на ступенях образования.
Понятие базовой педагогической позиции
Ранее нами было обосновано положение, согласно которому подлинным субъектом развития в образовании является событийная детско-взрослая общность. В этом положении кроются истоки понимания уникальности профессии педагога: сугубая специфика педагогического труда и образования в целом определяется «разностью возрастных потенциалов» в структуре детско-взрослой общности. Какой же возраст индуцирует «разность потенциалов» развития и специфицирует педагогическую деятельность?
В рамках психолого-педагогической антропологии главным и уникальным возрастом является Взрослость. Позиция взрослости в принципе не приурочена к какому-либо конкретному (паспортному) возрасту. Взрослый всегда тот, кто берет на себя всю полноту ответственности за все и за всех в пространстве собственной жизни. Именно встреча взрослого с представителем любого другого поколения впервые продуцирует собственно педагогическую (детоводительскую) позицию — даже если базовые цели этой встречи не являются сугубо педагогическими, а, например, хозяйственными, политическими и др.
Понятие " педагогическая позиция" в психолого-педагогической антропологии несет очень важную смысловую нагрузку. Под позицией понимается наиболее целостная характеристика поведения человека, свободно и ответственно определившего свое мировоззрение, принципы и поступки во взаимоотношениях с другими. Позиция — это личностный способ реализации базовых целей и ценностей человека в социально-профессиональном пространстве.
В психологии различают тотальную, личностную позицию и ее частную проекцию — профессионально-деятельностную. Личностная позиция возникает и существует во всяких человеческих общностях, профессиональная — только в профессиональном сообществе.
Педагогическая позиция как культурная позиция является уникальной и единственной в своем роде — она одновременно и личностная (выявляется во всякой встрече взрослого и ребенка), и профессиональная культурно-деятельностная позиция (необходима для создания условий достижения целей образования). Педагог нигде и никогда не встречается с ребенком как с «объектом»: в личностной позиции он всегда встречается с другим человеком, в собственно профессиональной — с условиями его становления и развития. Поэтому надуманной проблемой в педагогике оказывается выбор между «субъект-объектными» и «субъект-субъектными» отношениями педагога и ребенка. Эти отношения и личностны, и деятельностны, предметны одновременно.
Антропологический подход к образованию может быть операционализирован в оригинальной типологии базовых педагогических позиций взрослого в детско-взрослой общности (В. И. Слободчиков, Г. А. Цукерман). Первый шаг в различении позиций — определение исходных оснований взаимосвязи жизнедеятельности взрослого и жизнедеятельности ребенка (онтологический аспект). Жизнь человека, с одной стороны, проживается и переживается непосредственно, а с другой — обусловлена культурой, ее содержанием и формами. Поэтому первое разделение позиций взрослых — это их разделение на позиции бытийные, связанные с выращиванием детей и сохранением непосредственного переживания самоценности жизни, и позиции культурные, связанные с созданием, хранением и передачей норм и эталонов культуры другим поколениям.
Второй шаг — определение исходных движущих сил развития детско-взрослой общности (процессуальный аспект). Взрослые в своем отношении к детям стремятся либо к передаче им собственной жизненной позиции, к самовоспроизводству (отождествление), либо к утверждению самобытности ребенка (обособление). Па основе сочетания процессуальных и онтологических аспектов выделяются четыре базовые педагогические позиции взрослых: " родителя", «мудреца», «умельца» и " учителя" (табл. 2).
Таблица 2. Базовые педагогические позиции
Процессуальный аспект | Онтологический аспект | |
Бытийные | Культурные | |
Отождествление | " родитель" | " умелец" |
Обособление | " мудрец" | " учитель" |
Позиции «родителя», «мудреца», «умельца» и «учителя» — ядерные, не сводимые друг к другу; они составляют практически всю материю совместной жизни детей и взрослых, хотя в реальной жизни в чистом виде встречаются редко. Базовые педагогические позиции символизируют начальные и необходимые условия полноценного, гармоничного развития ребенка.
Жизнь с взрослыми в бытийных позициях позволяет ребенку встретиться с настоящим в многообразии его проявлений и с вечностью. Встреча с «родителем» дарит ребенку непосредственную радость существования, переживание самоценности жизни, способность жить настоящим, а не только готовиться к настоящей и будущей жизни. Встреча с «мудрецом» дарует способность найти, создать, усмотреть в общечеловеческой сокровищнице жизненных ценностей свое сокровище, богатство собственной души. Полное обеспечение душевного здоровья, комфорта, непосредственной радости, жизненной укорененности — главный результат работы (жизни) взрослого в бытийных позициях.
Взрослые в культурных позициях дают возможность человеку стать достойным собственного прошлого. В общении с «умельцем» ребенок осваивает уже нажитые людьми культурные ценности и учится не бояться будущего. В общении с «учителем» ребенок обретает способности браться за новые задачи, которых не было в опыте прежних поколений.
Вооружение детей культурными нормами, средствами, способами работы {практической, умственной, организационной) — главный продукт работы взрослого в культурных позициях. «Умелец» погружает ребенка в совместное действие и учит действовать. «Учитель» разрывает «плотную ткань» действия, высвобождая фазу чистого обучения, ориентировки в том, зачем, что и как надо делать. Он учит не действовать, а предварительно учиться действию.
Встреча с «умельцем» формирует в ребенке такого же умельца — к концу этой встречи взрослый и ребенок сравниваются в своей умелости. Такое итоговое равенство не предполагается при встрече ребенка с «учителем». Результатами своих трудов «учитель» удовлетворяется в том случае, если его ученик будет способен учить себя, разовьет у себя потребность и способность учиться. «Умелец» формирует умельца, в то время как «учитель» учащегося (учащего себя).
В то же время не следует смешивать позицию «учителя» с педагогической профессией. Человек может хорошо работать в школе, но не занимать позиции «учителя»: он может общаться с детьми как «умелец» или как «мудрец». С другой стороны, есть прирожденные «учителя», и где бы они ни работали, они относятся к другим людям по-учительски.