Практикум.
Современные социологические теории
Обобщите исследования социализации в социологии Франкфуртской школы. Сформулируйте понятие инструментального разума, раскройте его влияние на социализацию. Раскройте метод эмпирического исследования латентных политических установок, разработанный «франкфуртцами». В чем заключается его эвристическая функция? Подытожьте важнейшие темы в исследованиях развития капитализма представителями… Читать ещё >
Практикум. Современные социологические теории (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Контрольные вопросы и задания
- 1. Поясните, как в марксистской теории капиталистического общества связаны между собой материалистическая диалектика, исторический материализм и политическая экономия?
- 2. Как соотносится марксистская диалектика с тезисом о различии между науками о природе и науками о культуре.
- 3. Сформулируйте существо политико-экономической критики капитализма Марксом. Раскройте его теорию капиталистической эксплуатации рабочих.
- 4. Марксистская теория общества начинает с политического манифеста о революции и лишь затем обращается к разработке фундаментальной теории общества. В системной теории порядок разработки этих логических частей теории обратный. С чем связана разница в подходах?
- 5. Сформулируйте существо метода развития теории общества, предложенного М. Хоркхаймером. В чем заключается его значение для Франкфуртской школы и теории общества?
- 6. Обобщите исследования социализации в социологии Франкфуртской школы. Сформулируйте понятие инструментального разума, раскройте его влияние на социализацию.
- 7. Раскройте теоретическое содержание книги «Диалектика Просвещения». Почему, на ваш взгляд, она проникнута историческим пессимизмом?
- 8. Рассмотрите материалы книги «Исследование авторитарной личности». Охарактеризуйте авторитарные типы личности, проанализированые в ней.
- 9. Раскройте метод эмпирического исследования латентных политических установок, разработанный «франкфуртцами». В чем заключается его эвристическая функция?
- 10. Рассмотрите биографию и творчество Г. Маркузе. Раскройте понятие «одномерного человека», воспользовавшись его одноименной книгой.
- 11. Раскройте связь теории общества франкфуртской школы с психоанализом на примере книги Маркузе «Эрос и цивилизация».
- 12. Подытожьте важнейшие темы в исследованиях развития капитализма представителями Франкфуртской школы, связав их с этапами разработки критической теории.
- 13. Изложите суть теории коммуникативного действия Ю. Хабермаса. Какова функция этого понятия в теории общества?
- 14. В чем заключается колонизация жизненного мира системой по Хабермасу и каковы пути восстановления из сбалансированности?
Задания для самостоятельной работы и темы дискуссий для семинарских занятий[1]
- 2. Теория общества в социологии Франкфуртской школы предполагает определение направленности его развития. Рассмотрите проект нерепрессивной цивилизации, сформулированной Г. Маркузе в книге «Эрос и цивилизация». Какие черты предлагаемой цивилизации уже реализованы в современном обществе?
- 3. Раскройте аргументацию представителей Франкфуртской школы, содержащуюся в критике позитивизма. Почему социальная теория не может ограничиться позитивистским подходом к анализу общества? Обоснуйте ответ, пользуясь аргументами книги «Диатектика Просвещения».
- 4. Термин «критическая теория» подчеркивает ее связь с марксизмом («Капитал» Маркса имеет подзаголовок «Критика политической экономии»). В книге «Диалектика Просвещения» содержится «имманентная критика марксизма». В чем она состоит?
- 5. Охарактеризуйте «новый конфликтный потенциал позднекапиталистического общества», обнаруженный Ю. Хабермасом в книге «Проблемы легитимации позднего капитализма». Что нового в нем в сравнении с классовым конфликтом в марксистской теории?
- 6. В чем заключается проблема легитимации позднего капитализма? Охарактеризуйте ее и критически проанализируйте точку зрения Ю. Хабермаса.
Источники:
Адорно, Т. Исследование авторитарной личности /Т. Адорно [и др.]. — М., 2001.— 416с.
Маркузе, Г. Эрос и цивилизация. Философское исследование учения 3. Фрейда / Г. Маркузе. — Киев: REFL-book, 1994. — 314 с.
Маркузе, Г. Одномерный человек / Г. Маркузе. — Киев: REFL-book, 1994. — 368 с.
Маркузе, Г. Революция в ценностях / Г. Маркузе. Концепт «революция» в современном политическом дискурсе: сб. статей / под ред. Л. Е. Бляхера [и др.]. — СПб.: Алетейя, 2008. — С. 100—107.
Хабермас, К). Отношения между системой и жизненным миром в условиях позднего капитализма // THESIS. — Весна 1993. — Т. 1. — Вып. 2. — С. 123—136.
Хабермас, Ю. Проблема легитимации позднего капитализма / Ю. Хабермас. — М.: Праксис, 2010. — 264с.
Хоркхаймер, М. Затмение разума. К критике инструментального разума / М. Хоркхаймер. — М.: Канон+; РООИ «Реабилитация», 2011. — 223 с.
Хоркхаймер, М. Диалектика Просвещения / М. Хоркхаймер, Т. В. Адорно. — СПб., 1997.-312 с.
Темы рефератов.
- 1. Вклад Франкфуртской школы в политическую социологию.
- 2. Понятие традиционной и критической теории общества.
- 3. Исследования социализации в социологии Франкфуртской школы.
- 4. Понятие тоталитарного общества (по работам представителей Франкфуртской школы).
- 5. Социология Г. Маркузе.
- 6. Социология искусства Т. Адорно.
- 7. Критика Ю. Хабермасом позднего капитализма.
- 8. Теория коммуникативного действия Ю. Хабермаса.
- 9. Двухкомпонентная теория общества Ю. Хабермаса.
Тест Какие из нижеследующих суждений являются правильными?
- 1. Марксизм — это макросоциологическая теория.
- 2. В основе марксизма лежит диалектика.
- 3. Согласно Хоркхаймеру, критическая теория — особое направление в социологии, свободное от недостатков марксизма и позитивизма.
- 4. Согласно первому поколению Франкфуртской школы, Просвещение превратилось из вестника свободы в корень всех бед современной цивилизации.
- 5. Инструментальный разум — это инструмент познания, влияющий на его результат (как любой инструмент).
- 6. Понятие традиционной и критической теории разработал Маркузе.
- 7. Адорно написал книгу «Одномерный человек».
- 8. Фашизм — сложный социально-психологический комплекс личностных качеств.
- 9. Маркузе считал, чтобы изменить нашу цивилизацию, в ней следует поменять культурного героя с Гефеста на Орфея и Нарцисса.
- 10. Фрейд оказал сильное влияние на социологию Франкфуртской школы.
- 11. Хабермас является автором теории коммуникативного действия.
- 12. У Маркузе понятие жизненного мира является ключевым.
Рекомендуемая литература.
Адорно, Т. Негативная диалектика / Т. Адорно. — М.: Научный мир, 2003. — 373 с.
Адорно, Т. Эстетическая теория / Т. Адорно. — М.: Республика, 2001. — 527 с.
Адорно, Т. В. Избранное: Социология музыки / Т. Адорно. — 2-е изд. — М.: РОССПЭН, 2008. — 445 с.
Маркс, К. Экономическо-философские рукописи 1844 года / К. Маркс // Маркс, К., Энгельс, Ф. Поли. собр. соч. — Т. 42. Глава «Отчуждение и груд».
Фромм, Э. Бегство от свободы / Э. Фромм. — М.: Академический проект, 2007. — 271с.
- [1] Изучив исследование авторитарной личности, дайте сравнительную характеристику типичного политического антисемита (A-S-шкала), этноцентриста (Е-шкала), консерватора (РЕС-гикала) и фашиста (F-шкала). Чем по существу отличаются этитипы?