Саморегулирование предпринимательской деятельности
Мировой опыт подтверждает, что эффективной формой планирования развития системы гражданско-правовых отношений, установления норм, правил и стандартов в различных сферах деятельности является создание саморегулируемых организаций. В России они формируются в соответствии с Федеральным законом от 1 декабря 2007 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» (далееЗакон о СРО) и другими федеральными… Читать ещё >
Саморегулирование предпринимательской деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Мировой опыт подтверждает, что эффективной формой планирования развития системы гражданско-правовых отношений, установления норм, правил и стандартов в различных сферах деятельности является создание саморегулируемых организаций. В России они формируются в соответствии с Федеральным законом от 1 декабря 2007 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» (далееЗакон о СРО) и другими федеральными законами.
Саморегулирование — это самостоятельная инициативная деятельность, осуществляемая субъектами предпринимательской деятельности (индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами) или профессиональной деятельности (физическими лицами). Сущностью саморегулирования является разработка и установление стандартов и правил соответствующей предпринимательской или профессиональной деятельности, а также контроль за соблюдением их требований (схемы 15.1—15.13).
Схема 15.1. Условия создания саморегулируемых организаций
Схема 15.2. Стандарты и правила предпринимательской или профессиональной деятельности.
Схема 15.3. Функции, права и обязанности саморегулируемых организаций.
Схема 15.4. Информационная открытость деятельности саморегулируемых организаций.
Схема 15.5. Организация контроля за деятельностью членов саморегулируемой организации.
Схема 15.6. Формирование имущества и способы обеспечения ответственности членов саморегулируемых организаций перед потребителями выпускаемых ими товаров (работ, услуг).
Схема 15.7. Ограничения прав саморегулируемой организации и ее должностных лиц.
Схема 15.8. Функции общего собрания членов саморегулируемой организации.
Схема 15.9. Организация и функции постоянно действующего коллегиального органа управления.
Схема 15.10. Специализированные органы саморегулируемой организации.
Схема 15.11. Ведение государственного реестра СРО.
Схема 15.12. Взаимодействие саморегулируемых организаций и уполномоченных федеральных органов исполнительной власти.
Схема 15.13. Ассоциации (союзы) саморегулируемых организаций.
Рассматриваемые далее в логических блок-схемах положения не распространяются на саморегулируемые организации только семи видов деятельности, таких, как:
- • профессиональные участники рынка ценных бумаг;
- • акционерные инвестиционные фонды;
- • управляющие компании и специализированные депозитарии инвестиционных фондов;
- • паевые инвестиционные фонды и негосударственные пенсионные фонды;
- • жилищные накопительные кооперативы;
- • кредитные организации;
- • бюро кредитных историй.
Порядок создания и организация деятельности таких СРО определяются федеральными законами, регулирующими соответствующий вид деятельности.
Управление саморегулируемой организацией осуществляют три органа:
- • исполнительной орган;
- • общее собрание членов (см. схему 15.8);
- • постоянно действующий коллегиальный орган (см. схему 15.9). Его функции может выполнять общее собрание членов СРО.
Контроль (надзор) за деятельностью СРО осуществляется в порядке, установленном федеральными законами.
Вместо лицензирования различных видов деятельности СРО создаются в строительстве, архитектурно-строительном проектировании, в сфере рекламы, арбитражного управления, кадастровой деятельности, аудита и др.
Организация приобретает статус СРО в момент внесения сведений о ней в государственный реестр.
Саморегулирование по своей сущности является практически процессом приватизации или аутсорсинга комплекса управленческих и контролируемых функций государства. В ряде отраслей принципы создания системы саморегулирования имеют существенные особенности. Так, в оценочной деятельности в качестве стандартов утверждаются правила деловой и профессиональной этики. В процессе государственной регистрации СРО Росреестр проверяет:
- • количественный состав СРО;
- • соответствие органов управления требованиям законодательства;
- • наличие стандартов и правил профессиональной и предпринимательской деятельности;
- • наличие органов контроля за соблюдением членами СРО стандартов и правил профессиональной деятельности;
- • вопросы обеспечения дополнительной имущественной ответственности каждого члена СРО перед потребителями товаров, услуг; и др.
В России в 15 сферах деятельности создано 973 саморегулируемых организации, 513 из них действуют в отраслях, в которых вступление в СРО является обязательным, 596 из них — в строительном комплексе. Количество СРО, созданных добровольно, в 2011 г. увеличилось на 30% — с 634 до 923 организаций. В сфере управления недвижимостью в ЖКХ действуют 69 СРО. Организовано восемь объединений СРО.