Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Мировое сообщество в конце XX — начале XXI века

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Наряду с процессом глобализации в рассматриваемый период набирала силу и региональная интеграция, прежде всего европейская. В 1992 г. страны Европейского Сообщества приняли Маастрихтское соглашение об образовании Европейского политического, экономического и валютного союза (Евросоюз). В 1995 г. членами Евросоюза стали Австрия, Финляндия и Швеция. С 1 января 1999 г. была введена единая валюта… Читать ещё >

Мировое сообщество в конце XX — начале XXI века (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Первая половина 1990;х гг. XX в. стала завершающей фазой распада биполярной структуры. Стало очевидно, что Российская Федерация не обладает ресурсом противостояния Соединенным Штатам и не проявляет намерений противодействовать Западу в международных отношениях. Напротив, она стремилась к сотрудничеству с ним, даже если условия сотрудничества мало соответствовали ее национальным интересам. В мире сложилась уникальная ситуация: США оказались вне конкуренции. Это подтолкнуло Вашингтон к проведению наступательной внешней политики с целью формирования международного порядка, максимально благоприятного для национальных интересов Соединенных Штатов. На глобальном уровне ни Россия, ни Китай, ни Евросоюз не могли всерьез соперничать с США за влияния в международных делах, а наиболее сильные государства мира — Япония, Великобритания и Франция — были вовлечены за предшествовавшие годы в отношения торгово-экономической и финансовой взаимозависимости с Соединенными Штатами. Под эгидой США шло расширение НАТО в восточном направлении. В 1999 г. членами блока стали Венгрия, Польша и Чехия. Тогда же была принята новая «Стратегическая концепция НАТО», предусматривавшая, кроме коллективной обороны, выполнение и других военно-политических миссий миротворческого, гуманитарного и иного характера. Также была расширена географическая сфера действия: теперь организация была готова действовать вне пределов территории стран-участниц. Исходя из этого положения, войска НАТО приняли участие в войнах на территории бывшей Югославии, в Афганистане, Ираке. В 2002 г. США в одностороннем порядке вышли из Договора по противоракетной обороне. В 2004 г. произошло самое значительное расширение НАТО: участниками блока стали сразу семь восточноевропейских государств, включая страны Балтии. В результате границы альянса вплотную придвинулись к территории России. В 2009 г. членами НАТО стали Хорватия и Албания, а их общее число возросло до 28 государств. В 2006 г. на территории некоторых из этих стран (Польша, Чехия, Румыния) Вашингтон выразил намерение разместить элементы системы противоракетной обороны под предлогом защиты своих европейских союзников от надуманной ракетно-ядерной угрозы со стороны Ирана. Данное намерение натолкнулось на резкое противодействие со стороны российского руководства, так как в действительности системы были направлены в первую очередь против России, создавали угрозу ее безопасности.

В феврале 2007 г. на Международной конференции по вопросам безопасности в Мюнхене президент России В. В. Путин впервые указал на угрозу возобновления гонки вооружений в связи с американскими планами размещения элементов американской системы глобальной ПРО в Восточной Европе. Он заявил о появлении для России необходимости разработки новых видов наступательных вооружений для восстановления нарушенного в мире примерного равновесия силовых возможностей. В связи с этим в июле 2007 г. Россия официально заявила о приостановлении выполнения своих обязательств по ДОВСЕ, а позже вышла из этого договора.

Усиление России вызывает неприятие со стороны США. Привыкнув к роли лидера в однополярном мире, Белый дом не может согласиться с утратой своих позиций. Отсюда — стремление всеми средствами и способами ослабить Россию, оказывая с этой целью давление на своих союзников. В этом ряду — провоцирование и поддержка «цветных революций» на постсоветском пространстве, введение экономических и иных антироссийских санкций и т. п.

Вторая половина 1990;х гг. была отмечена ростом взаимозависимости государств мира в результате резкого повышения интенсивности международных финансово-экономических, торговых и политических связей между ними, увеличением объема мировых информационных потоков, прогрессом в средствах коммуникации. Все эти тенденции, которые вели к возникновению нового состояния международной системы, стали описывать при помощи термина «глобализация». Данный феномен связан, во-первых, с возникновением большого числа международных организаций, среди которых всемирные и региональные, универсальные и специализированные институты и учреждения. Во-вторых, складывается новая система мирового экономического воспроизводства, когда на глобальной экономической сцене значительно усилилась роль транснациональных корпораций (ТНК). В-третьих, человечество столкнулось в последние десятилетия с глобальными проблемами (экологической, демографической, энергетической, продовольственной и др.), которые требуют для своего решения совместных и серьезных усилий всех государств и народов.

Все более угрожающие масштабы приобретает международный терроризм. Его проявления влекут массовые человеческие жертвы, приводят к разрушению материальных и духовных ценностей. Расширение географии терроризма осложняет отношения между социальными, национальными группами и народами. Транснациональный характер растущих угроз террористической деятельности и преступного экстремизма обязывает мировое сообщество консолидировать свои усилия в создании международной системы совместных мер борьбы с терроризмом и иными проявлениями экстремизма.

Одним из важнейших следствий процесса глобализации является формирование глобального гражданского общества. Это общество представляет собой организованное в глобальном масштабе объединение людей, которые независимо от национальной принадлежности или гражданства разделяют общечеловеческие ценности. Эти люди проявляют активность в решении проблем мирового развития, особенно в тех сферах, где правительства не способны или нс желают предпринимать необходимых действий.

В глобализации проявили себя объективные закономерности развития планетарной социальной системы, но наиболее сильные страны мира смогли во многом подчинить тенденции своим интересам, направить их по выгодному для себя руслу. Это породило в мире свои противоречия, одним из которых стали протестные движения антиглобалистов и альтерглобалистов, которые охватили в начале века многие страны мира. Антиглобалисты выступают против глобализации вообще, считая все ее последствия разрушительными для общества и выгодными исключительно «богатой части человечества». Альтерглобалисты протестуют против форм, в которых протекает глобализация, выступая за «альтернативную глобализацию» — более гуманную, социально-ориентированную, учитывающую интересы не только сильных и богатых, но также слабых и бедных стран мира.

Наряду с процессом глобализации в рассматриваемый период набирала силу и региональная интеграция, прежде всего европейская. В 1992 г. страны Европейского Сообщества приняли Маастрихтское соглашение об образовании Европейского политического, экономического и валютного союза (Евросоюз). В 1995 г. членами Евросоюза стали Австрия, Финляндия и Швеция. С 1 января 1999 г. была введена единая валюта — евро. Помимо этого, Маастрихтский договор повысил роль существующих институтов ЕС, придал импульс сотрудничеству стран в области безопасности, иммиграции, прав человека, введения европейского гражданства и т. д.

В связи с увеличением количества стран — членов ЕС, особенно в 2004 г., когда было принято 10 новых государств, возникла необходимость внесения изменений в основополагающие договоры ЕС. В 2004 г. был разработан проект Конституции Евросоюза, но в следующем году он был отклонен на референдумах во Франции и Нидерландах. Для преодоления тупиковой ситуации на Межправительственной конференции в Лиссабоне в октябре 2007 г. был согласован, а в декабре подписан Договор о реформе ЕС (Лиссабонский договор). Он преследовал целью улучшение функционирования Евросоюза и укрепление его роли и позиций на мировой арене в условиях глобальных изменений. Лиссабонский договор вступил в силу 1 декабря 2009 г. В соответствии с Договором были введены две новые должности: постоянный Председатель Европейского Совета и Верховный представитель по иностранным делам и политике безопасности. Главными институтами ЕС являются Европейский Совет, Совет министров, Комиссия ЕС, Европейский парламент (Европарламент), Европейский Суд, Европейская счетная палата, Европейский центральный банк.

Европейский Союз является субъектом международного публичного права, имеет полномочия на участие в международных отношениях и заключение международных договоров. Сформирована общая внешняя политика и политика безопасности, предусматривающая проведение согласованной внешней и оборонной политики. На 1 января 2015 г. членами ЕС являются 28 государств с совокупным населением около 500 млн человек.

На рубеже веков более активно в деятельности интеграционных и финансовых многосторонних институтов начали участвовать США. Наряду с возрастанием использования силы, «экономизация» стала одной из важнейших тенденций внешней политики Вашингтона. США последовательно продвигаются курсом создания единого торгово-экономического пространства в масштабах всего мира. Характерным примером явилось создание в октябре 2015 г. под эгидой США нового межгосударственного объединения — Транстихоокеанского партнерства (ТТП), в которое вошли 12 государств: США, Канада, Япония, Сингапур, Малайзия, Вьетнам, Бруней, Австралия, Новая Зеландия, Мексика, Перу и Чили. Совокупный объем экономики этих стран составляет почти 40% мирового ВВП. По мнению администрации Белого дома, ТТП поможет США усилить свое влияние в Восточной Азии, ослабив там экономические позиции Китая. На очереди — соглашение о свободной торговле между ЕС и США: Трансатлантическое торговое и инвестиционное партнерство (ТТИП), переговоры о создании которого ведутся почти два десятилетия и должны завершиться в 2016 г.

Воспрепятствовать экономической экспансии США может лишь сопротивление растущих экономических гигантов из числа развивающихся стран. В первую очередь можно назвать группу БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР). В пятерке стран альянса проживает половина населения Земли, она дает 30% мирового ВВП, Банк БРИКС с капиталом 100 млрд долл, может стать альтернативой Всемирному банку. Однако на пути превращения пятерки в единое экономическое целое еще предстоит решить немало проблем.

Практикум

Контрольные вопросы и задания

  • 1. Какие изменения произошли в российско-американских отношениях в 1990;е гг.
  • 2. Назовите основные причины расширения НАТО.
  • 3. Почему глобализация является одной из наиболее важных тенденций мирового развития в начале XXI в.
  • 4. Каковы основные направления глобализации?
  • 5. Расскажите о развитии европейской интеграции в XXI в.
  • 6. Приведите примеры «экономизации» политики США.
  • 7. Какова роль БРИКС в современном мире?

Темы докладов

Российско-американские отношения в 1990;е годы.

Тенденции и перспективы процесса глобализации в XXI веке.

Европейская интеграция на современном этапе: проблемы и перспективы. Политика США, но созданию единого всемирного торгово-экономического пространства.

Основные направления внешней политики России в XXI веке.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой