Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Урок 35. МАРТИН ЛЮТЕР И РЕФОРМАЦИЯ

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В то время как православную веру преследовали в русских областях, подвластных Польше, в государствах Западной Европы почти везде происходила ожесточенная борьба между последователями римского папы и людьми, которые не хотели подчиняться папе. Еще с первой половины XVI столетия в немецкой земле явились люди, которые восстали против папы. Первый восстал против папы Мартин Лютер. Число его… Читать ещё >

Урок 35. МАРТИН ЛЮТЕР И РЕФОРМАЦИЯ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В то время как православную веру преследовали в русских областях, подвластных Польше, в государствах Западной Европы почти везде происходила ожесточенная борьба между последователями римского папы и людьми, которые не хотели подчиняться папе. Еще с первой половины XVI столетия в немецкой земле явились люди, которые восстали против папы. Первый восстал против папы Мартин Лютер. Число его последователей год от году увеличивалось.

Мартин Лютер был монах латинской церкви. Он был человек благочестивый. Когда он жил в монастыре, то с терпением и смирением исполнял самые тяжелые и унизительные работы, например очищал отхожие места. Случалось, что по целым дням он не ел, не пил, а все молился и читал Священное Писание. Утомление трудами и молитвой достигало у него иногда до такой степени, что он замертво падал на поле и долго лежал без чувств. По делам своего монастыря Лютеру представился случай побывать в Риме. Лютер с восхищением отправился туда; для благочестивого католика побывать в Риме так же отрадно, как для православного спутешествовать в Иерусалим. Но Лютер совершенно ошибся насчет того, что он ожидал найти в Риме. Он думал, что тут-то он увидит благочестие и церковный чин в самом полном блеске; но увидел он совсем другое: он видел монахов, которые вели совершенно мирскую жизнь, все время проводили в удовольствиях, которые являлись в церковь не из желания помолиться, а чтоб собрать деньги с богомольцев. Покуда Лютер служил одну обедню, римские монахи успевали отслужить несколько. Огорченный Лютер возвратился домой и часто стал задумываться над тем, что в римской церкви нет настоящего благочестия. Вскоре произошло событие, которое окончательно утвердило Лютера в этой мысли. В ту местность, где жил Лютер, приехал от папы монах Иоанн Тецель и открыл самую соблазнительную торговлю. Он торговал грамотами, содержащими в себе отпущение грехов. Грамоты были разных родов: одни прощали грех убийства, другие — грех разбойничества, третьи — все грехи и т. д. Были такие грамоты, которые давали прощение прошедшим грехам, были такие, которые прощали будущие грехи. Чем больше грехов прощала грамота, тем она стоила дороже. Грамоты эти назывались индульгенциями. Папы давно уже раздавали индульгенции. Но сначала индульгенции давались за какие-нибудь добрые дела, а уже потом их можно было покупать за деньги. Во время Лютера папой был Лев X. Он захотел оставить по себе такой памятник, который бы стоял веки вечные, всегда напоминая о нем, и заложил в Риме в честь св. Петра храм, который по великолепию и богатству должен был затмить все постройки, когда-либо возведенные на земле. На постройку этого храма требовались огромные деньги. Чтобы достать их, выпущено было бесчисленное множество индульгенций. С этими-то индульгенциями Тецель и явился в немецкую землю. Латинское духовенство принимало все меры, чтобы продажа производилась успешнее. В честь Тецеля устраивали священные празднества. Со вступлением его в какой-либо город раздавался звон колоколов, священники выходили ему навстречу со свечами и хоругвями, чтобы собрать как можно больше народу. Тецель, сопровождаемый толпами благочестивых католиков, являлся в главную церковь и, сказавши проповедь в похвалу своему товару, начинал торговлю. Народ осыпал Тецеля золотом. Каждый старался воспользоваться случаем, чтобы успокоить свою совесть насчет грехов, тяготивших ее. Но были люди, которые понимали, что делается что-то несообразное, а один немец жестоко насмеялся над Тецелем. Он за большие деньги купил у него индульгенцию на будущий грех разбоя. Когда потом Тецелю случилось проезжать лесом, покупщик напал на Тецеля и обобрал его дочиста. Тецель грозил ему всеми муками ада. Но покупщик, показывая индульгенцию, сказал ему: «Не сам ли ты позволил мне обобрать тебя?» Бесчинства Тецеля вывели из терпения Лютера. 31 октября 1517 года Лютер прибил к дверям придворной церкви в Виттенберге воззвание к народу, где он объяснял, что царства небесного нельзя купить за деньги и что продавцы индульгенций суть обманщики. Воззвание было напечатано и разослано по всем концам немецкой земли. Тогда между немецкими католиками произошло большое волнение. Многие согласились с Лютером и перестали повиноваться папе. Одобрение, которое Лютер получал со всех сторон, сделало его более смелым. Он не ограничился нападками на продажу индульгенций, а стал разбирать другие обычаи латинской церкви, и многое, чему католики верили как истине веры, объявил нечестием и лжеучением. Лютер был человек ученый. Разбирая учение и обычаи римской церкви, Лютер слишком понадеялся на свой ум и свою ученость, а потому и сам впал в ошибки. Мало-помалу он сделался основателем особого общества христиан, которое отвергло учение и обычаи римской церкви, но не приняло также учения и обычаев православной греко-российской церкви. Последователи Лютера называются лютеранами. Некоторые из учеников Лютера не согласились с самим Лютером и образовали опять новые общества. Таким образом, в Западной Европе явилось несколько новых вероисповеданий. Все христианские общества, выделившиеся из римско-католической церкви по почину Лютера, называются общим именем протестантских. Название это происходит от слова «протест», что значит «возражение», «спор». Протестантских исповеданий с течением времени явилось многое множество. Каждое из них имеет какие-нибудь особенности, в которых не сходится с другими протестантскими исповеданиями. От церкви православной и от церкви католической протестантские исповедания отличаются тем, что они отвергают церковное предание. Наша церковь и согласно с нею римско-католическая учат, что правила веры можно узнать из Священного Писания и из церковного предания, т. е. из писаний святых людей, живших в ближайшие времена ко Христу, и из церковных обычаев, сохранившихся с первых времен христианства. Протестанты же говорят, что веру можно узнать только из одного Священного Писания. Поэтому они отвергают все, что в учении и обрядах церкви заимствовано из церковного предания, например посты, торжественное богослужение, почитание икон и т. п.

Вопросы для повторения

В самом начале урока необходимо объяснить ученику, что мы возвращаемся более, чем на сто лет назад.

  • 1. Скажите, в каком году Лютер начал борьбу с папой?
  • 2. В каком это было столетии?
  • 3. Каких вы знаете государей России, которые жили в 16 столетии?
  • 4. Укажите год венчания на царство Иоанна Г розного, год покорения Казани, год казни Новгорода, год прекращения дома Рюрика.
  • 5. Что такое реформация?
  • 6. В чем она состояла?
  • 7. Кто был Лютер?
  • 8. С какими чувствами Лютер отправился в Рим и с какими возвратился оттуда, и почему?
  • 9. Что такое индульгенция?
  • 10. Как приобретались индульгенции сначала?
  • 11. Припомните крестовые походы.
  • 12. Как Тецель торговал индульгенциями?
  • 13. Какой вы знаете случай, доказывающий, что продажа индульгенций способствовала совершению грехов?
  • 14. Для чего Лев X собирал деньги?
  • 15. Учитель объясняет значение Италии как страны процветания искусств.
  • 16. Припомните Аристотеля Фиоравенти и его постройки в Москве, памятники Рима и Византии.
  • 17. Какие общества христиан называются протестантскими?
  • 18. Укажите отличие исповеданий римско-католического и протестантских от православного.
  • 19. Как и когда произошла церковь римско-католическая?
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой