Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Культурно-досуговая деятельность за рубежом

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В соответствии с акцентом культурно-досуговой деятельности на креативность, во Франции сформировался новый тип педагога в сфере досуга, получивший название «аниматор». Эти специалисты имеют не только подготовку в том или ином виде творческой деятельности, но психологическую, социологическую подготовку, навыки импровизации. Изменение социокультурной ситуации в Западной Европе в направлении… Читать ещё >

Культурно-досуговая деятельность за рубежом (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В отличие от распространенного стереотипного представления о доминировании в зарубежном досуге сугубо развлекательных элементов, достаточно сильна и тенденция организация культурно-просветительных и жизнетворческих программ в культурно-досуговых учреждениях. Так, в самой развитой капиталистической стране США в начале XX в. получили широкое распространение общественные центры и народные дома, в которых организовывалась разнообразная культурно-досуговая деятельность. Как отмечает А. Зеленко, «спектакли, праздники, обеды с тостами, митинги, лекции для пропаганды теорий и кружки для объединения сторонников, — все это стало орудием общественного центра — народного дома» [8, с. 2]. Характерно, что народные дома получили особенно широкое распространение в сельской местности.

Базой для развития культурно-досуговой деятельности в США стали уже в начале XX в. организации религиозного характера, сетлементы (культурные поселки в городской среде, опыт функционирования которых был использован отечественными педагогами-просветителями, в том числе в организации культурно-досуговой деятельности), а также «движение в народ» интеллигенции в Англии и в США, возникшее одновременно с народническим движением в России. В начале XX в. насчитывалось 250—300 сетлементов в Северной Америке, в Европе, Азии, Австралии. Задачей сетлементов, как правило, являлось «вовлечение населения соседской группы в активную общественную работу, выработка (термин А. Зеленко) — местных вожаков для этого, развитие групповой жизни и создание общественного дома, где все эти местные общественные групповые интересы находят себе свое удовлетворение, согласование при разногласиях и дружественную взаимопомощь» [8, с. 103]. Сетлементы представляли собой фактически социально-культурные городские центры с развитой инфраструктурой социально-культурного обслуживания: приемными для гостей, столовыми, клубными помещениями для собраний организованных групп, детскими садами с системой кружков, праздничных мероприятий. Вот как выглядел наиболее распространенный перечень культурно-досуговых занятий в общественных центрах, создаваемых по образцу сетлементов: лекции, развлечения, общественные митинги для взрослых, массовые собрания, занятия физкультурой и спортом, клубное общение, игры, чтение, партийные собрания и съезды, «организации по общественному благосостоянию (бюро призваний, юридическая помощь, передвижные общественные кухни, бюро найма, амбулатория и бюро обмена сведе;

зо ниями, продуктами и услугами, распродажа пожертвованных вещей)" [8, с. 274].

Особый интерес в этом плане может представлять опыт Франции как страны с развитыми культурно-просветительными традициями. Здесь проводится единая государственная эстетико-воспитательная политика. Эта политика обеспечивает успешное функционирование государственных учреждений культуры различных типов. Особое внимание государством уделяется эстетическому воспитанию населения. Под руководством государства эстетическое воспитание проводится уже в дошкольном, затем и в школьном возрасте. При этом сохраняется проблема разрыва между столичной и провинциальной эстетической культурой, которая является одной из ключевых для государственной культурной политики.

Уже в 50-е — 60-е гг. XX в. во Франции сформировалась «концепция гуманистической культуры и ее народно-просветительской миссии. Популяризация культуры и искусства, эстетико-просветительская деятельность входят в круг центральных задач государства, политических партий, ведущих общественных организаций, деятелей культуры и искусства, меценатов» [7, с. 11]. В этот же период растет как бюджет министерства культуры и просвещения Франции, так и сеть самых различных учреждений культуры, развивающих культурно-досуговую деятельность на основе дотаций государства — библиотеки-дискотеки, дома культуры, центры современного искусства, досуговые молодежные центры, театрально-концертные центры. Практикуются различные фестивали самодеятельного творчества, фольклорные праздники с участием самых различных слоев населения.

Концепция культурного просветительства во Франции связывается в основном с именем Андре Мальро, который был не только крупным писателем и ученым, но и долгое время министром культуры.

В 70-е гг. во Франции стали происходить процессы, близкие к процессам периода перестройки в нашей стране. На первый план вышли ценности потребительской культуры в связи с повышением уровня жизни у некоторых слоев населения, стали развиваться гедонизм и индивидуализм во всех сферах общественной жизни, быта и досуга. Произошла дифференциация стилей жизни в обществе и, соответственно, возросла роль «мозаичной» культуры [А. Моль].

В этой связи еще более возросла роль эстетической культуры, которая «все больше рассматривается не только как средство духовного обогащения человека, как некая ценность, приобщение к которой является благом. Она становится образом жизни, дающим бесконечную индивидуальную свободу. Эстетическая культура уже не является лишь катализатором развития, способом рекреации или одной из целей социального прогресса — она самоценна. Она — единственная сфера личной свободы, одновременно не противоречащая обществу и поднимающая достоинство личности» [7, с. 12].

В этой позиции государственной политики Франции в сфере эстетического воспитания содержится важная предпосылка для развития соответствующей культурно-досуговой деятельности по вовлечению населения в различные виды освоения эстетических ценностей, предполагающие создание особого эстетического пространства, противостоящего обыденной реальности и способствующего опять же самоидентификации личности.

В системе культурно-досуговых учреждений Франции особо следует выделить Дома культуры, которые являются полифункциональными культурно-воспитательными учреждениями. Причем в них основным воспитательным средством является профессиональное искусство. Среди наиболее распространенных форм культурно-досуговой деятельности в этих учреждениях: концерты, спектакли, выставки изобразительного искусства, литературные вечера и т. д. Важно отметить, что во многих Домах культуры практикуются открытые мастерские как «кухни» творческих работников, демонстрируемые посетителям этих учреждений. Открытый характер носят также публичные обсуждения спектаклей, выставок, кинофильмов, репетиции профессиональных коллективов, работа художников, скульпторов. Такая практика является дополнительным стимулом для участия в самодеятельном творчестве любых посетителей, как взрослых, так и детей. При этом наряду с традиционными жанрами самодеятельного творчества (хореография, театр, хоровое искусство и т. д.) развиваются виды самодеятельного творчества, приближенные по своему характеру к самостоятельному хобби, индивидуальным «домашним» любительским увлечениям: дизайн, компьютерно-графическое и музыкальное творчество, создание видеофильмов и видеоклипов и т. д. [7].

В качестве примера культуротворческих возможностей домов культуры можно привести деятельность самого крупного во Франции дворца культуры — Национального центра искусств и культуры им. Ж. Помпиду, открытого в 1977 г.

Вот как описывает деятельность этого Центра один из исследователей зарубежной культурной политики: «Основные структурные единицы Центра: национальный музей современного искусства, Центр индустриального творчества, Публичная информационная библиотека и Исследовательский и координационный институт акустики музыки… На «подступах» к дворцу — оригинальный движущийся фонтан, сделанный по мотивам творчества И. Стравинского; на площади перед главным входом — непременные представители уличного искусства всех возможных направлений… Внутри здания входящих встречают большие и малые экраны дисплеев информационно-справочных служб, их вежливые сотрудники, отвечающие на все вопросы и вручающие желающим недельные программы работы Центра, буклеты, информационные листки. Компьютерные и телевизионные справочные установки рассчитаны и на индивидуальных посетителей (программы по требованию), и на группы (целостные программы деятельности центра)…

Музей современного искусства имеет постоянную и сменные экспозиции, открытые террасы для выставок скульптуры, залы художественной фотографии, большой выставочный зал площадью около двух тысяч метров для крупных выставок, свою библиотеку, аудиовидеотеку… В институте музыки слушатели имеют возможность приобщаться к современной музыке. Ее экспериментальным направлениям, встретиться с композиторами, исполнителями, критиками… Центр индустриального творчества знакомит и с историей дизайна и его самыми последними достижениями… В помещении Центра имеются кинозалы и видеозалы, отдельные телеэкраны в зонах отдыха, где демонстрируются мультфильмы. Идут тематические показы. Есть книжный магазин с книгами по искусству и культуре, эстетике, педагогике и несколько небольших киосков, залы для встреч с деятелями культуры, для конференций, театральных спектаклей, различных концертов… Каждое подразделение Центра имеет высококвалифицированных специалистов-педагогов (аниматоров), которые ориентируют творческий процесс на культурно-воспитательные задачи и непосредственно работают с населением. Целиком эстетическому воспитанию посвящена деятельность детской библиотеки и детского ателье, где сосредоточены саамы мощные педагогические силы. Детское ателье приучает ребят к творчеству в области музыки, изоискусства, дизайна, в сфере синтеза искусств. Здесь учат, например, совмещать в воображении и конкретном творчестве пространство и цвет, пространство и звук, конструировать из модулей технические макеты с учетом современных эстетических требований, моделировать воображаемые архитектурные ансамбли и т. д. Ведут занятия педагоги, художники, ученые, инженеры, а сами занятия проходят в виде разовых сеансов, со свободным входом и выходом в любое время или циклами по А—10 сеансов. Библиотека и ателье работают в контакте со школами Парижа, Парижского региона и даже других регионов страны… Руководят деятельностью Центра его президент и два совета: директорский, занимающийся текущими делами, и ориентационный, определяющий стратегию… В составе стратегического управляющего органа имеются представители Национального Собрания Франции и Сената (т. е. обеих палат Парламента), Советов города Парижа и Парижского региона. Представители министерства культуры, сотрудники министерства национального образования, курирующие вопросы культуры, художественного воспитания и подготовки кадров, работники министерств науки и индустрии, авторитетные представители общественности, например, ректор Парижской академии. Президент межминистерской комиссии по охране национального художественного наследия…" [17, с. 21—22].

Дома молодежи, или дома молодежного досуга во Франции в своей деятельности основной акцент делают уже не на профессиональном искусстве, а на самодеятельном творчестве самых различных видов (не только в сфере художественного исполнительства). Это широкий набор любительских структур, студий, кружков, в которых выявляются и развиваются самые различные творческие возможности участников, включая культуру общения, культуру чувств, разнообразные психологические умения и навыки через психологические тренинги, консультирование и т. д. [7].

Культурно-досуговая деятельность развивается во Франции и в таких учреждениях как социально-образовательные центры, основным принципом деятельности которых является раскрепощение личности и снятие закомплексованности у детей и подростков. Работники этих центров развивают спонтанное творчество у своих посетителей в сфере коммуникации и в различных социальных ситуациях. Эти центры создаются при школах, учреждениях культуры, предприятиях, муниципалитетах. Иногда они могут называться центрами гуманитарного самообразования.

В соответствии с акцентом культурно-досуговой деятельности на креативность, во Франции сформировался новый тип педагога в сфере досуга, получивший название «аниматор». Эти специалисты имеют не только подготовку в том или ином виде творческой деятельности, но психологическую, социологическую подготовку, навыки импровизации. Изменение социокультурной ситуации в Западной Европе в направлении усиления роста потребления продукции массовой культуры и социальной дифференциации общества привели к усилению полифункциональности в культурно-досуговой деятельности, сочетающей в себе познавательные, воспитательные компоненты с игровыми, развлекательными, а также к решению самых различных социальных задач, связанных с жильем, здоровьем, социальным обеспечением. Это выразилось в создании комплексных социальнокультурных учреждений, осуществляющих разнообразную культурнодосуговую деятельность, в том числе «за стенами» этих учреждений. Наибольшее распространение комплексные социально-культурные учреждения получили на базе школ и лицеев. Большое внимание при этом уделяется социально неблагополучным группам населения. Так, например, в социально-культурных учреждениях г. Гренобля большое внимание уделяется работе с неблагополучными семьями, проблемной молодежи, мигрантам. Создаются и передвижные «общественные бюро» социально-культурных учреждений на периферии (например, г. Болонья), которые затем трансформируются в филиалы — центры социально-культурных учреждений города.

Нельзя не отметить и важность накопленного в цивилизованных странах Запада опыта реализации социально-культурного и педагогического потенциала досуговых развлечений. Появился даже своеобразное название стиля поведения в рекреационных клубных массовых программах — «клаббинг». Он определяется зарубежными исследователями как «веселье в компании других людей» [6, с. 12]. При всех издержках досуга развлекательного характера в странах Запада многие технологии его организации заслуживают самого пристального внимания со стороны отечественных специалистов культурно-досуговой деятельности.

Особо следует отметить имеющий большое значение сложившийся опыт становления культурно-досуговой деятельности в тематических парках США, имеющий всемирное значение. В этих учреждениях важное место занимают культурно-досуговые программы для социально незащищенных групп населения: пожилых, инвалидов, бедных семей, подростков, молодежи и т. д. Так, например, сложился опыт взаимодействия парков и домов престарелых. В парках создаются дневные лагеря для обитателей этих учреждений. Парки, обслуживающие престарелых, располагают соответствующим техническим оснащением и оборудованием, инструментами и деталями для ремонта инвалидных колясок, портативными рациями, удобными скамейками, дорожками, оборудованными для инвалидных колясок. Для этой категории посетителей в парках проводятся музыкальные программы, детские концерты, пикники, фестивали.

Особую категорию посетителей культурно-досуговых учреждений за рубежом составляют одинокие люди. Для них организуются клубы знакомств, экскурсии, походы, способствующие налаживанию новых социальных связей. Особый акцент в зарубежных культурно-досуговых учреждениях делается на межвозрастных, семейных досуговых программах, а также для подростков и молодежи.

Сложившийся опыт организации культурно-досуговой деятельности за рубежом, таким образом, можно рассматривать как значимый ресурс для решения социальных проблем общества, задач социальной работы и социальной реабилитации социально незащищенных групп населения.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой