Π”ΠΈΠΏΠ»ΠΎΠΌΡ‹, курсовыС, Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚Ρ‹, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅...
Брочная ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² ΡƒΡ‡Ρ‘Π±Π΅

Π‘ΠΎΠ²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½Π½Ρ‹Π΅ контСксты Β«ΠΏΠΎΠ½ΠΈΠΌΠ°ΡŽΡ‰Π΅ΠΉ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈΒ»

Π Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΠŸΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² Π½Π°ΠΏΠΈΡΠ°Π½ΠΈΠΈΠ£Π·Π½Π°Ρ‚ΡŒ ΡΡ‚ΠΎΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒΠΌΠΎΠ΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹

ВСкст ΠΊΠ°ΠΊ описаниС (Ρ‡Π΅Π³ΠΎ-Ρ‚ΠΎ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΏΠΎΠ»ΠΎΠΆΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ понято) — Ρ‚ΠΎ ΠΏΡ€ΠΎΠΌΠ΅ΠΆΡƒΡ‚ΠΎΡ‡Π½ΠΎΠ΅ Π·Π²Π΅Π½ΠΎ, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ΅ Π² ΠΎΠΏΠΈΡΠ°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ психологии ΠΌΠΎΠ³Π»ΠΎ Π²Ρ‹ΡΡ‚ΡƒΠΏΠΈΡ‚ΡŒ срСдством познания Π΄ΡƒΡˆΠΈ; Π½ΠΎ ΠΏΠΎΠΌΠΈΠΌΠΎ ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌ соотнСсСния рСфлСксии ΠΈ ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π°Ρ†ΠΈΠΈ Π½ΡƒΠΆΠ½ΠΎ Π±Ρ‹Π»ΠΎ Π±Ρ‹ ΠΈ ΠΎΠ±ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ Ρ€Π°Π·Π»ΠΈ Ρ‡ΠΈΠ΅ Π² ΠΏΡƒΡ‚ях описания своСй ΠΈ Ρ‡ΡƒΠΆΠΎΠΉ Π΄ΡƒΡˆΠΈ. Π˜Π½Ρ‚Π΅Ρ€ΡΡƒΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ понимания ΠΈ Π½Π΅ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΡΡ‚Π°Π²Π»Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ собствСнного Π²Π½ΡƒΡ‚Ρ€Π΅Π½Π½Π΅Π³ΠΎ ΠΌΠΈΡ€Π° «Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΠΌ Π―… Π§ΠΈΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ Π΅Ρ‰Ρ‘ >

Π‘ΠΎΠ²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½Π½Ρ‹Π΅ контСксты Β«ΠΏΠΎΠ½ΠΈΠΌΠ°ΡŽΡ‰Π΅ΠΉ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈΒ» (Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚, курсовая, Π΄ΠΈΠΏΠ»ΠΎΠΌ, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Π°Ρ)

Π“Π΅Ρ€ΠΌΠ΅Π½Π΅Π²Ρ‚ΠΈΠΊΠ° Π½Π° ΡΡ‚Π°ΠΏΠ΅ постмодСрнистского мировоззрСния

Однако остановимся Π½Π° Ρ‚ΠΎΠΌ, ΠΊΠ°ΠΊ ΡΠΏΠ΅Ρ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΡƒΡŽ Ρ€ΠΎΠ»ΡŒ ΠΏΡ€ΠΈΠΎΠ±Ρ€Π΅Ρ‚Π°Π΅Ρ‚ Π² Π³Π΅Ρ€ΠΌΠ΅Π½Π΅Π²Ρ‚ΠΈΠΊΠ΅ идСя диалогичности понимания. ΠŸΡ€ΠΈ этом Π·Π° Ρ€Π°ΠΌΠΊΠ°ΠΌΠΈ Π°Π½Π°Π»ΠΈΠ·Π° останСтся понятиС диалогичности сознания Π² ΠΏΠΎΠ΄Ρ…ΠΎΠ΄Π΅ ?. М. Π‘Π°Ρ…Ρ‚ΠΈΠ½Π° (Ρ‡Ρ‚ΠΎ Ρ‚Ρ€Π΅Π±ΡƒΠ΅Ρ‚ ΡΠΏΠ΅Ρ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹ ΠΏΠΎ ΡΠΎΠΏΠΎΡΡ‚Π°Π²Π»Π΅Π½ΠΈΡŽ с ΠΏΠΎΠ΄Ρ…ΠΎΠ΄ΠΎΠΌ Π›. Π‘. Выготского[1] ΠΈ Ρ€ΡΠ΄ΠΎΠΌ постмодСрнистских ΠΊΠΎΠ½Ρ†Π΅ΠΏΡ†ΠΈΠΉ). ИдСя диалогичности — Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚ Π΄Π»ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΏΡƒΡ‚ΠΈ, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹ΠΉ Π³Π΅Ρ€ΠΌΠ΅Π½Π΅Π²Ρ‚ΠΈΠΊΠ° ΠΏΡ€ΠΎΡˆΠ»Π° ΠΎΡ‚ ΠΏΠ΅Ρ€Π²ΠΎΠΉ Ρ‚Ρ€Π΅Ρ‚ΠΈ XX Π². — ΠΊΠ°ΠΊ Π²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½ Π”ΠΈΠ»ΡŒΡ‚Π΅Ρ, ГуссСрля ΠΈ Π·Π°Ρ‚Π΅ΠΌ Π₯Π°ΠΉΠ΄Π΅Π³Π³Π΅Ρ€Π° — ΠΊ ΠΏΠΎΡΠ»Π΅Π΄Π½Π΅ΠΉ Ρ‚Ρ€Π΅Ρ‚ΠΈ, с ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹ΠΌ ΡƒΠΆΠ΅ прямо соотносится этан постнСклассичСских ΠΌΠΎΠ΄Π΅Π»Π΅ΠΉ Π½Π°ΡƒΡ‡Π½ΠΎΠ³ΠΎ знания.

Π’ ΠΏΡΠΈΡ…ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ ΠΊ 70-ΠΌ Π³Π³. ΡƒΠΆΠ΅ Π±Ρ‹Π»ΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΠΉΠ΄Π΅Π½Ρ‹ этапы ΠΊΠΎΠ³Π½ΠΈΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠΉ Ρ€Π΅Π²ΠΎΠ»ΡŽΡ†ΠΈΠΈ — побСдоносного ΡˆΠ΅ΡΡ‚Π²ΠΈΡ ΠΊΠΎΠ³Π½ΠΈΡ‚ΠΈΠ²ΠΈΠ·ΠΌΠ°, ΠΏΠΎΡ‚Π΅ΡΠ½ΠΈΠ²ΡˆΠ΅Π³ΠΎ Π±ΠΈΡ…Π΅Π²ΠΈΠΎΡ€ΠΈΠ·ΠΌ ΠΈ ΠΏΡΠΈΡ…ΠΎΠ°Π½Π°Π»ΠΈΠ·, — Π° Ρ‚Π°ΠΊΠΆΠ΅ формирования Ρ‚Π°ΠΊΠΎΠ³ΠΎ направлСния, ΠΊΠ°ΠΊ гуманистичСская психология, объСдинившая Π² ΠΎΠ±Ρ‰Π΅ΠΌ Π΄Π²ΠΈΠΆΠ΅Π½ΠΈΠΈ ΠΊ Π³ΡƒΠΌΠ°Π½ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ познания Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ° Ρ€Π°Π·Π½Ρ‹Π΅ психологичСскиС Ρ‚Π΅ΠΎΡ€ΠΈΠΈ ΠΈ ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΠΈ.

ΠšΠ΅Π½Π½Π΅Ρ‚ Π“Π΅Ρ€Π³Π΅Π½, соврСмСнный амСриканский психолог ΠΈ Π°Π²Ρ‚ΠΎΡ€ Ρ‚Π΅ΠΎΡ€ΠΈΠΈ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ конструкционизма, ΠΏΡ€Π΅Π΄Π»ΠΎΠΆΠΈΠ» Π½ΠΎΠ²ΡƒΡŽ ΡΠΏΠΈΡΡ‚Π΅ΠΌΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΡŽ Π½Π° ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π΅ постмодСрнистской ΠΊΡ€ΠΈΡ‚ΠΈΠΊΠΈ ΠΏΠΎΠ·ΠΈΡ‚ΠΈΠ²ΠΈΠ·ΠΌΠ° Π² Π½Π°ΡƒΠΊΠ΅. Π’ Π΅Π³ΠΎ ΠΏΠΎΠ΄Ρ…ΠΎΠ΄Π΅ ΠΊ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΌΡƒ познанию Π“. М. АндрССвой Π²Ρ‹Π΄Π΅Π»Π΅Π½Ρ‹ ΡΠ»Π΅Π΄ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ Π³ΠΈΠΏΠΎΡ‚Π΅Π·Ρ‹: «Π°) ΠΏΠΎΡΠΊΠΎΠ»ΡŒΠΊΡƒ исходным ΠΏΡƒΠ½ΠΊΡ‚ΠΎΠΌ всякого знания являСтся сомнСниС Π² Ρ‚ΠΎΠΌ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΎΠΊΡ€ΡƒΠΆΠ°ΡŽΡ‰ΠΈΠΉ ΠΌΠΈΡ€ Π΅ΡΡ‚ΡŒ Π½Π΅Ρ‡Ρ‚ΠΎ само собой Ρ€Π°Π·ΡƒΠΌΠ΅ΡŽΡ‰Π΅Π΅ΡΡ, объяснСниС Π΅Π³ΠΎ ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ ΠΊΠΎΠ½Π²Π΅Π½Ρ†ΠΈΠ΅ΠΉ; Π±) Π² ΡΡ‚ΠΎΠΌ случаС слова, употрСбляСмыС для обозначСния ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… процСссов, ΠΈΠΌΠ΅ΡŽΡ‚ смысл лишь Π² ΠΊΠΎΠ½Ρ‚СкстС историчСских ΠΈ ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Π½Ρ‹Ρ… воздСйствий; Π²) поэтому ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ»Π° „Ρ‡Ρ‚ΠΎ Ρ‡Π΅ΠΌ ΡΡ‡ΠΈΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ“ Π½Π΅ ΡΠ²Π»ΡΡŽΡ‚ся Ρ‡Π΅ΠΌ-Ρ‚ΠΎ Π·Π°ΡΡ‚Ρ‹Π²ΡˆΠΈΠΌ, Π° Π·Π°Π²ΠΈΡΡΡ‚ ΠΎΡ‚ Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€Π° ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… ΠΈΠ·ΠΌΠ΅Π½Π΅Π½ΠΈΠΉ; Π³) ΠΎΡ‚ΡΡŽΠ΄Π° описания ΠΈ ΠΎΠ±ΡŠΡΡΠ½Π΅Π½ΠΈΡ ΠΌΠΈΡ€Π° сами ΠΊΠΎΠ½ΡΡ‚Ρ€ΡƒΠΈΡ€ΡƒΡŽΡ‚ ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½Π½Ρ‹Π΅ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡ‹ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ дСйствия ΠΈ Ρ‚Π΅ΠΌ самым Π²ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π°ΡŽΡ‚ΡΡ Π² ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΡƒΡŽ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ» [АндрССва Π“. Πœ., 2009, с. 130].

Под сомнСниС Π“Π΅Ρ€Π³Π΅Π½ΠΎΠΌ поставлСна сама тСория знания ΠΊΠ°ΠΊ ΠΌΠ΅Π½Ρ‚Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ прСдставлСния; ΠΈ ΡΠΎΠΎΡ‚Π²Π΅Ρ‚ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‰Π°Ρ ΠΊΡ€ΠΈΡ‚ΠΈΠΊΠ° ΠΊΠΎΠ³Π½ΠΈΡ‚ΠΈΠ²ΠΈΠ·ΠΌΠ° Π»Π΅ΠΆΠΈΡ‚ Π² ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π΅ поиска Π°Π»ΡŒΡ‚Π΅Ρ€Π½Π°Ρ‚ΠΈΠ²Ρ‹ Π² Ρ‚ΠΎΠΉ Π³ΠΈΠΏΠΎΡ‚Π΅Π·Π΅ ΠΎ ΠΊΠΎΠ½ΡΡ‚Ρ€ΡƒΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠΌ построСнии знания, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ΅ Π²ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π°Π΅Ρ‚ дСйствия людСй Π½Π° ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π½Π΅ дискурса, зависящСго ΠΎΡ‚ ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Π½ΠΎ-историчСского контСкста, ΠΈ Π² Ρ…ΠΎΠ΄Π΅ ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ³ΠΎ строится Ρ‚ΠΎ ΠΈΠ»ΠΈ ΠΈΠ½ΠΎΠ΅ ΠΏΠΎΠ½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠ΅. К. Π“Π΅Ρ€Π³Π΅Π½ пСрСнСс прСдставлСниС ΠΎ ΠΏΠ΅Ρ€Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ°Ρ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹Ρ… высказываниях Π”ΠΆ. ΠžΡΡ‚ΠΈΠ½Π° Π½Π° Π²Π΅ΡΡŒ язык Π²ΠΎΠΎΠ±Ρ‰Π΅. Π”ΠΆ. ΠžΡΡ‚ΠΈΠ½ (1911 — 1960) — английский ΠΏΡ€Π΅Π΄ΡΡ‚Π°Π²ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒ аналитичСской философии, Ρ†Π΅Π»ΡŒ ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΉ Π²ΠΈΠ΄Π΅Π» Π² ΠΏΡ€ΠΎΡΡΠ½Π΅Π½ΠΈΠΈ Π²Ρ‹Ρ€Π°ΠΆΠ΅Π½ΠΈΠΉ ΠΎΠ±Ρ‹Π΄Π΅Π½Π½ΠΎΠ³ΠΎ языка.

Богласно Π΅Π³ΠΎ ΠΊΠΎΠ½Ρ†Π΅ΠΏΡ†ΠΈΠΈ с ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒΡŽ Ρ€Π΅Ρ‡Π΅Π²Ρ‹Ρ… Π°ΠΊΡ‚ΠΎΠ² люди Π½Π΅ Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ ΠΎΠΏΠΈΡΡ‹Π²Π°ΡŽΡ‚, Π½ΠΎ ΠΈ Ρ‚ворят события (ΠΊΠ°Ρ€Ρ‚ΠΈΠ½Ρƒ ΠΌΠΈΡ€Π°). Для описания слуТат ΠΊΠΎΠ½ΡΡ‚Π°Ρ‚ΠΈΡ€ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ высказывания, Π° Π΄Π»Ρ творСния — Ρ€Π°Π·ΠΌΡ‹ΡˆΠ»Π΅Π½ΠΈΡ, ΠΏΠΎΠ»Π΅Ρ‚Π° Ρ„Π°Π½Ρ‚Π°Π·ΠΈΠΈ — ΠΏΠ΅Ρ€Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ°Ρ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹Π΅. И ΠΏΠΎΡΠ»Π΅Π΄Π½ΠΈΠ΅ ΠΈΠ΅ ΠΌΠΎΠ³ΡƒΡ‚ ΠΎΠ±Π»Π°Π΄Π°Ρ‚ΡŒ ΠΈΡΡ‚ΠΈΠ½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ (ΠΈΠ»ΠΈ Π»ΠΎΠΆΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ), Π° ΠΌΠΎΠ³ΡƒΡ‚ ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΈΠ²Π°Ρ‚ΡŒΡΡ ΠΏΠΎ ΡƒΡΠΏΠ΅ΡˆΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ понимания Ρ‡Π΅Π³ΠΎ-Ρ‚ΠΎ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Π΄Π°Π½ΠΎ Π² Ρ€Π΅Ρ‡Π΅Π²ΠΎΠΌ Π°ΠΊΡ‚Π΅ (ΠΎΡ‚ ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠ³ΠΎ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ° ΠΊ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΎΠΌΡƒ).

Богласно Π“Π΅Ρ€Π³Π΅Π½Ρƒ любоС Ρ‚Π΅ΠΎΡ€Π΅Ρ‚ΠΈΠ·ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ являСтся ΠΏΠ΅Ρ€Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ°Ρ‚ΠΈΠ²ΠΎΠΌ, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹ΠΉ ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Π΄Π°Π΅Ρ‚ Ρ‚ΠΎ ΠΈΠ»ΠΈ ΠΈΠ½ΠΎΠ΅ содСрТаниС (с Ρ€Π°Π·Π½ΠΎΠΉ ΡΡ‚Π΅ΠΏΠ΅Π½ΡŒΡŽ ΡƒΡΠΏΠ΅ΡˆΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ) Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ Π² Ρ€Π°ΠΌΠΊΠ°Ρ… ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½Π½ΠΎΠΉ «ΡΠ·Ρ‹ΠΊΠΎΠ²ΠΎΠΉ ΠΈΠ³Ρ€Ρ‹» (Ρ‚Π΅Ρ€ΠΌΠΈΠ½ ΠΏΠΎΠ·Π΄Π½Π΅Π³ΠΎ Π’ΠΈΡ‚Π³Π΅Π½ΡˆΡ‚Π΅ΠΉΠ½Π°). ΠŸΡ€ΠΈ этом Π“Π΅Ρ€Π³Π΅Π½ΠΎΠΌ ΡΠΎΡ‡Π΅Ρ‚Π°ΡŽΡ‚ΡΡ Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Π½Π° ΠΏΠΎΠ²Π΅ΡΡ‚Π²ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ, ΠΈΠ»ΠΈ Π½Π°Ρ€Ρ€Π°Ρ‚Π°Ρ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹ΠΉ, ΠΏΠΎΠ΄Ρ…ΠΎΠ΄ ΠΈ диалогичСский, ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΏΠΎΠ»Π°Π³Π°ΡŽΡ‰ΠΈΠΉ Π²Ρ‹Ρ…ΠΎΠ΄ Π² ΠΏΠΎΠ·Π½Π°Π²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΌ процСссС Π·Π° Ρ€Π°ΠΌΠΊΠΈ ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ Π― ΠΊΠ°ΠΊ ΡΡƒΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚Π° познания ΠΊ Π²Π·Π°ΠΈΠΌΠΎΠ΄Π΅ΠΉΡΡ‚виям с Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΠΌΠΈ.

Π’ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π΅, посвящСнной Ρ€ΠΎΠ»ΠΈ ΠΌΠΎΠ±ΠΈΠ»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… Ρ‚Π΅Π»Π΅Ρ„ΠΎΠ½ΠΎΠ² ΠΈ ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Ρ€Π½Π΅Ρ‚Π°, Π“Π΅Ρ€Π³Π΅Π½ [2006] Π΄Π°Π½ Π°Π½Π°Π»ΠΈΠ· спСцифики сущСствования Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ° Π² ΡΠΎΠ²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎΠΌ ΠΌΠΈΡ€Π΅ с Ρ‚ΠΎΡ‡ΠΊΠΈ зрСния измСнСния устанавливаСмых ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ. БистСмы связи, с ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠΉ стороны, Ρ‡Ρ€Π΅Π·Π²Ρ‹Ρ‡Π°ΠΉΠ½ΠΎ Ρ€Π°ΡΡˆΠΈΡ€ΡΡŽΡ‚ ΠΏΠΎΠ»Π΅ взаимодСйствий, Π½ΠΎ Ρ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΎΠΉ, ΡΠΆΠΈΠΌΠ°ΡŽΡ‚ Π΅Π³ΠΎ, Ρ‚Π°ΠΊ ΠΊΠ°ΠΊ ΡΡƒΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ ΠΎΠ³Ρ€Π°Π½ΠΈΡ‡Π΅Π½ установлСнными связями Π² Π±Π΅ΡΠΊΡ€Π°ΠΉΠ½Π΅ΠΌ ΠΌΠΎΡ€Π΅ ΠΏΠΎΡ‚Π΅Π½Ρ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ….

ΠŸΡ€ΠΈΠΌΠ΅Π½ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ ΠΊ ΠΏΠΎΡΡ‚Ρ€ΠΎΠ΅Π½ΠΈΡŽ Π―-ΠΊΠΎΠ½Ρ†Π΅ΠΏΡ†ΠΈΠΈ идСя ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ конструкционизма Π±Ρ‹Π»Π° обоснована Π² ΡΡ‚огСничСской Ρ‚Π΅ΠΎΡ€ΠΈΠΈ английского психолога ΠΈ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΎΠ»ΠΎΠ³Π° Π½Π°ΡƒΠΊΠΈ Π . Π₯Π°Ρ€Ρ€Π΅, Π²Ρ‹ΡΡ‚ΡƒΠΏΠΈΠ²ΡˆΠ΅Π³ΠΎ, ΠΊΠ°ΠΊ ΠΈ К. Π“Π΅Ρ€Π³Π΅Π½, с ΠΊΡ€ΠΈΡ‚ΠΈΠΊΠΎΠΉ ΠΊΠΎΠ³Π½ΠΈΡ‚ΠΈΠ²ΠΈΠ·ΠΌΠ° ΠΈ ΠΏΡ€Π΅Π΄Π»ΠΎΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ Π°Π»ΡŒΡ‚Π΅Ρ€Π½Π°Ρ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΏΡƒΡ‚ΠΈ Π² ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΌ ΠΏΠΎΠ·Π½Π°Π½ΠΈΠΈ. «Π’Ρ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΉ Ρ€Π΅Π²ΠΎΠ»ΡŽΡ†ΠΈΠ΅ΠΉ» — послС ΠΏΠΎΠ±Π΅Π΄Ρ‹ ΠΊΠΎΠ³Π½ΠΈΡ‚ΠΈΠ²ΠΈΠ·ΠΌΠ° — Π₯Π°Ρ€Ρ€Π΅ считал ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Ρ…ΠΎΠ΄ ΠΊ Π½Π°Ρ€Ρ€Π°Ρ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠΌΡƒ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΡΡ‚Π°Π²Π»Π΅Π½ΠΈΡŽ знания [Π₯Π°Ρ€Ρ€Π΅ Π ., 1996]. Он Π½Π°ΡΡ‚Π°ΠΈΠ²Π°Π» Π½Π° Ρ‚ΠΎΠΌ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΊΠ°Ρ‚Π΅Π³ΠΎΡ€ΠΈΠΈ, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹ΠΌΠΈ ΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΡƒΡŽΡ‚ΡΡ участники любого дискурса, ΠΎΡ‚Ρ€Π°ΠΆΠ°ΡŽΡ‚ Ρ€Π΅Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… дСйствий. ΠžΡΡƒΡ‰Π΅ΡΡ‚Π²Π»ΡΠ΅ΠΌΠΎΠ΅ с ΠΈΡ… ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒΡŽ построСниС ΠΊΠ°Ρ€Ρ‚ΠΈΠ½Ρ‹ ΠΌΠΈΡ€Π° Π΅ΡΡ‚ΡŒ ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠ²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎ дСйствия Π²Π½ΡƒΡ‚Ρ€ΠΈ этого ΠΌΠΈΡ€Π°, Ρ‚. Π΅. ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΠΈ. И Π΅Π³ΠΎ ΠΊΡ€ΠΈΡ‚ΠΈΠΊΠ° Ρ‚Ρ€Π°Π΄ΠΈΡ†ΠΈΠΎΠ½Π½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΊΠΎΠ³Π½ΠΈΡ‚ΠΈΠ²ΠΈΠ·ΠΌΠ° ΡΡ‚Ρ€ΠΎΠΈΠ»Π°ΡΡŒ Π½Π° Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…одимости Π²ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π΅Π½ΠΈΡ Π·Π²Π΅Π½Π° ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… взаимодСйствий Π² ΠΏΠΎΡΡ‚Ρ€ΠΎΠ΅Π½ΠΈΠ΅ знания. ΠŸΡ€ΠΈ этом Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΠΎ Π±Ρ‹Π»ΠΎ ΠΏΠ΅Ρ€Π΅ΠΊΠ»ΡŽΡ‡ΠΈΡ‚ΡŒΡΡ с ΠΎΠΏΠΈΡΠ°Π½ΠΈΡ Π― ΠΊΠ°ΠΊ сущности Π½Π° конструрированиС Π―. Π­Ρ‚ΠΎ ΠΎΠ·Π½Π°Ρ‡Π°Π»ΠΎ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π―-концСпция ΡƒΠΆΠ΅ Π½Π΅ ΠΏΡ€ΠΈΠ½Π°Π΄Π»Π΅ΠΆΠΈΡ‚ ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΌΡƒ сознанию ΠΊΠ°ΠΊ Π½Π΅Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π΄Π°Π½Π½ΠΎΠ΅ (ΠΈΠ»ΠΈ Π·Π°Π΄Π°Π½Π½ΠΎΠ΅ Π² ΠΊΠ°Ρ‚Π΅Π³ΠΎΡ€ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΌ ΠΎΡ„ΠΎΡ€ΠΌΠ»Π΅Π½ΠΈΠΈ Π―), Π° ΠΏΡ€ΠΎΡ…ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚ Π°ΠΊΡ‚ творСния, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ΅ зависимо ΠΎΡ‚ ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΡƒΠ΅ΠΌΡ‹Ρ… ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΎΠ².

ΠžΠ±Ρ‰ΠΈΠΌ для амСриканской ΠΈ Π΅Π²Ρ€ΠΎΠΏΠ΅ΠΉΡΠΊΠΎΠΉ Ρ‚Ρ€Π°Π΄ΠΈΡ†ΠΈΠΉ, прСдставляСмых Π½Π°Π·Π²Π°Π½Π½Ρ‹ΠΌΠΈ Π°Π²Ρ‚ΠΎΡ€Π°ΠΌΠΈ, являСтся Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡƒΠ»ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ дискурса ΠΊΠ°ΠΊ Π°Π»ΡŒΡ‚Π΅Ρ€Π½Π°Ρ‚ΠΈΠ²Ρ‹ путям познания, Ρ€Π°Π·Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π°Π½Π½Ρ‹ΠΌ Π½Π° ΡΡ‚Π°Π΄ΠΈΠΈ классичСской Π½Π°ΡƒΠΊΠΈ. Π˜Ρ… Π½Π΅ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Π½ΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΊ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΌΡƒ ΠΌΠΈΡ€Ρƒ дСмонстрировали ΠΈ ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΈΠ΅ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΠ΅ исслСдоватСли. БобствСнно ΠΏΠ΅Ρ€Π²Ρ‹ΠΉ нСклассичСский Ρ‚ΠΈΠΏ Ρ€Π°Ρ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΏΡƒΡ‚ΠΈ познания — Π² ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΈ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΌΠΈΡ€Π° — раскрывался М. ΠœΠ°ΠΌΠ°Ρ€Π΄Π°ΡˆΠ²ΠΈΠ»ΠΈ ΠΊΠ°ΠΊ характСристика марксова ΠΌΡ‹ΡˆΠ»Π΅Π½ΠΈΡ (ΠΏΠΎΠ΄Ρ€ΠΎΠ±Π½Π΅Π΅ Π² Π³Π». 11). ΠŸΠΎΠ΄Ρ‡Π΅Ρ€ΠΊΠΈΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ Π² ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΌ конструктивизмС Ρ€Π°Ρ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… ΠΊΠΎΠΌΠΏΠΎΠ½Π΅Π½Ρ‚ΠΎΠ² Π½Π°ΡƒΡ‡Π½ΠΎΠ³ΠΎ знания — противополоТная ΠΈΠ΄ΡƒΡ‰Π΅ΠΉ ΠΎΡ‚ Π”ΠΈΠ»ΡŒΡ‚Π΅Ρ Ρ‚Ρ€Π°Π΄ΠΈΡ†ΠΈΠΈ двиТСния ΠΏΠΎ Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½ΠΈΡŽ ΠΊ ΠΈΠ½Ρ‚ΡƒΠΈΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎ[2] умопостигаСмым сущностям.

Вопросом остаСтся, Π² ΠΊΠ°ΠΊΠΎΠΉ стСпСни Ρ€Π΅Ρ‡ΡŒ Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ½Π° ΠΈΠ΄Ρ‚ΠΈ ΠΎ ΠΌΠ΅Π½Ρ‚Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… модСлях знания. Π’Π°ΠΊΠΎΠ²Ρ‹Π΅ соотносятся ΠΈΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎ с ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌ ΠΏΠΎΠ·Π½Π°Π½ΠΈΠ΅ΠΌ (ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌ Π² Ρ‚ΠΎΠΉ стСпСни, Π² ΠΊΠ°ΠΊΠΎΠΉ ΠΎΠ½ΠΎ Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½ΠΎ Π½Π° ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΡƒΡŽ Ρ€Π΅Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΈ ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΡƒΠ΅Ρ‚ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎ Π·Π°Π΄Π°Π½Π½Ρ‹Π΅ срСдства), Π° ΠΏΡ€Π΅Π΄ΡΡ‚Π°Π²Π»Π΅Π½Π½Ρ‹Π΅ Π² Π½Π°ΡƒΠΊΠ΅ ΠΏΡƒΡ‚ΠΈ Ρ‚Π΅ΠΎΡ€Π΅Ρ‚ΠΈΠΊΠΎ-эмпиричСского построСния Π½Π°ΡƒΡ‡Π½Ρ‹Ρ… ΠΎΠ±ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π½ΠΈΠΉ ΠΊΠ°ΠΊ ΠΏΡƒΡ‚ΠΈ, Π³Π΄Π΅ ΠΏΠΎΠ½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠ΅ ΠΈ ΠΎΠ±ΡŠΡΡΠ½Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π½Π΅Ρ€Π°Π·Ρ€Ρ‹Π²Π½ΠΎ слиты, навряд Π»ΠΈ ΠΌΠΎΠ³ΡƒΡ‚ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ свСдСны ΠΊ Π΄ΠΈΡΠΊΡƒΡ€ΡΠΈΠ²Π½ΠΎΠΌΡƒ ΠΏΠΎΡΡ‚Ρ€ΠΎΠ΅Π½ΠΈΡŽ ΠΌΠΎΠ΄Π΅Π»Π΅ΠΉ.

Π‘Π»Π΅Π΄ΡƒΡŽΡ‰Π΅Π΅ Π²Π°ΠΆΠ½ΠΎΠ΅ понятиС, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ΅ наряду с Π΄ΠΈΠ°Π»ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ ΠΎΡ‚Ρ€Π°ΠΆΠ°Π΅Ρ‚ ΠΈΠ·ΠΌΠ΅Π½Π΅Π½ΠΈΠ΅ направлСнности рассматриваСмых конструктивистских ΠΏΠΎΠ΄Ρ…ΠΎΠ΄ΠΎΠ² ΠΊΠ°ΠΊ постнСклассичСских, — Π΄Π΅Ρ†Π΅ΠΏΡ‚Ρ€ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½Π½Ρ‹ΠΉ ΡΡƒΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚. Π­Ρ‚ΠΎ двойствСнная ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΠ°: ΠΎΡ‚ΠΊΡ€Ρ‹Ρ‚ΠΎΡΡ‚ΡŒ Π”Ρ€ΡƒΠ³ΠΎΠΌΡƒ (ΠΈ Π²Ρ‹Ρ…ΠΎΠ΄ Π·Π° ΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Ρ‹ Π―) Π² Ρ„илософии диалогичСской направлСнности ΠΈ ΠΈΡΡ‡Π΅Π·Π½ΠΎΠ²Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π― (ΠΊΠ°ΠΊ Π°Π²Ρ‚ΠΎΡ€Π°) Π² ΠΏΠΎΡΡ‚модСрнисткой Ρ‚Ρ€Π°ΠΊΡ‚ΠΎΠ²ΠΊΠ΅ ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Ρ€ΠΏΡ€Π΅Ρ‚Π°Ρ‚ΠΈΠ²ΠΈΠ·ΠΌΠ°. ΠŸΡ€ΠΈ этом Ρ€Π΅Ρ‡ΡŒ ΠΌΠΎΠ³Π»Π° ΠΈΠ΄Ρ‚ΠΈ ΠΎ Ρ€Π°Π·Π½Ρ‹Ρ… Π”Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΡ…: Π°) Π”Ρ€ΡƒΠ³ΠΎΠΉ Π² ΡΠ΅Π±Π΅ самом — ΠΊΠ°ΠΊ Π½ΠΎΡΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΎΠΉ вСрсии толкования; Π±) Π”Ρ€ΡƒΠ³ΠΎΠΉ ΠΊΠ°ΠΊ Ρ‚ΠΎΡ‚, ΠΊ ΠΊΠΎΠΌΡƒ ΠΎΠ±Ρ€Π°Ρ‰Π΅Π½ тСкст ΠΈΠ»ΠΈ Π²) Ρ‚ΠΎΡ‚ Π°Π²Ρ‚ΠΎΡ€ тСкста, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΌΡƒ ΠΏΡ€ΠΈΠΏΠΈΡΡ‹Π²Π°ΡŽΡ‚ΡΡ ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½Π½Ρ‹Π΅ ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π½Ρ†ΠΈΠΈ (Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ понятым).

ВСкст ΠΊΠ°ΠΊ описаниС (Ρ‡Π΅Π³ΠΎ-Ρ‚ΠΎ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΏΠΎΠ»ΠΎΠΆΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ понято) — Ρ‚ΠΎ ΠΏΡ€ΠΎΠΌΠ΅ΠΆΡƒΡ‚ΠΎΡ‡Π½ΠΎΠ΅ Π·Π²Π΅Π½ΠΎ, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ΅ Π² ΠΎΠΏΠΈΡΠ°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ психологии ΠΌΠΎΠ³Π»ΠΎ Π²Ρ‹ΡΡ‚ΡƒΠΏΠΈΡ‚ΡŒ срСдством познания Π΄ΡƒΡˆΠΈ; Π½ΠΎ ΠΏΠΎΠΌΠΈΠΌΠΎ ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌ соотнСсСния рСфлСксии ΠΈ ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π°Ρ†ΠΈΠΈ Π½ΡƒΠΆΠ½ΠΎ Π±Ρ‹Π»ΠΎ Π±Ρ‹ ΠΈ ΠΎΠ±ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ Ρ€Π°Π·Π»ΠΈ Ρ‡ΠΈΠ΅ Π² ΠΏΡƒΡ‚ях описания своСй ΠΈ Ρ‡ΡƒΠΆΠΎΠΉ Π΄ΡƒΡˆΠΈ. Π˜Π½Ρ‚Π΅Ρ€ΡΡƒΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ понимания ΠΈ Π½Π΅ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΡΡ‚Π°Π²Π»Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ собствСнного Π²Π½ΡƒΡ‚Ρ€Π΅Π½Π½Π΅Π³ΠΎ ΠΌΠΈΡ€Π° «Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΠΌ Π―» — Ρ‚Π° ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΠ°, с ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΉ ΡΡ‚ΠΎΠ»ΠΊΠ½ΡƒΠ»Π°ΡΡŒ психология, Ρ€Π΅ΡˆΠΈΠ²ΡˆΠ°Ρ ΠΏΡ€Π΅ΠΎΠ΄ΠΎΠ»Π΅Ρ‚ΡŒ ΡΡƒΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²ΠΈΠ·ΠΌ саморСфлСксии (Π² Ρ‚ΠΎΠΌ числС Π² Π²Π°Ρ€ΠΈΠ°Π½Ρ‚Π΅ интроспСкции). ПослСднСС столСтиС развития психологии — это опробыванис Ρ€Π°Π·Π½Ρ‹Ρ… ΠΏΡƒΡ‚Π΅ΠΉ двиТСния ΠΊ ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠΌΡƒ знанию Π² ΠΏΡΠΈΡ…ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ. Π“Π΅Ρ€ΠΌΠ΅Π½Π΅Π²Ρ‚ΠΈΠΊΠ° стала Ρ€Π΅ΡˆΠ°Ρ‚ΡŒ ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΡƒ ΠΈΠ½Ρ‹ΠΌ ΠΏΡƒΡ‚Π΅ΠΌ — Π½Π΅ ΠΏΠΎΡΡ€Π΅Π΄ΡΡ‚Π²ΠΎΠΌ поиска психологичСских процСссов ΠΈ ΡΡ‚Ρ€ΡƒΠΊΡ‚ΡƒΡ€, Π²ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π΅Π½Π½Ρ‹Ρ… Π² ΡΡ‚Π°Π½ΠΎΠ²Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ понимания (Ρ‡Ρ‚ΠΎ стало ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠΌ психологии понимания).

Π˜Ρ‚Π°ΠΊ, ΠΏΠΎΠ½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠ΅ — ΠΊΠ°ΠΊ Ρ†Π΅Π»ΡŒ ΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡ — Π² Π³Π΅Ρ€ΠΌΠ΅Π½Π΅Π²Ρ‚ΠΈΠΊΠ΅ смСнило свой ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚: Ρ€Π΅Ρ‡ΡŒ шла ΡƒΠΆΠ΅ Π½Π΅ Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ ΠΎ Π½Π°Π±Π»ΡŽΠ΄Π°Π΅ΠΌΡ‹Ρ… ΠΈ ΠΎΠΏΠΈΡΡ‹Π²Π°Π΅ΠΌΡ‹Ρ… явлСниях (внСшнСго, ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΈΠ»ΠΈ Π²Π½ΡƒΡ‚Ρ€Π΅Π½Π½Π΅Π³ΠΎ ΠΌΠΈΡ€Π°), Π° ΠΎ смыслС тСкстов. Π­Ρ‚ΠΎ сущСствСнноС ΠΈΠ·ΠΌΠ΅Π½Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π² ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΈ Ρ‚ΠΎΠ³ΠΎ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ понимаСтся, Π²Π»Π΅ΠΊΠ»ΠΎ Π·Π° ΡΠΎΠ±ΠΎΠΉ идСю связанности ΠΏΠΎΠ½ΠΈΠΌΠ°ΡŽΡ‰Π΅Π³ΠΎ (Π²ΠΎΠΏΡ€ΠΎΡˆΠ°ΡŽΡ‰Π΅Π³ΠΎ) ΠΈ Ρ‚Π΅Ρ… контСкстов, Ρ‚Π΅Ρ… ΠΆΠΈΠ·Π½Π΅Π½Π½Ρ‹Ρ… связСй с ΠΏΠΎΠ½ΠΈΠΌΠ°Π΅ΠΌΡ‹ΠΌ, Π±Π΅Π· ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Ρ… ΠΏΠΎΠ·Π½Π°Π½ΠΈΠ΅ смысла Π½Π΅Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ. ΠŸΠΎΠ·Π½Π°ΡŽΡ‰ΠΈΠΉ ΡΡƒΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ Ρ‚Π΅ΠΏΠ΅Ρ€ΡŒ стал Ρ€Π°ΡΡΠΌΠ°Ρ‚Ρ€ΠΈΠ²Π°Ρ‚ΡŒΡΡ ΠΊΠ°ΠΊ ΠΏΠΎΠ½ΠΈΠΌΠ°ΡŽΡ‰ΠΈΠΉ тСкст Π² Ρ‚ΠΎΠΉ стСпСни, Π² ΠΊΠ°ΠΊΠΎΠΉ Π΅ΠΌΡƒ оказываСтся доступной Π΅Π³ΠΎ интСрпрСтация. Но ΠΈΠ½Ρ‚СрпрСтация ΡƒΠΆΠ΅ Π½Π΅ ΠΌΠΎΠ³Π»Π° Ρ€Π°ΡΡΠΌΠ°Ρ‚Ρ€ΠΈΠ²Π°Ρ‚ΡŒΡΡ ΠΊΠ°ΠΊ истинная ΠΈΠ»ΠΈ Π½Π΅Ρ‚, ΠΏΠΎΡΠΊΠΎΠ»ΡŒΠΊΡƒ раскрытиС смыслов Π²Π΅Π΄Π΅Ρ‚ Π½Π΅ ΠΊ Ρ‡ΠΈΡΡ‚ΠΎΠΌΡƒ знанию, Π° ΠΊ Π½ΠΎΠ²ΠΎΠΌΡƒ смыслу. И ΡΠΌΡ‹ΡΠ»Ρ‹ Ρ‚ΠΎΠ³ΠΎ, ΠΊΡ‚ΠΎ писал тСкст, Ρ‚ΠΎΠ³ΠΎ, ΠΊ ΠΊΠΎΠΌΡƒ ΠΎΠ½ ΠΎΠ±Ρ€Π°Ρ‰Π΅Π½, ΠΈ Ρ‚ΠΎΠ³ΠΎ, ΠΊΡ‚ΠΎ Π΅Π³ΠΎ ΠΏΡ€ΠΎΡ‡ΠΈΡ‚Ρ‹Π²Π°Π΅Ρ‚, ΠΈΠ·Π½Π°Ρ‡Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎ Π½Π΅ ΡΠΎΠ²ΠΏΠ°Π΄Π°ΡŽΡ‚.

  • [1] Частично эго прСдставлСно Π² Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π°Ρ… Π“. М. ΠšΡƒΡ‡ΠΈΠ½ΡΠΊΠΎΠ³ΠΎ [1983] ΠΈ Π’. П. Π—ΠΈΠ½Ρ‡Π΅Π½ΠΊΠΎ [2000].
  • [2] НС Π±ΡƒΠ΄Π΅ΠΌ Ρ€Π°ΡΡΠΌΠ°Ρ‚Ρ€ΠΈΠ²Π°Ρ‚ΡŒ эту ΠΎΠΏΠΏΠΎΠ·ΠΈΡ†ΠΈΡŽ — Ρ€Π°Ρ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅-ΠΈΠ½Ρ‚ΡƒΠΈΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠ΅, — ΠΏΠΎΡΠΊΠΎΠ»ΡŒΠΊΡƒ раскрытиС этих ΡΠΎΡΡ‚Π°Π²Π»ΡΡŽΡ‰ΠΈΡ… ΠΏΠΎΠ·Π½Π°Π²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ, Π² Ρ‚ΠΎΠΌ числС ΠΈ Π½Π°ΡƒΡ‡Π½ΠΎΠΉ, Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ½ΠΎ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠΌ ΠΎΡ‚Π΄Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ исслСдования.
ΠŸΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚ΡŒ вСсь тСкст
Π—Π°ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΈΡ‚ΡŒ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡƒ Ρ‚Π΅ΠΊΡƒΡ‰Π΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΎΠΉ