Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Изменения в политической системе

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В течение двух сроков президентства Путина наблюдался постоянный приток иностранных инвестиций: с 11 млрд долларов в 2000 г. до 120 млрд долларов в 2007 г. Однако экономика России сохранила тенденцию к превращению в сырьевой придаток развитых и развивающихся государств. Несмотря на определенные успехи в сельском хозяйстве (средний сбор зерна в России увеличился с 65 млн тонн в 1996—2000 гг. до 79… Читать ещё >

Изменения в политической системе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Эксперименты второй половины 1990;х гг. но созданию «партии власти» в новом десятилетии дали свои плоды: в России появилась партия, отражающая интересы власти, достаточно стабильная и устойчивая, чтобы выйти за пределы сроков одного созыва нижней палаты парламента. Новая «партия власти» — «Единая Россия» — в течение всего периода после ее создания уверенно удерживала большинство мест в Государственной Думе.

" Единая Россия" была создана 1 декабря 2001 г. в результате слияния нескольких общественно-политических объединений: «Единство» (возглавляемое С. К. Шойгу), «Отечество» (Ю. М. Лужков) и «Вся Россия» (М. Ш. Шаймиев). Все эти политические образования были различными вариантами поиска успешного проекта «партии власти». Избирательный блок «Отечество — Вся Россия», сформированный под федеральные выборы 1999 г., уступил по популярности межрегиональному движению «Единство», которое пользовалось поддержкой премьер-министра В. В. Путина. К выборам 2003 г. новую «партию власти» стали готовить па основе слияния предыдущих проектов.

В декабре 2003 г. прошли выборы в Государственную Думу четвертого созыва, на которых большинство мест получила «Единая Россия» (223 депутатских мандата). Кроме «партии власти» в нижнюю палату парламента прошли КПРФ (52 мандата), избирательный блок «Родина» (37)[1] и ЛДПР (36 мест). Партии правого фланга политического спектра (Союз правых сил и «Яблоко»), ориентированные на либеральную идеологию, не смогли преодолеть пятипроцентный барьер.

Выборам предшествовал арест главы «Менатепа» П. Лебедева и бывшего владельца «ЮКОСа» М. Ходорковского. В условиях противостояния власти и крупного капитала страна голосовала не за политические программы, а против олигархов, которые финансировали все оппозиционные партии («Яблоко» получало деньги от В. Гусинского, Союз правых сил — от М. Ходорковского и Б. Березовского, «Родина» — от В. Потанина и О. Дерипаски). По спискам крупных оппозиционных партий также проходили миллионеры. В списках КПРФ — Г. Семигин, С. Муравленко (представитель «ЮКОСа»), С. Батчиков (тоже «ЮКОС»), И. Анненский (президент «Альфа-альянса»); в списках ЛДПР — А. Егиазарян, А. Скоробогатько, С. Керимов.

В результате выборов 2003 г. была закреплена победа бюрократической элиты над олигархической. Если при Б. Н. Ельцине после предвыборной кампании 1996 г. власть расплачивалась с крупным капиталом богатствами страны, при В. В. Путине олигархи были вынуждены платить государству за возможность вести свой бизнес[2].

При подготовке к следующим парламентским выборам в 2007 г. был изменен порядок выборов в Государственную Думу Федерального Собрания РФ, что не вызвало значимой реакции в обществе, хотя предусматривало существенную перестройку принципов формирования нижней палаты парламента. Прежде всего, была отменена мажоритарная система, при которой избрание половины депутатов производилось по одномандатным избирательным округам[3]. Теперь на выборы нс могли идти кандидаты в порядке самовыдвижения, не включенные в список кандидатов официально зарегистрированной политической партии. Выборы в нижнюю палату парламента с 2007 г. проходят исключительно по пропорциональной избирательной системе, при которой политические партии выдвигают списки кандидатов.

Вторым важным изменением являлась ликвидация графы «против всех». На федеральных выборах 2003 г. против всех проголосовало 4,7% избирателей, пришедших на избирательные участки (почти 3 млн человек). На региональных выборах количество таких избирателей возрастало. Увеличение количества избирателей, голосующих против всех, является симптомом нездоровья политической системы.

Поскольку было очевидно, что голосовавшие «против всех» после избирательной реформы будут голосовать «ногами» (откажутся ходить на выборы), закономерным шагом была ликвидация порога явки.

Наконец, для того, чтобы отсечь мелкие политические партии, был повышен избирательный барьер с 5 до 7%. Крупные политические партии уже заняли свое место в политической системе, прохождение в Государственную Думу представителей более мелких партий создавало нежелательный элемент неопределенности.

В результате избирательных реформ в 2007 г. «партия власти» еще более упрочила свое положение на выборах в Государственную Думу пятого созыва, прошедших 2 декабря 2007 г. Согласно официальным данным, «Единая Россия» набрала 64,3% голосов (315 депутатских мандатов), КПРФ — 11,57% (57), ЛДПР — 8,14% (40), «Справедливая Россия» — 7,74% (38 мандатов). Остальные партии не смогли преодолеть семипроцентный барьер, не набрав даже 3% голосов.

Оппозиционные партии заявляли о многочисленных нарушениях и о фактах принуждения избирателей голосовать за «Единую Россию». Обращалось внимание, что в северокавказских республиках «Единой России» удалось набрать более 90% голосов, что объяснялось тотальной мобилизацией населения местным руководством на выборы. Однако наблюдатели от стран СНГ и Шанхайской организации сотрудничества признали выборы свободными и демократическими.

Несмотря на строгие ограничения, не допускающие в политическую систему нелояльные элементы, у «партии власти» возникают конфликтные ситуации с партиями, находящимися в «мягкой» оппозиции существующему режиму. Политические лидеры, заходящие слишком далеко в своей критике режима, немедленно подвергаются жесткому давлению. К примеру, в 2005—2006 гг. такому воздействию со стороны властных структур подверглись партия «Родина» и ее руководитель Д. Рогозин. Поводом для критики и ухода Рогозина от руководства «Родиной» послужил скандальный предвыборный ролик «Очистим Москву от мусора!», который был признан экстремистским и разжигающим межнациональную рознь.

Подводя итоги президентства В. В. Путина 1999- 2007 гг., можно сказать, что ему удалось обеспечить относительные порядок и стабильность в обществе, отчасти восстановить доверие населения к власти. Благодаря перестройке отношений «государство — крупный бизнес» удалось повысить доходы государства и обеспечить постепенный подъем уровня жизни населения. Во многом по причине быстрого роста цен на энергоносители сокращение ВВП периода 1990;х гг. сменилось ощутимым ростом: в 2000 г. рост ВВП составил 10%, в 2001 г. — 5,7, в 2002 г. — 4,9, в 2003 г. — 7,3, в 2004 г. — 7,2, в 2005 г. — 6,4, в 2007 г. — 8,1%. В России был накоплен третий, но объему после Китая и Японии золотовалютный запас.

В течение двух сроков президентства Путина наблюдался постоянный приток иностранных инвестиций: с 11 млрд долларов в 2000 г. до 120 млрд долларов в 2007 г. Однако экономика России сохранила тенденцию к превращению в сырьевой придаток развитых и развивающихся государств. Несмотря на определенные успехи в сельском хозяйстве (средний сбор зерна в России увеличился с 65 млн тонн в 1996—2000 гг. до 79 млн тонн в 2001 — 2006 гг.), зависимость России от импорта продовольствия и мировых цен на продукты питания увеличивалась. Высокотехнологичное производство не развивалось, инвестиции направлялись преимущественно в добывающие отрасли. В 2008 г. доля машин, оборудования, автомобилей составляла в структуре российского экспорта всего лишь 4%.

Существенно выросло социальное и имущественное неравенство. Если в 1990 г. заработная плата министра энергетики была в четыре раза больше средней зарплаты по стране, то спустя десятилетие даже директор регионального отделения РАО ЕЭС (не говоря уже о топ-менеджерах, членах совета директоров и т. п.) получал зарплату, в сто раз превышающую среднюю по стране. Огромное количество людей оказались брошенными государством на произвол судьбы и не смогли найти себя в новой жизни. Согласно официальной статистике в России насчитывалось 4 млн бомжей, 3 млн нищих, 5 млн беспризорных детей, 4,5 млн проституток, т. е. более 10% населения страны попали на социальное дно.

Наконец, несмотря на заявленные государством усилия, численность населения непрерывно сокращалась, что является главной характеристикой эффективности деятельности власти. В среднеазиатских и закавказских республиках бывшего СССР численность населения возрастает (Азербайджан, Армения, Киргизия, Казахстан и др.), население России, Украины, Белоруссии снижается. В конечном счете государство живет до тех пор, пока жив народ, его создавший, и государство существует для народа, а не наоборот.

  • [1] Избирательный блок «Родина», объединявший Партию российских регионов, партию «Народная воля» и партию «Социалистическая единая партия России», раскололся летом 2005 г.
  • [2] По сведениям в печати, были установлены ежемесячные взносы в размере 3 млн долларов от «лояльных» олигархов в бюджет «Единой России» (см.: Ванюков Д. А. Демократическая Россия конца XX — начала XXI века. М., 2007. С. 182).
  • [3] До тех пор в России была принята смешанная избирательная система: половина состава депутатов избиралась по одномандатным округам (мажоритарная система), половина — по партийным спискам (пропорциональная система).
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой