Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Осевые внутренние усилия в корпусе

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Рассматривая ссчснис I-I, расположенное на расстоянии хх от носка, выделяем верхнюю часть ракеты, которая изображена на рис. 58, вместе со всеми силами, действующими на нее. Внутренняя сила Nm (Х|) направлена в положительном направлении, г. е. от сечения I-I. На выделенную часть действуют, кроме того, часть силы лобового сопротивления Na (xi) всей ракеты, массовая сила Nm (л-j), а также давление… Читать ещё >

Осевые внутренние усилия в корпусе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Ракета на жидком топливе

Выше рассмотрены методы расчета нагрузок, действующих на ракету в полете. Под действием этих нагрузок в корпусе возникают внутренние усилия, для определения которых необходимо составить уравнение равновесия выделенной части.

Сначала мысленно проводят сечение в интересующем месте корпуса ракеты и из двух частей выбирают одну, обычно ту, для которой проще вычислить нагрузки и составить уравнение равновесия. К выделенной части прикладываются вес внешние силы, а также искомая осевая внутренняя сила, являющаяся результатом воздействия отброшенной части на выделенную. Составив уравнение равновесия выделенной части, определим искомую силу. Рассмотрим одноступенчатую баллистическую ракету на жидком топливе и составим уравнение равновесия для трех ее характерных сечений (рис. 57): I-I проходит по верхней части ракеты; II—II — по боковому отсеку; III—III — по хвостовому, ниже сечения, в котором приложена тяга ЖРД.

Рис. 57.

Рис. 57.

Рис. 58.

Рис. 58.

Рассматривая ссчснис I-I, расположенное на расстоянии хх от носка, выделяем верхнюю часть ракеты, которая изображена на рис. 58, вместе со всеми силами, действующими на нее. Внутренняя сила Nm (Х|) направлена в положительном направлении, г. е. от сечения I-I. На выделенную часть действуют, кроме того, часть силы лобового сопротивления Na(xi) всей ракеты, массовая сила Nm (л-j), а также давление рЛ по наружной поверхности корпуса и давление р0 внутри отсека, по которому проведено сечение. Уравнение равновесия тогда можно записать так:

Осевые внутренние усилия в корпусе.

откуда.

Осевые внутренние усилия в корпусе.aside class="viderzhka__img" itemscope itemtype="http://schema.org/ImageObject">Рис. 59.

Рис. 59.

Из полученного выражения следует, что избыточное давление в отсеке растягивает корпус, а аэродинамическая и массовая нагрузки сжимают его. Если отсек негерметичный, когда Ро = Р 9 первое слагаемое равно нулю и ко рус всегда сжат. Отметим еще, что массовая сила равна весу выделенной части, помноженному на осевую перегрузку ракеты.

В сечении Н-П (рис. 59), проходящем по баку, появляется жидкость и уравнение равновесия принимает вид.

Осевые внутренние усилия в корпусе.

или.

Осевые внутренние усилия в корпусе.

Но так как давление жидкости в этом сечении/?^ = РнжЯЛх12а вес выделенной части жидкости С/ж =kR h2p7Kg, то из уравнения равновесия можно получить следующее выражение для осевого внутреннего усилия: Осевые внутренние усилия в корпусе.

Осевые внутренние усилия в корпусе.

Избыточное давление наддува в баке растягивает его в осевом направлении, как и в случае отсека без жидкости. Однако теперь из полной массовой силы, равной весу выделенной части, умноженному на перегрузку G2hy1, необходимо вычесть вес жидкости, умноженной на осевую перегрузку.

Формулы (7.2) и (7.3) совершенно идентичны, однако во избежание ошибок необходимо иметь в виду, что давление в баке берется всегда избыточным, а при использовании формулы (7.3) массовая сила равна весу выделенной части без веса выделенной части жидкости, помноженному на осевую перегрузку.

Особенность уравнения равновесия для сечения Ш-Ш в том, что здесь для верхней части появляется сила тяги ЖРД (рис. 60):

Осевые внутренние усилия в корпусе.

откуда.

Осевые внутренние усилия в корпусе.

т.с. тяга растягивает хвостовой отсек на полетном участке траектории. Так как осевое внутреннее усилие относится только к корпусу хвостового отсека, а не ко всему сечению, то Nm(x3) вычисляется с учетом веса двигательной установки. Кроме того, тяга двигателя, представляющая собой равнодействующую давления, действующего по его наружной и внутренней поверхности, должна вычисляться по формуле Осевые внутренние усилия в корпусе.

где pQ — давление внутри хвоетового отсека. Если для сечения III— III взять нижнюю часть, то уравнение равновесия для нее примет вид (рис. 61):

Осевые внутренние усилия в корпусе.

откуда N (xз) = ЛГ" 3) + Хд + 3) + 0 — рх)(kR 2 — Fa) = О, где XR — сила донного сонротивле;

Рис. 61.

Рис. 61.

ния ракеты; /V® (х3), N°(x3) ;

массовая сила и сила сопротивления выделенной части хвостового отсека.

Преобразуем (7.5) и получим из него выражение (7.4). Сила лобового сопротивления всей ракеты.

X = Na (дг3) + N® (х3) + Хд, а массовая сила N,n3) = Gnxl — Nm3), где G - вес всей ракеты. Тогда (7.5).

можно переписать так:

Осевые внутренние усилия в корпусе.

или, после подстановки выражения для перегрузок пх] = (T-X)/G, где Т = mua + Fa(pa — p.J0) — тяга ракета,.

Осевые внутренние усилия в корпусе.

откуда после приведения подобных членов придем к выражению (7.4).

В основании ракеты N® (х3) = О, (а*3) = 0, тогда jV (a*3) = Хд + 0 — p^XnR2 — Fa), а для нсгсрмстичного отсека, когда Ро = Рк> М (хз) = > причем сила будет положительной, если возникает донное разрежение, и отрицательной, если давление в донной области больше, чем в окружающей среде.

Построим эпюру осевых внутренних усилий в корпусе ракеты (рис. 62), ограничившись минимальным количеством участков, на которые ракета разбивается по длине. Примем за участки отсеки ракеты, за исключением головного и приборного, в которых находятся сосредоточенные грузы. Головной отсек разобьем на три участка: носовое затупление, участок конуса до груза и после него, а приборный — на два с границей между ними, проходящей по грузу. Границы участков пронумеруем от нуля в вершине ракеты до iV = 13 в ее основании, тогда номер участка совпадет с номером его нижней границы. Будем считать, что геометрические и массовые характеристики ракеты, осевые перегрузки, а также параметры набегающего потока в рассматриваемом расчетном случае известны.

Рис. 62.

Рис. 62.

Осевое внутреннее усилие в сечении корпуса, проходящем по границам участков, находится в результате суммирования с учетом знаков массовой силы, силы лобового сопротивления и сосредоточенных сил, действующих выше рассматриваемого сечения.

В сечениях, содержащих сосредоточенный груз или силу, внутреннее усилие имеет двойное значение, гак как здесь возникает скачок непрерывности первого рода.

Сначала выделяем сосредоточенные грузы, к которым в рассматриваемом случае относятся грузы в головном и приборном отсеках, жидкостный ракетный двигатель, жидкое топливо в баках, действующее в осевом направлении на стыке цилиндрической обечайки с нижним днищем. Масса несгоревшего топлива, оставшегося в баке, определяется по формуле тс = /n°[l-(l-p)/p", ], где р," - коэффициент запаса топлива; ц = т/т0 — коэффициент относительной массы ракеты (т0 — стартовая, т — текущая масса); тс, т®. — текущая и полная массы компонента в баке.

Сосредоточенной силой является тяга двигателя 7), (по знаку положительная), определенная по давлению в хвостовом отсеке. Сосредоточенные силы при таком разбиении ракеты на участки всегда располагаются на границах участков, поэтому здесь возникает скачок осевой силы. Грузы считаем одноопорными, поэтому их реакция на корпус равна: Rk =-mkgnxi, где тк — масса сосредоточенного 1руза. Тогда для нижнего сечения участка.

Осевые внутренние усилия в корпусе.

где к — количество сосредоточенных сил между вершиной и рассматриваемым сечением; Xj, т^ — сила лобового сопротивления и масса участка.

Усилие в верхнем сечении участка (кроме / = 1, где оно равно нулю) равно его значению в нижнем сечении предыдущего участка плюс сосредоточенная сила в этом сечении.

После определения сил лобового сопротивления участков откладываем на эпюре аэродинамической нагрузки соответствующие силы так, что в основании ракеты должна получиться сила лобового сопротивления без донной ее составляющей, которая приложена к ее торцу. Характер кривой между промежуточными точками можно определить с помощью графика погонной аэродинамической нагрузки qSjidc^lдх).

По известной массе участков и осевой перегрузке можно найти массовую нагрузку на нижней границе участков, а промежуточные точки соединить с помощью графика погонной массовой нагрузки т (х])gnxl

Объединяя эпюры аэродинамической и массовой нагрузки, а также учитывая сосредоточенные силы в сечениях, строим эпюры осевых внутренних усилий. На участке баков корпус частично разгружается внутренним давлением наддува, а величина соответствующей силы R6 =(рн — p^kR2. Эта сила создает на эпюре вырез, величина которого зависит от давления в баке. Для ракет с турбонасосной системой подачи топлива этот вырез невелик и обечайка бака может быть сжата в осевом направлении, несмотря на разгружающее действие давления. Что касается баков ракет с вытеснительной системой подачи топлива, то они всегда растянуты. Пример эпюры осевых внутренних усилий приведен на рис. 62. Построение эпюры удобно проводить с помощью расчетной таблицы, образец которой приведен ниже. В строчку 2 таблицы внесено еще среднее аэродинамическое давление участка Apai=Xi/Si.

Осевые внутренние усилия в корпусе.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой