Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Командообразование и лидерство в трудовой группе

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Таким образом, различие понятий «лидер» и «менеджер» достаточно велико. На самом деле лидерство и менеджмент в организации — две отдельные, дополняющие друг друга системы. Каждая имеет свою функцию и характерные виды деятельности. Для успеха организации в современном деловом мире, все более сложном и быстро меняющемся, необходимо освоить обе. Наибольший эффект управления достигается в ситуации… Читать ещё >

Командообразование и лидерство в трудовой группе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Формирование трудовой группы, которую можно было бы назвать командой, осуществляется на вполне определенных принципах. Их как минимум два: принцип коллегиальности и принцип произвольности.

Принцип коллегиальности гласит, что ориентация на новые ценности должна разделяться всеми сотрудниками организации. Это означает, что нельзя принять решение о смене приоритетов исключительно руководством организации. Новые приоритеты должны быть вынесены на групповое обсуждение не как рекомендуемая или требуемая данность сверху, а как последствие изменения внешней или внутренней среды организации. И каждый из сотрудников вправе внести те или иные предложения, которые обязательно будут обсуждены в трудовой группе.

Принцип произвольности состоит в том, что ни одна из новых ценностей не может быть представлена в готовом виде. Они могут быть предложены администрацией всего лишь как проблема для обсуждения. И администрация должна быть готова к тому, что окончательные формулировки могут не иметь ничего общего с тем, что предлагалось первоначально. Единственное условие должно состоять в том, что ценности, будучи принятыми коллективом, приобретают характер закона, который должен безусловно соблюдаться. Вне реализации этих принципов новые цели и ценности, провозглашенные руководством, вряд ли будут однозначно приняты трудовой группой, и единственный способ их все же внедрить — это полная смена коллектива, когда каждый вновь прибывший сотрудник будет воспринимать провозглашенные руководством ценности как данность.

Безусловно, построение команды в бизнес-организации — это технология. Подход здесь один: лидер делает команду, а команда делает лидера. Эти процессы взаимосвязаны. Первым важным моментом является формирование в группе атмосферы принадлежности каждого члена группы к чему-то значительному, что их поддерживает, придает им силы и объединяет. У каждой организации есть миссия, которая должна быть созвучна интересам каждого сотрудника. Миссия и дает возможность лидеру группы создавать атмосферу принадлежности к команде, к организации в целом. Второй очень важный момент — это взаимодействие внутри команды. Есть очень важный постулат: люди очень любят и ценят то, что создают сами. Очень важно, чтобы команда вместе с лидером участвовала в процессе создания чего-либо, безусловно, общего для них, например общего рабочего пространства. Если они вместе обустроили это пространство, то оно становится их общим домом. Необходимо многое делать вместе, к примеру, издавать свое печатное издание, проводить семинары по обмену опытом, проводить торжественные мероприятия и др. И, естественно, совместные праздники и отдых должны занимать определенное место в жизни команды. Для лидера организация каждого праздника, торжественного мероприятия — это тоже большая и ответственная работа.

Для того чтобы построить эффективную команду, необходимо, чтобы каждый в этой команде нашел свое место. В своем поведении люди в организации очень сильно отличаются друг от друга. Есть категория людей, которые являются «генераторами идей». У них много идей, но сами воплотить их эти люди не всегда могут. Другая категория людей — это «творческие люди». Они могут продумать, как реализовать появившуюся идею, как ее преподнести, наполнить смыслом, красками и т. д. Существует также категория людей, которых можно назвать «аналитиками» — это люди, которые любят все просчитывать, которые просчитывают все до мелочей, а для того чтобы они могли действовать, им необходим четкий план. И есть люди «поддержки» — не отличающиеся активностью, но всегда готовые прийти па помощь. Полноценная жизнь команды возможна только тогда, когда каждый находит себя в команде согласно своим темпераменту и качествам. В команде необходимо принимать друг друга такими, как есть. Только тогда получается гармоничное взаимодействие: люди должны чувствовать, что они нужны.

Еще один важный момент формирования команды — это совместное создание свода правил, процедур, этических принципов, норм и традиций.

В современной науке социального управления лидерство характеризуется неоднозначно, но можно выделить следующие основные подходы к его трактовке:

  • o лидерство — это разновидность власти, спецификой которой является направленность сверху вниз, а также то, что ее носителем выступает не большинство, а один человек;
  • o это руководящая должность, управленческий статус, социальная позиция, связанная с принятием решений;
  • o это способность оказывать постоянное руководящее, приоритетное над другими и опирающееся не на прямое применение силы, а на авторитет (признание правомерности) влияние;
  • o это символ общности и образец поведения группы.

Если подвести итог, то лидерство — это процесс воздействия на группу людей, чтобы повлечь их за собой для совместной реализации управленческих решений по достижению определенных целей.

Современный менеджмент невозможен без индивидуального инновационного подхода к изменяющимся обстоятельствам для достижения новых перспективных направлений развития, т. е. менеджмент невозможен без лидеров. В современном менеджменте лидерство интегрирует межличностные факторы организации для ориентации их на достижение целей организации. Управление и лидерство — не синонимы, но способность быть лидером — ключевое условие, чтобы стать менеджером. Лидер — это тот, кому удается превратить сотрудника в своего единомышленника или последователя.

Управление в организации как процесс межличностного общения включает в себя отношения «менеджер — сотрудник». При этом те, кто управляет, и те, кем управляют, находятся во взаимодействии, поэтому необходимо рассматривать природу лидерства с учетом взаимодействия между людьми.

В обыденном сознании понятия «лидер» и «менеджер» практически не различаются, однако работники, занимающие эти позиции в организации, выполняют разные функции. Если условно выделить в организации такие объекты приложения усилий, как план, персонал, исполнение и результат, то лидер и менеджер займут по отношению к ним различные позиции.

Лидер определяет направление движения, менеджер разрабатывает план и график продвижения в избранном направлении.

Лидер воодушевляет и мотивирует персонал, менеджер следит за исполнительностью людей и соблюдением требований к выполняемой работе.

Лидер поощряет людей в исполнении плана, менеджер следит за достижением промежуточных целей.

Лидер, оценив качество полученного результата, начинает планировать получение нового, менеджер оформляет полученный результат, добивается получения на его основе дополнительных преимуществ.

Исследования психологии личности, в которых предполагается постановка вопросов о психологических свойствах самих лидеров, представляют особый интерес для решения проблем лидерства. Эффективные ответы на поставленные вопросы могли бы привести к решению целого списка конкретных практических задач, среди которых — качественный подбор и обучение руководителей, обучение персонала, рациональная расстановка кадров, повышение эффективности в принятии управленческих решений и многое другое.

Таким образом, руководство, или менеджмент, есть социальный по своей сущности феномен, а лидерство — психологический. И в этом основное различие между ними, хотя в то же время имеется и немало общего. Во-первых, и руководство, и лидерство являются средством координации, организации отношений членов социальной группы, средством управления ими. Во-вторых, менеджер совместно с лидером реализует процессы социального влияния в группе (коллективе). В-третьих, этим феноменам присуща субординация отношений, проявляющаяся достаточно отчетливо в деятельности менеджера и менее отчетливо — в деятельности лидера.

Согласно концепции власти и теории группового подхода к деятельности лидера выделяются следующие основные функции, отличающие его от формального руководителя:

  • o формирует, устанавливает и поддерживает эталоны приемлемого группового поведения;
  • o установив нормы, обычаи, традиции, мотивирует поведение каждого члена группы, заставляя его следовать эталонам группового поведения.

Таким образом, различие понятий «лидер» и «менеджер» достаточно велико. На самом деле лидерство и менеджмент в организации — две отдельные, дополняющие друг друга системы. Каждая имеет свою функцию и характерные виды деятельности. Для успеха организации в современном деловом мире, все более сложном и быстро меняющемся, необходимо освоить обе. Наибольший эффект управления достигается в ситуации, когда инструменты руководства и неформального лидерства сосредоточены в одних руках. В настоящее время хороший руководитель — это человек, который одновременно является и менеджером, и лидером, следовательно, эффективно управляет организацией, ее как формальной, так и неформальной средой.

Лидерство служит дополнением к менеджменту, а не заменяет его. Однако, развивая в своих сотрудниках способности к лидерству, руководители организаций не должны забывать, что сильный лидер, но слабый менеджер — ничуть не лучше (а то и хуже), чем наоборот. Действительно, это задача не из легких — сочетать умелое лидерство с грамотным менеджментом и использовать их как две взаимодополняющие силы.

Что касается лидерства, то оно связано прежде всего с умением достойно справляться с переменами. В последние годы лидерство приобрело особое значение. Отчасти это объясняется тем, что современный деловой мир отличается крайне жесткой конкуренцией и повышенной изменчивостью. Поскольку основная функция лидера — быть проводником изменений, особое значение приобретает умение вызвать в людях энтузиазм. Именно он помогает преодолеть неизбежные барьеры на пути к организационным преобразованиям. Выбор стратегического курса задает курс развития, а способность убедить людей стать вашими союзниками побуждает их сознательно встать на этот путь. Точно так же верная мотивация дает людям уверенность в том, что у них хватит сил преодолеть все преграды.

Настоящие лидеры владеют разными технологиями мотивации. Во-первых, излагая свое видение будущего организации, лидер всегда должен учитывать, какие моральные ценности и традиции присущи той аудитории, к которой он обращается. Это делает работу более значимой в глазах сотрудников. Во-вторых, лидер регулярно подключает членов коллектива к обсуждению возможных путей осуществления своего замысла (или той его части, которая более всего по душе конкретному работнику). Благодаря этому люди чувствуют, что к их мнению прислушиваются и что они оказывают влияние на жизнь организации. Еще один важный метод мотивации — всячески поддерживать усилия сотрудников, но воплощению корпоративного идеала в жизнь: давать наставления, сообщать свое мнение об их работе и самому служить примером достойного поведения. Подчиненным это помогает расти в профессиональном плане и повышает их самооценку. Наконец, грамотный лидер ценит личные достижения своих сотрудников и не забывает их поощрять. Это дает людям не только радость успеха, но и осознание того, что они — часть организации, в которой их ценят. Если лидер следует всем этим правилам, сама работа становится для его подчиненных источником вдохновения.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой