Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Виды трансфертов. 
Государственные финансы

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Субвенции на исполнение делегированных полномочий по обеспечению социальной защиты отдельных категорий населения служат примером возмещения затрат, причем объем распределяемых средств устанавливается на основе формулы, зависящей от количества получателей общественных благ в регионе. Вне зависимости от того, как определяется общий фонд средств, которые будут предоставляться в виде безвозмездной… Читать ещё >

Виды трансфертов. Государственные финансы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Различные цели бюджетной политики достигаются посредством соответствующих видов трансфертов. Рациональное построение системы межбюджетных отношений предполагает учет влияния последствий применения трансфертов на поведение получателей средств. Если субфедеральные органы власти обладают реальной бюджетной самостоятельностью (пусть не безграничной), для них актуален выбор оптимального соотношения налогов и потребления локальных общественных благ. Межбюджетные трансферты, изменяя условия выбора, влияют па это соотношение.

Стимулирующее действие трансферта зависит от его тина. По возможности использования трансферты разделяются на целевые и нецелевые (рис. 3.3). Среди целевых трансфертов в зависимости от требования к софинансированию трансфертов со стороны получателя выделяют недолевые и долевые трансферты, последние, в свою очередь, бывают лимитированными и нелимитировапными.

Виды межбюджетных трансфертов.

Рис. 33. Виды межбюджетных трансфертов.

Трансферт называется нецелевым, если он поступает в полное распоряжение регионального или местного бюджета и может быть использован на любые цели, соответствующие полномочиям органов власти данного уровня.

Нецелевыми трансфертами являются дотации из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ. Зачисление доли федеральных налогов в бюджеты субъектов РФ с теоретической точки зрения тоже можно рассматривать как нецелевой налоговый трансферт.

Нецелевой трансферт может быть потрачен на финансирование общественных благ и услуг, а также на снижение налогового бремени. Например, получая дополнительные доходы из федерального бюджета, субъект РФможст принять решение предоставить льготы по налогам, уплачиваемым в собственный бюджет.

При заданном объеме финансовой помощи получатели средств предпочитают нецелевые трансферты, которые предоставляют максимальную свободу действий при выборе направления расходования средств. Поскольку нецелевые трансферты позволяют увеличить доходную часть бюджета и не накладывают ограничений на расходы, получатель трансферта максимизирует свое благосостояние.

Однако органы власти, предоставляющие трансферт, часто готовы пожертвовать удовлетворением получателей трансфертов при условии, что средства тратятся на цели, для финансирования которых формировались трансферты. В данной ситуации целевые трансферты могут гарантировать, что средства будут израсходованы на финансирование услуг, важных с точки зрения вышестоящего бюджета.

Целевой трансферт называется недолевым, если бюджет, предоставляющий средства в виде трансферта, не требует софинасирования данной услуги.

Например, финансирование делегированных полномочий в России осуществляется за счет целевых недолевых трансфертов (субвенций). Целевой недолевой трансферт служит хорошим способом передачи финансовых ресурсов для выполнения функций, важных с точки зрения органов власти, предоставляющих трансферт, но не столь важных с точки зрения получателей трансферта или не относящихся к полномочиям получателей трансферта.

Целевой трансферт называется долевым, если регион обязан дополнять его ассигнованиями из собственных источников на достижение той цели, для которой трансферт предназначен.

Таблица 3.4

Цели предоставления межбюджетных трансфертов и способы их достижения.

Цель.

Межбюджетные трансферты, используемые для достижения цели.

Альтернативный вариант достижения цели.

Устранение вертикального дисбаланса бюджетной системы.

Налоговый трансферт (регулирующие налоги).

Изменение разграничения налоговых источников и расходных обязательств между уровнями бюджетной системы.

Горизонтальное выравнивание (выравнивание финансовых возможностей по предоставлению бюджетных услуг).

Нецелевой выравнивающий трансферт.

Изменение разграничения налоговых источников и расходных обязательств между уровнями бюджетной системы.

Изменение границ территорий.

Стимулирование регионов к проведению политики, отвечающей интересам федерального центра.

Целевой долевой трансферт (блочный трансферт).

Административное воздействие.

Выравнивание обеспеченности определенными бюджетными услугами.

Целевой недолевой трансферт, как правило, постатейный и подушевой (распределяемый исходя из численности получателей бюджетных услуг).

Централизация полномочий и финансирование их из федерального бюджета.

Источник, переработано авторами на основе: Андреева Е. И. Межбюджетные трансферты: экономический смысл, цели и виды / Е. И. Андреева [и др.]. 2006.

  • • доля доходов бюджета, поступающих в центральный (или региональный для трансфертов муниципальным образованиям) бюджет из какоголибо определенного источника (гр. 2);
  • • некоторая сумма, утверждаемая законом о бюджете по субъективному решению органа власти, выделяющего трансферт (однажды утвержденная сумма может ежегодно индексироваться на величину инфляции) (гр. 4);
  • • возмещение заранее утвержденных расходов (гр. 5).

В табл. 3.5 авторами добавлен еще один вариант, применяющийся, например, в Российской Федерации, а именно расчет объема средств по формуле, заранее утвержденной органами власти, выделяющими трансферт (гр. 3).

Вне зависимости от того, как определяется общий фонд средств, которые будут предоставляться в виде безвозмездной финансовой помощи, распределение этих средств между бюджетами представляет собой отдельную процедуру. В табл. 3.5 представлены основные варианты распределения средств:

Таблица 3.5

Варианты формирования и распределения межбюджетных трансфертов.

Распределение средств между получателями.

Установление объема средств, распределяемого между уровнями бюджетной системы.

доля поступлений от федеральных или региональных налогов.

по формуле.

по усмотрению вышестоящего бюджета.

возмещение заранее утвержденных расходов.

По источнику сбора налоговых доходов.

По формуле.

;

По усмотрению вышестоящего бюджета.

Полное или частичное возмещение затрат.

Примечание: «+» — вариант применяется, «-» — вариант не применяется.

Источник: Bahl R. Intergovernmental Transfers in Developing and Transition Countries: Principles and Practice. Municipal Finance Series, Washington D. C. The World Bank, 2000, дополнено авторами.

  • • по источнику (доля от собранных на территории доходов используется при закреплении регулирующих налогов);
  • • по формуле (например, пропорционально численности жителей, налоговому потенциалу; используется в случае предоставления налоговых или выравнивающих трансфертов);
  • • некоторая сумма, утверждаемая в законе о бюджете, но субъективному усмотрению вышестоящего бюджета (этот вариант можно использовать, например, при распределении средств, выделяемых в случае чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий);
  • • полное или частичное возмещение затрат (используется для финансирования делегированных полномочий или в случае долевого финансирования).

Разные страны применяют один или несколько вариантов формирования и распределения трансфертов. Каждый вариант используется для определенных видов трансфертов и имеет как свои достоинства, так и недостатки[1].

В России дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ распределяются по формуле, общий объем распределяемых средств также устанавливается на основе формулы[2].

Субвенции на исполнение делегированных полномочий по обеспечению социальной защиты отдельных категорий населения служат примером возмещения затрат, причем объем распределяемых средств устанавливается на основе формулы, зависящей от количества получателей общественных благ в регионе.

Общий объем распределяемых субсидий может устанавливаться по усмотрению федеральных органов власти исходя из предпочтений по формированию расходов (например, объем средств на поддержку реформирования региональных финансов или повышения эффективности бюджетных расходов) или исходя из численности получателей услуг социальной защиты, если речь идет о софинансировании социальных расходов. Распределение субсидий на обеспечение поддержки региональных мер социальной защиты населения происходит на основе формул.

В то же время субсидии на развитие инфраструктуры распределяются по усмотрению федерального центра на основе анализа потребности в расходах и приоритетов территориального развития.

  • [1] См. подробнее: Bahl R. Op. cit.; Межбюджетные трансферты: экономический смысл, цели и виды / Е. И. Андреева [и др.|.
  • [2] См.: Постановление Правительства РФ от 22 ноября 2004 г. № 670 «О распределениидотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации"(вместе с «Методикой распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченностисубъектов Российской Федерации»),
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой