Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Зарубежный опыт прогнозирования и планирования использования земельных ресурсов и объектов недвижимости

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Функции государства в сфере прогнозирования и планирования социально-экономического развития являются особенно важными. Поэтому государство наряду с другими функциями должно вырабатывать стратегию развития и предлагать определенный план действий по достижению общественно значимых целей. Рассмотрим опыт организации прогнозирования и планирования социально-экономического развития в некоторых… Читать ещё >

Зарубежный опыт прогнозирования и планирования использования земельных ресурсов и объектов недвижимости (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Функции государства в сфере прогнозирования и планирования социально-экономического развития являются особенно важными. Поэтому государство наряду с другими функциями должно вырабатывать стратегию развития и предлагать определенный план действий по достижению общественно значимых целей. Рассмотрим опыт организации прогнозирования и планирования социально-экономического развития в некоторых странах. Начало разработок в области экономического прогнозирования за рубежом относится к последней четверти XIX в.

Главными методами прогнозирования тогда были экспертные оценки (на основе качественного анализа рядов) и простая экстраполяция (перенесение прошлых тенденций на будущее). В начале XX в. были сделаны первые попытки выявления экономических индикаторов. Так, Дж. Брукмайер в 1911 г. попробовал использовать для прогнозирования три следующих показателя: индекс цен акций, индекс банковских кредитов, индекс общей экономической активности. Мировой экономический кризис дал сильнейший импульс к развитию прогнозирования и планирования социально-экономических процессов в начале 1930;х гг.

В 1930;е гг. за рубежом впервые возникает планирование на макроуровне. Первые планы на макроуровне охватывали финансово-бюджетную и денежно-кредитную политику и выражались в виде национальных бюджетов, которые отличались от государственных бюджетов тем, что учитывали доходы не только государства, но и в целом страны. Скоро прогнозы и планы становятся необходимым элементом системы регулирования экономики. Прогнозы разрабатывались с помощью модели «затраты — выпуск», моделей системного анализа, линейного программирования и на основе экспертных оценок. В 1944 г. была опубликована книга К. Ландауэр под названием «Теория национального экономического планирования». Фактически это было зарождение системы индикативного планирования, в рамках которого правительство воздействует на экономическое развитие в большей степени посредством координации и обеспечения информацией, чем путем принятия решений и выдачи указаний. В послевоенные годы система планирования становится предметом широких дискуссий и получает новый импульс в комплексе мер по демилитаризации экономик и восстановлению народного хозяйства.

В 1950;е гг. во многих странах произошел отход от составления национальных планов в форме бюджетов, как это было раньше. Сформировались два новых направления. Первое связано с усложнением административного аппарата, используемого для разработки планов, второе — с расширением сферы планирования в системе управления. Если на первом этапе национальные экономические планы составлялись в министерстве финансов, то в начале 1960;х гг. уже были созданы специальные плановые органы: во Франции — Генеральный комиссариат по планированию; в Японии — Экономический консультативный совет, Управление экономического планирования; в Нидерландах — Центральное плановое бюро; в Канаде — Экономический совет.

До 1970;х гг. страны осуществляли прогноз посредством национальных моделей прогнозирования. Уже в середине 1970;х гг. начинают создаваться макроэкономические модели, с помощью которых прогнозируется развитие экономики ряда стран, регионов и всего мира. Такие модели впервые были разработаны в США.

В настоящее время в мировой практике сложилась ситуация, когда в одних странах строятся исключительно прогнозы социально-экономического развития, а в других — планы, хотя результаты прогнозов и планов бывают во многом схожи. В мире выделяют две основные модели планирования и прогнозирования. В частности, С. Ю. Глазьев и Ю. В. Яковец первую называют англосаксонской, а вторую — индийской[1]. В научной литературе могут встретиться и другие названия, например североамериканская и азиатская системы.

Англосаксонская (североамериканская) модель во главу угла ставит бюджетное планирование, а все остальные прогнозы и планы выполняют в большей мере вспомогательную роль. К числу наиболее ярких представителей подобной модели относят США, Великобританию, Канаду.

Вторая модель, индийская (азиатская), предполагает наличие строго организованной системы государственных органов планирования и прогнозирования. Важнейшим приоритетом их деятельности является разработка планов (прогнозов) развития страны, отдельных регионов и отраслей на различные сроки. Подобную модель используют Индия, Япония, Южная Корея, Китай, латиноамериканские страны. Можно отдельно выделить европейскую систему планирования, которая активно используется, например, во Франции, Германии и Швеции. Рассмотрим опыт зарубежных стран исходя из этой классификации.

  • [1] Зарубежный опыт государственного прогнозирования, стратегического планирования и программирования: монография / под ред. С. Ю. Глазьева, Ю. В. Яковца. М., 2008.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой