Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Объектный принцип дифференциации наук

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Объектный принцип классификации наук позволяет рассматривать психологическую науку и в числе естественных, и в числе гуманитарных, и в числе общественных, и в числе технических (инженерная психология) наук. Он позволяет раскрывать межпредметные связи частных наук, но является недостаточным для определения их специфики. В результате психологии нередко отказывают в существовании собственного… Читать ещё >

Объектный принцип дифференциации наук (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В качестве объекта науки человек является представителем животного мира. Он результат эволюции форм жизни на Земле, что относит его к предметной области биологии, археологии и других наук. Фактически человек является объектом познания всех наук. Одни из них изучают его телесную организацию, другие — психическую.

Телесная организация человека представляет собой интегральный синтез всех свойств материи, изучаемых физикой, химией и биологией. Телесная организация человека, ограниченная в пространстве и времени, изучается по этим свойствам предметными областями математики и истории. В результате возникает антропометрия и летописание (по отношению к человеку — биографический метод).

Психическая организация человека представляет собой внутренний мир, внешне невидимый, идеальный и бесконечный. Он дан человеку в сто собственных ощущениях, переживаниях и представлениях. Внутренний мир человека обнаруживает себя в различных формах внешней активности (предметно-практической деятельности). Формы проявления психического в процессах материализации становятся объектами познания внутреннего мира человека. Познание психологии человека происходит косвенно через реакции, действия, высказывания, предметно-практическую деятельность, поступки и поведение, а также внешний облик. В них происходит объективация внутренних свойств психической организации человека. Первичными элементами внутреннего мира человека являются его психические свойства, которые многократно усложняются по мере расширения функциональных взаимосвязей человека с объектами природы, общества, предметной среды и самим собой. В результате психические свойства трансформируются в психические образования, составляющие качественную структуру психической организации человека (чувства, интеллект, характер, способности и др.).

Психические свойства являются специфическим предметом психологической науки. Они проистекают из непроизвольной деятельности организма и произвольной деятельности человека. Психические свойства дифференцируют по источникам их происхождения на психофизиологические, психофизические, психорефлективные, социально-психологические, деятельностно-психологические, ментальные. Эти свойства имплицитны психической организации человека, который их проявляет или не проявляет в своей субъектной активности. Человек как субъект психической, психологической и предметно-практической деятельности вносит в них нечто субъективное, индивидуальное, присущее только ему. В результате человек становится субъектом (активатором) своей деятельности, поступков и поведения.

Субъектность проявляется в произвольности и намеренности действий, поступков, поведения и деятельности. Действия, поступки, поведение и деятельность человека — сложно детерминированные явления. Поэтому они становятся объектами многих наук, у каждой из которых специфический предмет, что порождает проблему межпредметных отношений в познании человека как субъекта взаимодействия с миром вещей, людей и самим собой. Это обстоятельство, но мнению Б. Г. Ананьева, ставит психологическую науку в центр научного познания человека. Межпредметный синтез выступает в данном случае как принцип воспроизводства интегральной целостности образа объекта (человека). Субъектность превращает процесс познания человека в процесс самопознания, который, но сути, является психологическим познанием источником психологического знания и предтечей психологической науки.

Объектный принцип классификации наук позволяет рассматривать психологическую науку и в числе естественных, и в числе гуманитарных, и в числе общественных, и в числе технических (инженерная психология) наук. Он позволяет раскрывать межпредметные связи частных наук, но является недостаточным для определения их специфики. В результате психологии нередко отказывают в существовании собственного предмета познания, поскольку он представляет собой идеальную реальность, скрытую за внешней оболочкой телесной организации человека и его материальными действиями.

Если же обратиться к внутренней структуре свойств человека как интегрального объекта природы, то обнаружится более убедительное основание для классификации наук по их предметной принадлежности.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой