Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Характеристика основных направлений, видов и форм социально-педагогической деятельности

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Социальные институты различных сфер жизни общества (учреждения образования и науки — школы, колледжи, вузы, научно-исследовательские институты; учреждения социальной защиты населения — центры социального обеспечения, центры социальной реабилитации несовершеннолетних, центры поддержки семьи и детей, интернаты, хосписы и т. д.; медицинские учреждения — больницы, поликлиники, наркологические… Читать ещё >

Характеристика основных направлений, видов и форм социально-педагогической деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Основные понятия: деятельность, вид деятельности, направление деятельности, форма деятельности, социально-педагогическая работа с различными категориями учащихся, социально-педагогическая работа в различных образовательных учреждениях, социально-педагогическая деятельность по взаимодействию с различными социальными институтами, социально-педагогическая деятельность среди различных категорий семей, объекты социально-педагогической деятельности, субъекты социально-педагогической деятельности, цели деятельности, промежуточные цели, конечная цель социально-педагогической деятельности, информационновоспитательная работа как вид социально-педагогической деятельности, социально-правовая работа, психосоциальная работа медико-социальная работа, культурно-досуговая работа, социальная активность.

О сущности направлений социально-педагогической деятельности

Социально-педагогическая деятельность как многогранное и многоуровневое социальное явление имеет сложную структуру, в которой среди различных характеристик (ее виды, формы, методы, субъект, объект, цели и результат и др.) первичной является направление прилагаемых усилий по реализации педагогического потенциала социума. Взяв объект, на который направлен вектор воздействия цели деятельности, за основу определения направления социально-педагогической деятельности, можно выделить важнейшие из его составляющих:

  • а) различные категории детей и подростков (дошкольники, старшие подростки, подростки группы «риска», подростки с зависимостями различной этимологии, девиантные подростки, дети и подростки, подвергшиеся насилию, социально-дезадаптированные дети и подростки, дети и подростки с ограниченными возможностями здоровья и т. д.);
  • б) различные категории малых социальных групп — семьи (молодые, многодетные, неполные, смешанные, сложные, дистантные, разнородные, межнациональные и т. д.); производственные коллективы (педагогический коллектив, ученический коллектив, коллектив или группа (ассоциация, объединение) конкретных специалистов и т. д.);
  • в) социальные институты различных сфер жизни общества (учреждения образования и науки — школы, колледжи, вузы, научно-исследовательские институты; учреждения социальной защиты населения — центры социального обеспечения, центры социальной реабилитации несовершеннолетних, центры поддержки семьи и детей, интернаты, хосписы и т. д.; медицинские учреждения — больницы, поликлиники, наркологические диспансеры, оздоровительные центры и т. д.; учреждения культуры и спорта — спортивные клубы, театры, музеи, спортивные школы и т. д.; учреждения правопорядка — суды, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, учреждения исполнения наказаний и т. д.; молодежные общественные организации, движения и т. д.).

Все эти и многие другие составляющие социальной жизни общества являются объектами социально-педагогической деятельности и в случае выбора их в качестве цели взаимодействия с ними или воздействия на них они определяют направление социально-педагогической деятельности вообще.

К основным направлениям социально-педагогической деятельности можно отнести работу: с семьей, с конфессиями или в конфессиях, в школе, в здравоохранении, в учреждениях интернатного типа, с детьми-сиротами, с детьми с ограниченными возможностями здоровья, в пенитенциарных учреждениях и др.

В каждом из направлений социально-педагогической деятельности все ее структурные элементы направлены на объект воздействия и функционируют с учетом особенностей его содержания, структуры, места и роли в социуме и в процессе социализации подрастающего поколения и взрослых, направлены на конечный результат — социальную активность личности, социальную активность семьи, учащихся в школе, сотрудников учреждений здравоохранения, учреждений интернатного типа или детей-сирот, социализированности, адаптивности в социальной среде и т. д.

В теории и практике существования социально-педагогических служб образовательных учреждений в зависимости от основания классификации их работы выделяют три основных направления социально-педагогической деятельности:

  • 1) социально-педагогическая работа с различными категориями учащихся, их родителями, педагогами и специалистами других социальных институтов. Это может быть работа с детьми и подростками (одаренными, «среднестатистическими», гиперактивными, социально запущенными, педагогически запущенными, дезадаптивными, детьми-инвалидами, детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, и т. д.), с различными категориями семей, имеющих неуспевающих учащихся различных образовательных учреждений. Работа по взаимодействию с педагогами, воспитателями, социальными работниками образовательного учреждения и специалистами других социальных институтов обеспечивает реализацию принципа открытости самой деятельности, позволяет использовать их профессиональный потенциал как часть потенциала социума и направлять его на решение детско-юношеских проблем;
  • 2) социально-педагогическая работа в различных образовательных и других учреждениях и, в частности, в дошкольных образовательных учреждениях (включая специальные коррекционные образовательные учреждения), общеобразовательных школах, гимназиях, учреждениях дополнительного образования, профессиональных клубах, лицеях, училищах, колледжах и высших учебных заведениях. Каждый уровень образования вносит в социально-педагогическую работу специалистов свои особенности по объекту внимания и взаимодействия, по содержанию и характеру действий специалиста, по формам и методам работы с учащимися и их родителями и т. д.

Достижение целей социально-педагогической деятельности образовательного учреждения различного типа проявляется в различных формах, основными из которых являются социально-педагогическая диагностика, социально-педагогическая профилактика, социально-педагогическая поддержка, психосоциальная коррекция, педагогическое сопровождение, индивидуальное и групповое консультирование, посредничество, медико-педагогический консилиум, медико-педагогическая реабилитация и др.;

3) социально-педагогическая деятельность по взаимодействию с различными социальными институтами города, в частности, с учреждениями социальной защиты населения, здравоохранения, культурно-просветительскими учреждениями, учреждения досуга, физкультуры и спорта, учреждениями исполнения наказания, детскими и молодежными объединениями, фондами, союзами, партиями, движениями.

Важную роль в этом направлении деятельности играет социально-педагогический подход, который требует использования возможностей семьи и других социальных институтов (различные образовательно-воспитательные структуры, общественные организации, учреждения социальной защиты населения, благотворительные фонды, церковь и т. д.), микросреды личности и социума в целом в обеспечении заботы о правах личности, развитии ее интересов и возможностей, защиты духовности человека, организации механизмов педагогически компетентного вмешательства в различные личностно-средовые ситуации с целью их разрешения и социальной защиты ребенка. Правильно организованное межинституциональное взаимодействие позволяет сделать социально-педагогическую деятельность целенаправленной, научно обоснованной, педагогически обоснованной системой построения отношений ребенка с окружающей социальной средой, с ее многофакторным воздействием на личность.

Рассмотрим некоторые из направлений социально-педагогической деятельности в современной практике социальной жизни города: социально-педагогическая деятельность с различными группами детей и подростков; социально-педагогическая деятельность среди различных категорий семей; социально-педагогическая деятельность по взаимодействию школы и религиозных организаций в формировании у учащихся здорового образа жизни.

По такому же принципу строится социально-педагогическая деятельность и по другим направлениям.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой