Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Общественно-политическая мысль во второй четверти XIX в

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Российский консерватизм (иногда называемый охранительным направлением), защищавший существующие порядки, взял на вооружение теорию «официальной народности». Она определялась формулой министра просвещения того времени С. С. Уварова: «православие, самодержавие, народность». Крупными представителями этого направления были журналисты Ф. В. Булгарин и Н. И. Греч, издававшие газету «Северная пчела… Читать ещё >

Общественно-политическая мысль во второй четверти XIX в (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Во второй четверти XIX в. оформились основные направления русской общественно-политической мысли.

Российский консерватизм (иногда называемый охранительным направлением), защищавший существующие порядки, взял на вооружение теорию «официальной народности». Она определялась формулой министра просвещения того времени С. С. Уварова: «православие, самодержавие, народность». Крупными представителями этого направления были журналисты Ф. В. Булгарин и Н. И. Греч, издававшие газету «Северная пчела», московские профессора М. П. Погодин и С. П. Шевырев, публиковавшиеся в журнале «Москвитянин». Они противопоставляли «процветающую» Россию, где царит мир и спокойствие, «гниющему» Западу, сотрясаемому революциями, обосновывая это благодетельным влиянием самодержавия и крепостного права.

Интеллектуальными центрами, в которых изучались новейшие философские концепции, обсуждались проблемы исторического процесса, судьбы России, стали университетские кружки В. Г. Белинского, А. И. Герцена, Н. В. Станкевича.

В конце 30 — начале 40-х гг. сформировалось либеральное направление отечественной общественно-политической мысли. Оно было представлено двумя течениями: западниками и славянофилами. Их объединяло отрицательное отношение к самодержавию и крепостному праву, а также решительное неприятие революции.

Западники (Т. Н. Грановский, К. Д. Кавелин, В. П. Боткин и др.) исходили из идеи единства исторического процесса и на этой основе считали, что в России должны утвердиться передовые европейские порядки: демократические свободы, парламентаризм, принцип разделения властей, гражданское общество и т. д.

Славянофилы (А. С. Хомяков, братья Аксаковы и Киреевские, Ю. Ф. Самарин) идеал общественного устройства видели в допетровской Руси. Там, по их мнению, царила гармония между народом и властью. Последняя была ограничена представительными учреждениями — земскими соборами. Жизнь строилась на основе принципов общинности, согласия и соборности. Этот идеально-гармоничный уклад был разрушен, по мнению славянофилов, реформами Петра I.

Во второй четверти XIX в. в России появились и социалистические теории. В кружке М. В. Буташевича-Петрашевского изучались идеи французских социалистов Сен-Симона и Фурье, рассматривались возможности их применения на национальной почве. Участники кружка были арестованы и подверглись репрессиям.

А. И. Герцен принадлежал к западническому направлению русской мысли. Однако, оказавшись во время революции 1848 г. в Париже, разочаровался в европейских порядках. В конце 40-х гг. он создал оригинальную теорию русского общинного социализма, получившую название народничества. По мнению А. И. Герцена, крестьянская Россия, покоящаяся на господстве общины, сможет избежать «язв капитализма», пролетаризации населения и революций. Освобождение крестьян с землей будет способствовать утверждению нового строя на принципах общинности, коллективной собственности, социального равенства и выборного самоуправления. По способам достижения цели Герцен колебался между либералами, настаивавшими на мирных реформах, и революционерами, выступавшими за насильственный путь исторического развития.

Борьба между различными направлениями консерватизма, либерализма и социализма определяла и в некоторой степени определяет в настоящее время общественно-политическую жизнь страны.

Образование и наука в первой половине XIX в.

Развитие образования и науки в первой половине XIX в. прежде всего определялось объективными потребностями страны, начавшимся промышленным переворотом, ростом экономики.

Несмотря на колебания правительственного курса в области образовательной политики, увеличивалась численность учебных заведений всех типов. Начальное образование было представлено приходскими и уездными училищами. С 30-х гг. свои школы стали создавать Министерство финансов, Военное и Духовное ведомства. Самую многочисленную сельскую школу образовало Министерство государственных имуществ. В 40−50-е гг. оно открыло 3 тыс. волостных училищ. Появились школы при фабриках.

Среднее образование давали гимназии. С 30-х гг. при них создавались реальные классы для изучения технических наук. Основным звеном высшего образования оставались университеты. Наряду с ними появлялись высшие профессионально-технические учебные заведения: Институт инженеров путей сообщения, Институт гражданских инженеров, Лесной, Горный, Технологический институты и др. Элитным учебным заведением для дворян был Царскосельский лицей.

Военное образование давали кадетские корпуса. Открылась Императорская военная академия — высшее военноучебное заведение. Кадры православного духовенства готовили духовные семинарии.

Большую роль в деле просвещения играли периодические издания. Широкую известность получили общественно-политические журналы: «Вестник Европы» Н. М. Карамзина, «Телескоп» Н. И. Надеждина, «Московский телеграф» Н. А. Полевого, «Современник» А. С. Пушкина, «Отечественные записки» А. А. Краевского.

Развитие просвещения создавало почву для подъема науки. Переворот в научных представлениях о природе пространства совершил профессор Казанского университета Н. И. Лобачевский, создавший новую геометрическую систему, получившую название неевклидовой геометрии. Мировую известность получила деятельность отечественных астрономов: создателей обсерватории Московского университета Д. М. Перевозщикова и Пулковской обсерватории под Петербургом В. Я. Струве.

В области технической мысли В. В. Петров продемонстрировал явление вольтовой дуги, выдвинул идею о ее практическом применении; П. Л. Шиллинг сконструировал первую линию электромагнитного телеграфа; Б. С. Якоби успешно работал над созданием электродвигателей; П. П. Аносов заложил основы металлургии высококачественной стали.

Н. Н. Бекетов, А. М. Бутлеров, Н. Н. Зинин явились создателями отечественной школы химиков. К. Ф. Рулье стал основателем русской школы биологов-эволюционистов. Труды К. М. Бэра положили начало эмбриологии. Н. И. Пирогов впервые применил наркоз, антисептические средства при операциях, неподвижную гипсовую повязку, создал анатомический атлас, получивший мировую известность.

В развитие географической науки огромный вклад внесли И. Ф. Крузеншерн и Ю. Ф. Лисянский, совершившие первое русское кругосветное плавание, М. П. Лазарев и Ф. Ф. Беллинсгаузен, открывшие Антарктиду. Фактически основоположником современной исторической науки стал Н. М. Карамзин, подготовивший 12-томную Историю государства Российского.

Несмотря на успехи в деле просвещения и образования, уровень грамотности населения, прежде всего крестьянского, был крайне низким. Увеличивался разрыв между уровнем образования высших и низших слоев населения. Научные открытия, вследствие экстенсивного пути развития страны, слабо внедрялись в практику.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой