Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Пределы роста. 
Социальная и культурная антропология

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Наряду с эволюционными процессами в каждом обществе, равно как и в глобальном масштабе, происходят иные социокультурные события, которые можно считать не имеющими отношения к повышению адаптационного потенциала человечества в классическом понимании этого концепта. Участники Римского клуба подробно анализируют их. Простое наблюдение свидетельствует о том, что люди тратят значительную часть времени… Читать ещё >

Пределы роста. Социальная и культурная антропология (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

С неоэволюционистской точки зрения различия культур определяются в терминах интегральной оценки следующих параметров: подчиненность окружению (от слабой до сильной); организационная структура (от простой к сложной); организация совместной жизни популяции (от сельской до городской); специализация в системе общественного разделения труда (от нерасчлененной к узко специфицированной); модели управления (от основанных на консенсусе до авторитарных); распределение благ (от уравнительного до жестко распределительного); поведение властных «элит» (от ответственного до эксплуататорского); функция войны (от мести к политическим интересам)[1].

Современное модернизированное общество считается образцом для заимствования тех культурных черт, которые обеспечивают ему оптимум адаптированное™ в природном и искусственном окружении. Оно наиболее «развито» благодаря соответствующим эволюционным универсалиям: минимально зависит от окружения; обладает сложной и подвижной организационной структурой; имеет широко разветвленную систему общественного разделения (специализации) труда; отличается демократической системой управления, дифференциальным распределением благ, ответственным поведением властных элит, ориентацией на предотвращение войн. Через эти характеристики осуществляется сравнительная оценка развития современных обществ в контексте глобализации.

Кризис роста. Критическому анализу процессов модернизации и их последствий посвящена научная и экспертная деятельность Римского клуба. Полученные здесь результаты изучения социокультурных процессов, происходящих в постиндустриальных обществах, свидетельствуют о том, что их рост и экспансия не бесконечны. С одной стороны, они ограничены социобиологическими предпосылками, антропологическими универсалиями, устанавливающими внутренние пределы физическим, психическим, познавательным возможностям человека. С другой стороны, конечность размеров планеты, дефицит жизнеобеспечивающих средств, невосполнимость некоторых существенных для человека природных ресурсов делают очевидными внешние пределы сегодняшней стадии социокультурной эволюции.

Важно запомнить!

Современный кризис, связанный с существованием человечества, обусловлен нерациональным использованием ресурсов и технологий, приверженностью к росту и экспансии, отсрочкой в принятии и реализации социально значимых решений, краткосрочными и плохо обоснованными политическими стратегиями. Иными словами, «проблема пределов человеческого роста и человеческого развития является по сути своей проблемой главным образом культурной»[2]. Сегодня ясно, что необходимо ограничить человеческую активность по отношению к окружению, поскольку она может и уже начинает приносить вред самим людям, животным и растениям, планете как таковой. Однако пока неизвестно, как это сделать.

Наряду с эволюционными процессами в каждом обществе, равно как и в глобальном масштабе, происходят иные социокультурные события, которые можно считать не имеющими отношения к повышению адаптационного потенциала человечества в классическом понимании этого концепта. Участники Римского клуба подробно анализируют их. Простое наблюдение свидетельствует о том, что люди тратят значительную часть времени и энергии на бессмысленную, неэффективную работу, на необязательные напряжения и конфликты; продолжают не задумываясь воспроизводить многочисленное потомство, не имея возможности обеспечить ему благоприятных условий существования, а сегодня возрастает степень риска появления на свет высокого процента физически и психически неполноценных детей. Бездумно расходуются невосполнимые природные ресурсы. Даже использование научного знания и технологий люди способны лишить рациональности. Так, сначала они начинают фетишизироваться и рассматриваться как панацея от всех проблем, что ведет к массовому распространению сциентистской и технократической идеологии. Затем оказывается, что они имеют ограничения, требуют серьезной работы и не ведут к непосредственному изменению реальности. И это вызывает мощную волну отрицания их полезности, что оправдывает массовое невежество и обскурантизм.

  • [1] Main Currents of Cultural Anthropology / ed. by R. Naroll, F. Narrol. N. Y., 1970.
  • [2] Печчеи А. Человеческие качества. М., 1985. С. 159.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой