Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Предисловие. 
Психология стресса

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Пятая глава посвящена вопросам психологической помощи в стрессовых ситуациях. Рассматривается проблема диагностики личности и ее состояний, возможные варианты профилактики негативных состояний, вызванных стрессами, проблема социальной и психологической поддержки, психологического сопровождения человека в стрессовых ситуациях. Особое место занимает раздел, освещающий такое направление… Читать ещё >

Предисловие. Психология стресса (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Психология стресса, на первый взгляд, — одна из самых исследованных сфер психологической теории и практики. Сегодня в данной области очень много работ и их поток не прекращается (Т. Г. Бохан, Т. Б. Дмитриева, Л. А. Китаев-Смык, Ю. В. Щербатых и другие). Сама категория стресса стала междисциплинарной, его изучают в биологии, социологии, космонавтике, этнографии, политологии, психологии и др. Чем более прочно укрепляется в обыденном сознании понятие «стресс», тем чаще подвергается сомнению его эвристическая ценность, появляются мнения о бессодержательности, туманности и даже бесполезности данного конструкта. Однако стремительный темп жизни, множество кризисных явлений в обществе, значительные информационные и эмоциональные перегрузки и многое другое ставят нас перед необходимостью еще раз обратиться к проблематике стресса и способам его преодоления. Приходится констатировать: на смену веку неврозов пришел век стрессов, которые стали еще более многоликими, разнообразными и противоречивыми.

Многие из исследователей по-прежнему придерживаются классического понимания стресса как реакции человека на те или иные внешние воздействия, а также соответствующее (стрессовое) состояние человека (Г. Селье, 1936). Иными словами, стресс в классическом варианте рассматривается как общий адаптационный синдром (ОАС), сопровождающийся тревогой, сопротивляемостью и неизбежным истощением, а адаптационная энергия человека носит едва ли не ограниченный характер.

Однако уже сегодня зарождаются концепции исследования стресса как адаптационно-компенсаторных реакций, которые направлены на сохранение целостности организма при меняющихся условиях среды (Т. Б. Дмитриева, А. И. Воложин); и как «сверхадаптивного синдрома», который обеспечивает процесс саморазвития человека (Т. Г. Бохан). Если в первом направлении, признающем социальную сущность человека, но не отрицающем его биологическую природу, по большей части изучаются приспособительные реакции психосоматического характера и ставятся вопросы углубленного изучения роли социальных факторов в возникновении и развитии психических расстройств на фоне стрессов, то во втором — постулируется понимание человека как открытой самоорганизующейся и саморазвивающейся системы с устойчивым стремлением к самореализации, что в итоге может освободить его от разрушительных стрессов.

Безусловно, самореализация невозможна без стресса, но это то, что выводит личность на уровень трансадаптации, предполагающей совершенствование собственной жизни, а не ее разрушение. Созидательная активность личности, ее жизнеспособность, жизнестойкость, выход на уровень жизненного творчества приводят к адекватной оценке стрессовых ситуаций и себя в них, к конструктивному преодолению.

Данный учебник ориентирует студентов на изучение стресса преимущественно как сверхадаптивного синдрома. Впервые вводится раздел, посвященный жизнестойкости личности как стремления человека не просто выживать, но становиться индивидуальностью, развивать смысложизненные установки, реализовывать себя и свои способности, преобразуя при этом окружающий мир. Жизнестойкость рассматривается как творческая реализация личностных ресурсов, устойчивость не к требованиям стрессовой ситуации, а к тем возможностям, которые она дает для осуществления человеком своих целей, смыслов, предназначений.

Таким образом, психология стресса, объединяя многочисленные достижения теории и практики, ставит целью усвоение студентами знаний о психологии стрессовых ситуаций, сущности стресса и стрессовых состояний, динамике их развития, основных способах преодоления стресса, возможностях психокоррекции, психопрофилактики и психотерапии.

Задачи изучения дисциплины:

  • 1) сформировать представление о понятии, признаках и факторах стресса;
  • 2) ознакомить с видами стрессовых ситуаций;
  • 3) способствовать расширению кругозора студентов в вопросах типов и динамики стрессовых состояний и адаптационных ресурсов человека;
  • 4) сформировать понимание психологических проблем поведения личности в стрессовых ситуациях;
  • 5) способствовать приобретению навыков и опыта психологической диагностики, помощи и самопомощи при стрессах.

В первой главе представлены разнообразные подходы к самому понятию стресса от классических до современных; стресс подвергается рассмотрению не только в качестве общего адаптационного, но и в качестве сверхадаптивного синдрома; проанализированы особенности влияния стресса на сознание и поведение человека; сделан анализ факторов и признаков стресса.

Во второй главе особое внимание уделяется психологии стрессовых ситуаций, повседневных и внеповседневных (стрессовым ситуациям, связанным с профессиональной, учебной деятельностью, информационным стрессам, экзистенциальным стрессам и т. п.).

Третья глава посвящена проблеме трансформации личности при стрессах. Анализируются стрессовые расстройства личности. Важное место отводится феномену психологической травмы, рассматриваются типы травм и посттравматические стрессовые расстройства личности как возможные последствия стресса, рассматривается динамика реакций человека на потенциально травматические жизненные события.

В четвертой главе обозначены крайне дискуссионные вопросы преодоления стресса и механизмов психологической защиты личности. Делается анализ преодолевающего поведения личности, которое сопровождается включением разнообразных копингов и психологических защит. Авторами учебника подчеркивается, что в поведении можно обозначить определенные преодолевающие стили, включающие те или иные копинг-стратегии, а также психологические защиты, представляющие собой концептуально схожие действия, которые последовательно используются человеком, чтобы справиться со стрессом. Акцент сделан на жизнестойком стиле преодоления, предполагающем высокий уровень активности, направленность на поиск ресурсов в себе, позитивное восприятие мира, ориентацию на получение опыта, изобретательность при совладании со стрессами. Таким образом, авторами впервые продвигается идея жизнестойкости как науки устойчивого развития личности при стрессах.

Пятая глава посвящена вопросам психологической помощи в стрессовых ситуациях. Рассматривается проблема диагностики личности и ее состояний, возможные варианты профилактики негативных состояний, вызванных стрессами, проблема социальной и психологической поддержки, психологического сопровождения человека в стрессовых ситуациях. Особое место занимает раздел, освещающий такое направление психологической помощи личности при стрессах, как сказкотерапия. С согласия участников приводятся примеры сказочных историй, написанных во время сеансов сказкотерапии.

В каждый параграф включен психологический практикум, содержащий упражнения, задания для рефлексии, современные методики диагностики, проективные тесты и методики. Учебник содержит видеоматериалы (документальные, художественные и мультипликационные фильмы, видеосюжеты и т.н.), которые рекомендованы для просмотра и обсуждения при изучении некоторых разделов курса.

В список основной и дополнительной рекомендуемой литературы входят учебные пособия, учебники, монографии, доступные для студенческой аудитории и максимально полезные при выполнении самостоятельных и творческих работ, а также для проведения исследований по проблематике стресса.

Таким образом, в результате освоения дисциплины студент должен:

знать

  • • предмет, цели и задачи дисциплины;
  • • историю развития учений о стрессе;
  • • современные подходы к проблематике стрессовых состояний и стрессовых ситуаций;
  • • теоретико-методологические основы психологии стресса;
  • • особенности и отличительные признаки стрессов, дистрессов, эустрессов;
  • • профессиональные требования к диагностике, формам и методам работы со стрессовыми состояниями;

уметь

  • • обобщать, самостоятельно систематизировать и анализировать стрессовые ситуации и стрессовые состояния;
  • • интерпретировать содержание понятий психологии стресса;
  • • использовать полученные знания о конструктивных способах преодоления стрессовых состояний на практике;

владеть

  • • навыками системного анализа стрессовых ситуаций и стрессовых состояний;
  • • методами диагностики стрессовых состояний и особенностей их преодоления;
  • • навыками поиска информации, необходимой для решения диагностических, психокоррекционных и психотерапевтических задач в области психологии стресса.

Учебник направлен на повышение компетентности студентов в сфере организации психологической помощи людям в состояниях стресса. Главная задача преподавателя — нацелить студентов на постоянное самообразование и повышение профессиональной квалификации в области развития профессиональной помощи при стрессах.

Таким образом, процесс изучения дисциплины направлен на формирование у студентов общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с ФГОС ВПО и ООП ВПО.

Учебник предназначен для студентов высших учебных заведений, а также для всех, кто интересуется проблематикой стресса, вопросами преодоления стрессовых ситуаций, проблемой личностных ресурсов.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой