Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Новое политическое мышление и внешняя политика

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Внутренние перестроечные процессы в стране, сложное экономическое положение оказали значительное воздействие на внешнюю политику СССР. Она претерпела эволюцию от жесткого противоборства до ослабления напряженности и установления отношений сотрудничества с прежними государствами-противниками. К 1987 г. сформировалась внешнеполитическая концепция, получившая название «новое политическое мышление… Читать ещё >

Новое политическое мышление и внешняя политика (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Внутренние перестроечные процессы в стране, сложное экономическое положение оказали значительное воздействие на внешнюю политику СССР. Она претерпела эволюцию от жесткого противоборства до ослабления напряженности и установления отношений сотрудничества с прежними государствами-противниками. К 1987 г. сформировалась внешнеполитическая концепция, получившая название «новое политическое мышление» (схема 265). Она предполагала отказ от противостояния двух систем, признавала целостность и неделимость мира, объявляла приоритет общечеловеческих ценностей над классовыми и идеологическими в области международных отношений.

Начался процесс нормализации отношений между Западом и Востоком, прежде всего с США. Контакты руководителей СССР и США стали регулярными и давали ощутимые результаты. В 1987 г. между двумя государствами был подписан договор об уничтожении целого класса вооружений — ракет средней и ближней дальности. В 1990 г. Советский Союз согласился сократить свое военное присутствие в Европе и уничтожить большое количество обычных вооружений. В июле 1991 г. в Москве президенты М. С. Горбачев и Дж. Буш-старший заключили договор о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений.

Важное значение для международной стабильности имели решение СССР вывести войска из Афганистана (окончательный вывод завершился к 15 февраля 1989 г.) и нормализация отношений с Китаем, о чем было объявлено по результатам визита М. С. Горбачева в Пекин в мае 1989 г.

Новое политическое мышление в сфере международных отношений.

Схема 265.

Новое политическое мышление подразумевало отказ от прежнего курса в отношении социалистических стран (т.е. отход от «доктрины Брежнева»). В 1989 г. начался форсированный вывод советских войск из стран Варшавского договора, что привело к росту антисоциалистических тенденций. Вскоре в ходе выборов и бархатных революций в этих странах произошла смена бывшего коммунистического руководства, и они стали ориентироваться на Запад.

М.С. Горбачев и Э. А. Шеварднадзе (министр иностранных дел в 1985—1991 гг.) согласились также на объединение ГДР и ФРГ в единое государство, но Советский Союз не получил от этого ни материальных, ни геополитических выгод. В 1991 г. официально были ликвидированы военно-политические и экономические структуры бывших соц-стран — Организация стран Варшавского договора (ОВД) и Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ).

Внешняя политика СССР в 1985–1991 гг.

Схема 266.

Новое политическое мышление в области внешней политики дало противоречивые результаты (схема 266). С одной стороны, ослабла гонка вооружений и угроза ядерной войны. Начался реальный процесс сокращения и уничтожения обычных и ядерных вооружений, наступило прекращение «холодной войны». Произошли демократические изменения в целом ряде стран. С другой стороны, такая политика привела к поражению СССР в «холодной войне», ликвидации всей мировой системы социализма и распаду биполярной системы международных отношений, существовавших на протяжении почти всего XX в.

Культурные процессы в период перестройки

Перестройка в стране радикальным образом изменила культурную жизнь (схема 267). Решающее влияние на это оказала политика гласности, ослабившая идеологический контроль и цензуру за всеми духовными и культурными явлениями. Произошло раскрепощение общественного сознания. Постепенно процесс гласности стал выходить за рамки дозволенных партийными реформаторами параметров. Антисталинский и истинно социалистический потенциал начала перестройки перерастал в антикоммунистический заряд. Говорилось уже не о деформациях социализма, а о порочности самой системы. Завершил разрушение системы партийно-государственного руководства Закон СССР «О печати и средствах массовой информации», отменивший цензуру.

Вместе с тем изменения в сфере международных контактов СССР, равно как и ослабление цензуры, привели к тому, что массовая западная культура бурным потоком хлынула на наше культурное пространство и стала его интенсивно осваивать со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями.

Кардинально за годы перестройки изменились отношения государства и религиозных конфессий, прежде всего с Русской православной церковью. Исчез диктат атеизма, граждане получили возможность свободно исповедовать любую религию. Государственно-церковные взаимоотношения нормализовались и стали более тесными.

Коррективам подверглась реформа народного образования, начавшаяся в 1984 г. Вводилось 11-летнее обучение. С 1988 г. был взят курс на отказ от унификации и профессионализации общеобразовательной школы и создание новой динамичной модели образования на демократических и гуманистических принципах. Изменился облик советской школы, появились новые типы учебных заведений (гимназии, лицеи, частные школы). Для управления всеми звеньями образования (от школы до вуза) был образован Госкомитет по народному образованию. Но он оказался весьма малоэффективным бюрократическим монстром.

Культура периода перестройки.

Схема 267.

Перестройка стала непростым временем для отечественной науки. Сокращение государственного финансирования научных исследований, низкая оплата труда, открытие границ привели к массовой «утечке мозгов» за рубеж. В области гуманитарных наук кризис наступил в марксистском обществоведении. Отрадным фактом стал возросший интерес к историческим проблемам. Активно шел процесс ликвидации «белых пятен» в истории. Эта тема занимала значительное место в средствах массовой информации (СМИ), но на смену одним мифам приходили другие. Процесс формирования исторического сознания общества проходил сложно и противоречиво.

В художественной культуре изменилась сущность ее взаимоотношений с властью, диктат которой был уничтожен. На читателей обрушился целый поток ранее запрещенных и неопубликованных произведений литературы («Дети Арбата» А. Рыбакова, «Белые одежды» В. Дудинцева, «Факультет ненужных вещей» Ю. Домбровского, «Зубр» Д. Гранина, «Архипелаг ГУЛАГ» А. Солженицына и др.). Со второй половины 1980;х гг. стали печатать книги Б. Пильняка, Е. Замятина, И. Шмелева, В. Ходасевича, В. Набокова, А. Платонова, В. Гроссмана и др.

К зрителю возвращались кинофильмы («Проверки на дорогах» А. Германа, «Агония» Э. Климова, «Комиссар» А. Арнольдова), положенные в советское время «на полки». Большой общественный резонанс получил фильм Т. Абуладзе «Покаяние» (1987), где впервые в форме аллегории рассматривались проблемы сталинизма.

Свободу получило музыкальное творчество. Стали исполнять произведения современных композиторов-новаторов А. Шнитке, С. Губайдуллиной и др. Рок-группы также обрели свободу самовыражения.

Для культурных процессов в период перестройки, освободившихся от партийно-государственного контроля, характерны большое разнообразие, усложнение и поливариантность развития.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой