Оценка эффективности противокоррупционного тренинга
Условные обозначения критерия Вилкоксона В целом, на основе проведенного анализа, можно утверждать, что в результате проведения тренинга нам удалось добиться ухудшения отношения к коррупции, а также изменения некоторых других личностных особенностей юношей и девушек из экспериментальной группы, так как в ней наблюдается ряд достоверно значимых изменений, в отличие от контрольной группы, в которой… Читать ещё >
Оценка эффективности противокоррупционного тренинга (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Для оценки эффективности разработанного нами противокоррупционного тренинга для юношей и девушек мы использовали Т-критерий Вилкоксона. Результаты применения этого критерия для данных экспериментальной и контрольной групп полностью представлены в табл. 15.
Таблица 15
Результаты применения Т-критерия Вилкоксона при сравнении личностных особенностей и отношения к коррупции в экспериментальной группе до и после тренинга.
Название признака. | •ji*. | Z*. | Уровень ошибки. |
Обл. производственных отношений. | 0,0. | 2,665 570. | 0,7 686. |
Обл. межличностных отношений. | 4,50 000. | 2,132 456. | 0,32 970. |
Достоверность. | 20,0. | 1,782 084. | 0,74 736. |
Коммуникативные способности. | 0,0. | 2,803 060. | 0,5 062. |
Моральная нормативность. | 0,0. | 2,201 398. | 0,27 709. |
Личностный адаптивный потенциал (ЛАП). | 0,0. | 2,22 600. | 0,43 115. |
Эгоцентризм. | 20,50 000. | 2,8 847. | 0,44 554. |
Коррупция, ф-р «Оценка». | 0,0. | 3,179 797. | 0,1 474. |
Власть, ф-р «Оценка». | 0,0. | 3,295 765. | 0,982. |
Власть, ф-р «Активность». | 1,0. | 2,980 965. | 0,2 874. |
Деньги, ф-р «Оценка». | 0,0. | 3,295 765. | 0,982. |
Деньги, ф-р «Активность». | 0,0. | 3,295 765. | 0,982. |
Морально-этич. нормы, ф-р «Оценка». | 0,0. | 2,803 060. | 0,5 062. |
Морально-этич. нормы, ф-р «Сила». | 0,0. | 2,934 058. | 0,3 346. |
Морально-этич. нормы, ф-р «Активность». | 0,0. | 3,295 765. | 0,982. |
Примечание: жирным шрифтом выделены достоверные различия на уровне р < 0,05, курсивом выделены те показатели, по которым есть тенденция к достоверным различиям.
* Условные обозначения критерия Вилкоксона В целом, на основе проведенного анализа, можно утверждать, что в результате проведения тренинга нам удалось добиться ухудшения отношения к коррупции, а также изменения некоторых других личностных особенностей юношей и девушек из экспериментальной группы, так как в ней наблюдается ряд достоверно значимых изменений, в отличие от контрольной группы, в которой подобных изменений не выявлено.
Рассмотрим полученные результаты подробнее. Так, данные исследования отношения к коррупции (и другим параметрам) юношей и девушек из экспериментальной и контрольной группы представлены на рис. 21.
Рис. 21. Диаграмма, отражающая отношение юношей и девушек к коррупции, власти, деньгам и морально-этическим нормам во время предварительной и пост диагностики:
ф-р «О» — это фактор «Оценка», ф-р «С» — фактор «Сила», ф-р «А» — фактор
«Активность».
Так, из рис. 21 очевидно, что юноши и девушки из экспериментальной группы после посещения тренинга стали более негативного относиться к коррупции, чем до него. Помимо этого, они стали более негативно оценивать деньги и власть, активность власти, а также гораздо более позитивно — морально-этические нормы, их силу, активность. Помимо этого повысилась оценка активности денег. Все перечисленные нами изменения являются достоверно значимыми. В контрольной выборке подобных изменений либо вообще нет, либо они весьма незначительны.
Скорее всего, динамика отношения в экспериментальной группе вызвана тем, что в ходе дискуссий юноши и девушки еще раз задумались над тем, что такое мораль, законы нравственности, и пришли к выводу, что они еще не устарели, а напротив, весьма важны для жизни общества в целом и отдельных людей в частности, во многом регулируют ее, т. е. достаточно сильны и активны, правильны. При этом юноши и девушки отмечали, что деньги, к сожалению, необходимы, но они подчас обладают слишком большой властью над людьми, являясь очень сильным искушением для многих, что в итоге приводит к нарушению законов — гласных и негласных — и разложению общества. Отсюда — усугубление негативного отношения к деньгам и коррупции на фоне признания активности, «живучести» денег. Вместе с тем некоторое снижение показателей активности власти и ее оценки «хорошо — плохо», возможно, вызвано тем, что наши испытуемые недоумевали: «…почему власть так мало борется с коррупцией… или борется, но не эффективно; …неужели эту русскую беду не способно победить ни одно правительство!».
Помимо этого еще одним результатом тренинга стало снижение уровня эгоцентризма юношей и девушек — данное изменение достоверно значимо и отражено на рис. 22.
Рис. 22. Диаграмма, отражающая уровень эгоцентризма юношей и девушек во время предварительной и постдиагностики.
Возможно, в данном случае наибольшее значение имел опыт искреннего, открытого, доверительного общения с ровесниками, который, вероятно, привел к расширению сознания и самосознания юношей и девушек, углублению их нравственных, моральных норм. Как результат — ослабление потребительского отношения к другим, миру и углубление понимания партнеров по общению.
Как мы уже отмечали выше, в контрольной группе подобных или других достоверно значимых изменений выявлено не было. На основании всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что предложенный нами тренинг является эффективным с точки зрения повышения негативного отношения юношей и девушек к коррупции. Помимо этого тренинг усиливает оценку позитивности, силы и активности моральноэтических норм.
Таким образом, данная тренинговая программа способствует формированию знаний о коррупции, ее видах и формах, уровнях функционирования; повышает правовую грамотность; создает атмосферу реальных общественных отношений; вырабатывает собственное отношение к коррупции и повышает негативное отношение к данному явлению.