Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Психологическое представление о смысле действий и высказываний

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

По А. Г. Асмолову, личностный смысл представляет собой индивидуализированное отношение к действительности, выражающее отношение человека к тем объектам, ради которых развертывается его деятельность Именно мир личностных смыслов образует внутренний мир личности, т. е. «мой мир» — индивидуальный, субъективный мир отношений к внешнему миру, событиям, другим людям, который имеет конкретное… Читать ещё >

Психологическое представление о смысле действий и высказываний (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

А.Н. Леонтьев и Д. А. Леонтьев выделили понятие личностного смысла — отражения в сознании личности отношения мотива деятельности к цели конкретного действия. Уточняя это положение, Б. С. Братусь отмечает, что личностный смысл возникает при соотнесении психологических образований с более общими: действий — с целями и мотивами, мотивов — с более общими и их системой, с контекстом жизни. Например, если человек бежит, то этот бег может иметь смысл как способ добыть спортивный кубок или догнать трамвай; сам же кубок или трамвай имеют смысл в контексте более общих жизненных планов человека. Действия или предметы, не включенные в более общий контекст, представляются бессмысленными.

Смысл осознается и переживается как значение чего-то для самого человека, он существует как эмоционально переживаемое отношение к чему-то, более или менее ясно осознаваемому, т. е. для возникновения смысла недостаточно (хотя и необходимо) воспринимать и знать нечто, нужно еще переживание его осмысленности. Например, в книге Л. Лагина «Старик Хоттабыч» герой впервые увидел футбол, и ему показалось бессмысленным то, что взрослые мужчины бегают за одним мячом. Но когда ему разъяснили правила игры и чемпионата, он стал страстным болельщиком.

По А. Г. Асмолову, личностный смысл представляет собой индивидуализированное отношение к действительности, выражающее отношение человека к тем объектам, ради которых развертывается его деятельность Именно мир личностных смыслов образует внутренний мир личности, т. е. «мой мир» — индивидуальный, субъективный мир отношений к внешнему миру, событиям, другим людям, который имеет конкретное пространственное, временное и социальное измерения. Будучи порождением жизни, жизнедеятельности субъекта, система личностных смыслов является характеристикой индивидуальности человека.

Смысл действий и предметов не остается неизменным, он постоянно формируется и изменяется в процессе деятельности человека. Рассмотрим кратко условия создания или изменения смысла действий и предметов:

  • 1. Смысл изменяется при изменении значимости мотива или предмета потребности. Это изменение может достигаться:
    • а) Через внешние стимулы с помощью оценок и мнений других людей. Например, в рассказе А. П. Чехова «Хамелеон» городовой, узнав, что собака покусала человека, обвиняет собаку, когда думает, что она бездомная, и пострадавшего человека, когда узнает, что хозяин собаки — важная персона. Другой известный литературный пример. Пьеса А. С. Грибоедова «Горе от ума» кончается репликой Фамусова: «Что будет говорить княгиня Марья Алексевна?» — для Фамусова смысл событий в его собственной семье не в их содержании, а в мнении о нем других.
    • б) Самостоятельно, через сравнение привлекательных и отрицательных сторон предмета и намеренное уменьшение одних и увеличение других. Например, в известной басне «Лиса и виноград» лиса не может достать виноград и уговаривает себя, что недоступный виноград зелен, неспел.
  • 2. Изменение позиции человека, ее роли меняет систему его смыслов. Так, например, смысл учебного предмета, упражнения и т. п. для учителя и ученика часто совершенно различен. Когда человек меняет роль, он часто начисто забывает и свойственные ей смыслы, не замечая этого; нередко многие, даже молодые родители, не понимают смыслов поступков своих детей, хотя они мало отличаются от тех, которые были у них же в недавнем прошлом.
  • 3. Предвидение и переживание возможных последствий действия или отказа от него для себя или других людей может создать или изменить смысл действия. Например, обычно человек старается избежать неприятных болезненных ощущений и кровопролития, но узнав, что больному человеку нужна кровь, может стать донором.
  • 4. Смысл действий может быть усилен или даже создан с помощью символов и ритуалов, увеличивающих значимость действий, а также через обращение к другим людям, вышестоящим лицам, авторитетной группе или к божеству за поддержкой. Известно, что для спортсменов, особенно молодых, важно защищать цвета своего клуба, услышать при победе гимн своей страны и т. п. Однако обращение к ритуальным смыслам таит в себе опасность, так как может превращать людей в фанатиков, толкать их на асоциальные действия.
  • 5. В ситуациях, когда выполнение действия объективно необходимо, но трудно создать у человека его личностный смысл, возможно совмещение в одном действии двух смыслов, один из которых задан ситуацией, а второй создается через связь действия с новым мотивом, привнесенным извне или созданным самим человеком:

А. Новый мотив создается другим человеком:

  • а) для старого действия задается новая цель — соревноваться с кем-то, научить кого-то и т. п. Например, дети в детском саду должны не просто аккуратно застелить постель, а соревноваться, кто сделает это быстрее, или научить этому детей из младшей группы;
  • б) ставится более конкретная цель, например, выполнить определенную работу за определенное время;
  • в) заданное действие рассматривается как условие или средство достижения другой, более привлекательной цели; такой способ создания смыслов широко распространен, он составляет основу внешней мотивации, о которой было написано выше. Например, «Уберешь комнату — сможешь пойти на футбол». Вспомним также, что множество людей выполняют неприятную им работу ради высокой зарплаты.

Б. Создание нового мотива, изменение задачи самим человеком:

  • а) связать заданное действие с мотивами долга, чести, ответственности и т. п. («Я должен поступить так, чтобы не посрамить честь своей семьи, города, профессии», осознавая свою ответственность перед детьми.)
  • б) постановка задачи соревнования с воображаемым соперником или самопроверки на выносливость, терпение и т. п. («Докажу себе, что я это могу») часто сопровождается речевой самостимуляцией (самоприказы, похвалы и т. п.).
  • 5. Привлечение целей и мотивов из воображаемой, а не реальной ситуации. Побудительная сила воображаемых мотивов иногда может быть больше, чем реальных. Установка, созданная воображением, может даже искажать восприятие действительности.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой