Внешние экономические связи и их влияние на размещение производительных сил
В долгосрочной перспективе в области внешнеэкономических связей Российской Федерации складывается качественно новая ситуация по сравнению с предшествующим периодом. Это обусловлено как системными изменениями в мировой экономике и внешнеэкономических отношениях Российской Федерации, так и необходимостью перехода российской экономики на инновационный путь развития. Дальнейшее развитие… Читать ещё >
Внешние экономические связи и их влияние на размещение производительных сил (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Рассматривая проблему влияния внешних экономических связей на размещение производительных сил, нельзя нс упомянуть понятие «международное разделение труда» .
Международное разделение труда — это специализация отдельных стран на производстве отдельных видов продукции, выполнении работ, оказании услуг и реализации их другим странам. Оно проявляется в единстве двух процессов производства — его расчленения (специализации) и объединения (кооперации).
Специализация способствует развитию производительных сил страны, их направленному и целевому использованию. Следствием усиления международной кооперации труда является расширение взаимодействия и экономических связей между странами, вовлеченными в единое мировое хозяйство. Также международная кооперация обеспечивает осуществление крупномасштабных проектов и налаживание узкоспециализированного производства, что приводит к дальнейшему совершенствованию производительных сил, увеличению объема производства, улучшению качества произведенной продукции в единой мировой хозяйственной системе.
Целью внешнеэкономической политики является создание условий для достижения Россией лидирующих позиций в глобальной экономике на основе эффективного участия в мировом разделении труда и повышения глобальной конкурентоспособности ее национального хозяйства.
Достижение этой цели предполагает:
- • специализацию российской экономики на производстве высокотехнологичной продукции и товаров с высокой степенью переработки, а также на предоставлении интеллектуальных услуг;
- • усиление позиций России на мировом рынке в качестве экспортера аграрной продукции, снижение зависимости от импорта сельскохозяйственной продукции и продовольствия;
- • обеспечение глобальной конкурентоспособности обрабатывающих отраслей с использованием инструментов таможенно-тарифной политики, регулирования внутренних рынков, привлечения иностранного капитала и формирования в отраслях центров компетенции, встроенных в мировые цепочки производства добавленной стоимости;
- • достижение лидирующих позиций в осуществлении поставок энергоресурсов на мировые рынки на основе географической и продуктовой диверсификации экспорта, участия в формировании глобальной энергетической инфраструктуры и выработке правил функционирования глобальных энергетических рынков;
- • реализацию конкурентных преимуществ в сфере транспорта, аграрном секторе и сфере переработки сырья;
- • усиление роли России в решении глобальных проблем и формировании мирового экономического порядка;
- • географическую диверсификацию внешнеэкономических связей, обеспечивающую закрепление позиций российских экспортеров и инвесторов на традиционных рынках и освоение новых рынков;
- • создание евразийского экономического пространства с интеграционным ядром — Евразийским экономическим сообществом (ЕврАзЭС), а также обеспечение благоприятных условий для налаживания пограничного и межрегионального сотрудничества с участием субъектов РФ;
- • выстраивание стабильных диверсифицированных связей с мировыми экономическими центрами, повышающих долговременную устойчивость развития российской экономики;
- • укрепление торгово-экономических отношений с Китаем, Индией, Бразилией, Мексикой, ЮАР, Египтом, Саудовской Аравией, Южной Кореей, Турцией, странами АСЕАН и другими государствами Азиатско-Тихоокеанского региона, Ближнего и Среднего Востока, Африки и Латинской Америки;
- • повышение эффективности содействия российским компаниям и инвесторам за рубежом, совершенствование международной договорно-правовой базы во внешнеэкономической и внешнеторговой сферах, в том числе в целях снижения технических барьеров в торговле.
- • обусловленность внешней экономической политики целевыми ориентирами и приоритетными направлениями внутренней экономической политики;
- • перевод экономики на инновационный путь развития;
- • активное обеспечение реализации национальных интересов во внешнеэкономической сфере, включая поддержку экспорта и прямых инвестиций российских компаний за рубежом, защиту интересов российского бизнеса в случае дискриминации или нарушения его прав;
- • открытость российской экономики, расширение возможностей доступа товаров, услуг, капиталов и рабочей силы на внешние рынки на основе взаимности и справедливой конкуренции;
- • предсказуемость условий привлечения иностранного капитала в Россию, установление четких и понятных ограничений для иностранных инвесторов в отношении сфер, имеющих стратегический характер;
- • специализация России в глобальной экономике на основе реализации сравнительных преимуществ как в традиционных сферах (энергетика, транспорт, переработка сырья), так и в области высоких технологий и экономики знаний;
- • географическая диверсификация внешнеэкономических связей, обеспечивающая закрепление позиций российских экспортеров и инвесторов на традиционных рынках, а также освоение новых рынков в соответствии с приоритетами долгосрочного социально-экономического развития;
- • активное участие в решении глобальных проблем с использованием гуманитарного, инновационного и технологического потенциала России при оказании содействия международному развитию;
- • расширение участия предпринимательского сообщества в выработке и реализации внешнеэкономической политики.
Российская Федерация в своей внешнеэкономической деятельности использует различные формы внешнеэкономических связей:
- • сотрудничество в подготовке и осуществлении совместных космических программ;
- • развитие научно-технического сотрудничества в различных областях знаний и производственной деятельности;
- • торговля лицензиями;
- • лизинг;
- • интеграция в области информационно-компьютерных технологий и сетей связи;
- • торговля;
- • сотрудничество в развитии банковской системы и кредитования;
- • создание совместных предприятий;
- • сотрудничество в развитии оборонного комплекса и др.
Отметим факторы развития внешних экономических связей:
- • неравномерность экономического развития различных стран мира;
- • различие в человеческих, сырьевых, финансовых ресурсах;
- • различный уровень научно-технического развития;
- • необходимость в новых и разнообразных видах сырья, топлива, материалов, научных разработок;
- • возможность повышения нормы прибыли на основе внешнеторговых операций;
- • необходимость снижения издержек производства;
- • характер политических отношений;
- • особенности географического положения, природных и климатических условий;
- • перспективность глобальных транспортных систем на основе создания современной инфраструктуры и развития мультимодальных транспортных коридоров.
К результатам развития внешнеэкономической деятельности в мировой экономике можно отнести:
- • дальнейшее углубление международного разделения труда;
- • экономию общественного труда в странах, активно осуществляющих внешнюю торговлю, совместное предпринимательство и участие в других формах внешнеэкономических связей;
- • интенсивный и рациональный обмен результатами труда;
- • дальнейшее укрепление политических, научных, технических, культурных и других связей;
- • увеличение числа стран мира, создающих рыночную экономику;
- • успешное функционирование транснациональных корпораций и концернов;
- • расширение круга стран, достигших полной конвертируемости их валют.
Следует отметить, что экономические связи между Россией и целым рядом стран на современном этапе все отчетливее приобретают региональный характер. Между регионами сохраняются и усиливаются различия по степени включения в мировое хозяйство. Часть российских регионов становятся центрами трансграничного взаимодействия. Например, Дальний Восток России в настоящее время активно втягивается в систему экономического взаимодействия растущего Азиатско-Тихоокеанским регионом[1].
Юго-Восток страны обеспечивает работу транспортно-логистических потоков в центр евразийского континента, в частности в страны Центральной Азии и Казахстан. Регионы Юга России также обладают весьма значительным и разнообразным потенциалом международной активности[2].
В долгосрочной перспективе в области внешнеэкономических связей Российской Федерации складывается качественно новая ситуация по сравнению с предшествующим периодом. Это обусловлено как системными изменениями в мировой экономике и внешнеэкономических отношениях Российской Федерации, так и необходимостью перехода российской экономики на инновационный путь развития[3].
Дальнейшее усиление воздействия глобальных тенденций на социально-экономическое развитие России будет происходить на фоне ужесточения конкуренции, повышения роли инновационных факторов в странах-лидерах и перестройки мирового экономического порядка. Наиболее важные ожидаемые сдвиги:
- • изменение соотношения сил между различными центрами в мировой экономике, усиление влияния быстрорастущих стран с формирующимся рынком:
- • усиление напряженности баланса спроса и предложения на глобальных рынках энергоносителей и продовольствия, смещение центра тяжести этих рынков в сторону развивающихся стран;
- • изменение глобального баланса международных финансовых потоков, что может повлечь за собой трансформацию мировой финансовой системы:
- • дальнейший рост влияния глобальных процессов на национальные экономики при одновременном усилении регионализма, государственного интервенционизма, а также явных или скрытых протекционистских тенденций:
- • значительное возрастание роли инноваций и технологий, качества человеческого капитала и социальной среды в глобальной экономической конкуренции.
В долгосрочной перспективе (за пределами нынешнего замедления роста) ожидается сохранение достаточно высоких темпов роста мировой экономики — около 3—4% в год — при одновременном перераспределении сил от Европы и Северной Америки к Азиатско-Тихоокеанскому региону и, частично, к Латинской Америке.
Достижение стратегической цели внешнеэкономической политики обеспечивается в рамках реализации ее приоритетных направлений:
- 1) обеспечение ведущих позиций России на мировых рынках высокотехнологичных товаров и услуг в соответствии с ее специализацией в глобальной научно-технологической сфере;
- 2) содействие экспорту и достижению глобальной конкурентоспособности обрабатывающих отраслей, агропромышленного комплекса (АПК) и сферы услуг;
- 3) интеграция России в глобальную транспортную систему и реализация транзитного потенциала российской экономики;
- 4) повышение роли России в обеспечении глобальной энергетической безопасности и укрепление ее позиций на рынке углеводородов;
- 5) интеграция евразийского экономического пространства с центром в России;
- 6) создание в России международного финансового центра и превращение рубля в региональную резервную валюту;
- 7) усиление роли России в формировании мирового экономического порядка.
Реализация каждого направления требует четкой увязки действий с решаемыми внутренними задачами, размещением производительных сил страны, потребностями и возможностями российской экономики.
Дальнейшее развитие экономического сотрудничества и интеграционных процессов стран СНГ будет осуществляться в соответствии с положениями Стратегии экономического развития Содружества Независимых Государств на период до 2020 года (далее — Стратегия СНГ). В предстоящий период приоритетными направлениями развития взаимодействия будут являться:
- • совершенствование режима свободной торговли на пространстве СНГ; создание элементов единого экономического пространства: движение услуг, инвестиций, трудовая миграция;
- • взаимодействие в области транспорта, в том числе формирование сети международных транспортных коридоров;
- • углубление сотрудничества в области энергетики в целях повышения надежности энергоснабжения и оптимизации использования топливно-энергетических ресурсов;
- • формирование на основе национальных инновационных систем межгосударственного инновационного пространства, способствующего эффективному использованию научно-технических разработок и изобретений, независимо от страны происхождения;
- • создание эффективных механизмов платежно-расчетных отношений.
Белоруссия, Казахстан и Россия объединены в Таможенный союз в рамках Евразийского экономического сообщества (далее — Таможенный союз). Ряд стран выражают интерес к деятельности Таможенного союза и рассматривают вопрос о возможном вхождении в организацию.
В рамках Таможенного союза государств-членов:
- • функционирует внутренний рынок товаров;
- • применяются Единый таможенный тариф Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) и иные единые меры регулирования внешней торговли товарами с третьей стороной;
- • действует единый режим торговли товарами в отношениях с третьей стороной;
- • осуществляется единое таможенное регулирование;
- • отсутствуют таможенное оформление и государственный контроль (таможенный, транспортный, санитарный, ветеринарно-санитарный, карантинный фитосанитарный) на внутренних границах между государствами членами Таможенного союза / Единого экономического пространства (далее — ТС/ЕЭП), за исключением оговоренных случаев.
В Стратегии СНГ запланировано, что важнейшим рынком товаров и услуг и главным источником иностранных инвестиций в экономику России, а также объектом зарубежных капиталовложений российских компаний останутся страны Европы. Этот рынок все более консолидируется и в перспективе может представлять собой Европейское экономическое пространство стран Европейского союза (далее — Евросоюз, ЕС) и Европейской ассоциации свободной торговли (далее — ЕАСТ) с высоким уровнем гармонизации экономического законодательства. В долгосрочной перспективе к нему присоединятся остальные европейские страны. Ключевая цель России во внешнеэкономических отношениях со странами Европы — выстраивание стратегического партнерства на основе научного, технологического, промышленного, транспортного и энергетического сотрудничества. В рамках этого партнерства должно быть обеспечено, с одной стороны, привлечение инвестиционного, технологического потенциала и управленческого опыта из европейских стран для создания инновацион;
ной экономики России, с другой — совместное участие России и Европы в глобальной конкуренции на основе взаимодополняемости и использования конкурентных преимуществ в областях, представляющих общий интерес.
Однако ряд стран в 2014 г. ввел ограничительные политические и экономические меры в отношении торговли с Российской Федерацией. Санкции Евросоюза касаются:
- • торговли и инвестиций с компаниями Крыма и Севастополя;
- • запрета на инвестиции в инфраструктурные, транспортные, телекоммуникационные и энергетические секторы, а также на добычу нефти, газа и минералов. Запрещена поставка оборудования для этих секторов, а также оказание для них финансовых и страховых услуг;
- • запрета на покупку более 250 наименований товаров, среди которых полезные ископаемые, минералы и углеводороды;
- • запрета выдачи кредитов или приобретения доли в проектах, которые затронуты секторальными санкциями.
Также Европа ввела:
• эмбарго на импорт из России и экспорт в Россию оружия и подобного материала;
- • запрет на экспорт товаров двойного назначения и технологий для военного использования в Россию или российским конечным военным пользователям;
- • запрет на поставки в Россию высокотехнологичного оборудования для добычи нефти в Арктике, на глубоководном шельфе и сланцевой нефти[4].
В перспективе возрастет объем торговли со странами Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) в связи с ожидаемым резким увеличением поставок энергоресурсов в Китай, а также машино-технической продукции двойного назначения в страны Юго-Восточной Азии.
- [1] Внешнеэкономическая стратегия России в АТЭС. Актуальные очерки / отв. ред. Л. Н. Барковский, Р. Г. Томберг // Сб. статей под общей ред. С. Л. Ситаряна. М.: ИЭ РАН, 2009
- [2] Морозенкова О. В. Сценарии внешнеторговых связей России в условиях глобализации: автореф… дис. канд. экон. наук. М., 2012
- [3] Внешнеэкономическая стратегия Российской Федерации до 2020 года. URL: http: // economy.gov.ru/minec/activity/sections/foreigneconomicactivity/vec2020
- [4] Какие санкции были введены правительствами ЕС, США и другими странами? // Аргументы и факты. 2014. 8 сентября. URL: aif.rU/dontknows/actual/1 159 761