Регулирование и организация бухгалтерского учета в страховой организации
На основе единого Плана счетов организации разрабатывают рабочий план счетов, учитывающий особенности деятельности. Организация на локальном уровне может уточнять содержание субсчетов, вводить дополнительные их виды, объединять или исключать отдельные виды аналитических счетов. Ведение бухгалтерского учета в страховых организациях регламентируется федеральными законами, методологическими… Читать ещё >
Регулирование и организация бухгалтерского учета в страховой организации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Нормативное регулирование бухгалтерского учета
Ведение бухгалтерского учета в страховых организациях регламентируется федеральными законами, методологическими инструкциями и прочими документами, общими для всех коммерческих организаций, и специфическими, применяемыми только страховщиками.
Нормативная база
- • Федеральный закон от 06.12.201 1 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» ;
- • Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» ;
- • План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденный приказом Минфина России от31.10.2000 № 94н;
- • Закон РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» .
К документам общего характера можно отнести федеральные законы «О бухгалтерском учете», «Об акционерных обществах», положения по бухгалтерскому учету, План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и пр. Среди документов, регламентирующих бухгалтерский учет страховщиков, следует выделить Закон РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации», особенности применения Плана счетов страховыми организациями, Правила формирования страховых резервов по страхованию иному, чем страхование жизни, правила размещения страховых резервов, Положение о порядке расчета страховщиками нормативного соотношения активов и принятых ими страховых обязательств и др.
Обратите внимание!
Учет операций по страхованию жизни и операций по страхованию иному, чем страхование жизни, ведется раздельно.
Организация и принципы ведения бухгалтерского учета
При организации бухгалтерского учета руководитель страховщика может:
- • учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;
- • ввести в штат должность бухгалтера;
- • передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту;
- • вести бухгалтерский учет лично, если организация относится к субъектам малого и среднего предпринимательства.
Обратите внимание!
Ответственность за организацию бухгалтерского учета и соблюдение законодательства несет руководитель.
Главный бухгалтер страховой организации несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности.
Главный бухгалтер российской страховой организации должен удовлетворять следующим требованиям:
- • высшее экономическое или финансовое образование;
- • стаж работы, связанной с ведением бухгалтерского учета, составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности либо с аудиторской деятельностью, не менее трех лет;
- • стаж работы не менее двух лет в страховой отрасли;
- • отсутствие неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики;
- • должен постоянно проживать на территории России. Основные функции, выполняемые бухгалтерией страховой организации:
- • учет материально-технических ценностей;
- • учет расчетов по оплате труда;
- • учет страховых операций (страховых премий по прямому страхованию, сострахованию и перестрахованию; страховых выплат; страховых резервов);
- • учет расходов на ведение дела, прочих доходов и расходов;
- • учет финансовой деятельности;
- • учет денежных операций;
- • составление отчетности.
Основные принципы ведения бухгалтерского учета в страховой организации:
- • документирование;
- • инвентаризация;
- • обобщение информации на счетах;
- • двойная запись;
- • составление отчетности.
Документирование. Данные, содержащиеся в первичных учетных документах, подлежат своевременной регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета. Каждый факт хозяйственной жизни следует оформлять первичным учетным документом. Первичные документы (приходные и расходные кассовые ордера, накладные, акты выполненных работ и пр.) должны содержать достоверные данные и оформляться своевременно — в момент совершения факта хозяйственной жизни или непосредственно после него. Первичные документы оформляются на бланках унифицированных форм документов, утвержденных Росстатом. При отсутствии унифицированных форм первичные документы оформляются по формам, разработанным организацией самостоятельно при условии наличия в них обязательного набора реквизитов.
Инвентаризация. Для обеспечения достоверности бухгалтерского учета в страховой организации периодически проводится инвентаризация всех активов и обязательств, т. е. выявляется фактическое наличие соответствующих объектов, которое сопоставляется с данными регистров бухгалтерского учета. Инвентаризации подлежат: основные средства, материалы, денежные средства, дебиторская и кредиторская задолженность, бланки строгой отчетности. В обязательном порядке инвентаризация проводится перед составлением годового бухгалтерского отчета, при смене материально ответственного лица, установлении фактов хищений или злоупотреблений, порчи ценностей, после пожара или стихийных бедствий, при ликвидации страховой организации, выкупе, продаже или передаче имущества страховой организации в аренду. В страховых организациях рекомендуется внезапно проводить инвентаризацию денежных средств и бланков строгой отчетности. Выявленные излишки ценностей включаются в состав прочих доходов организации; недостачи ценностей относятся на виновных лиц, а в случае их отсутствия включаются в состав прочих расходов организации.
Единый План счетов. Для учета хозяйственных операций на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета путем двойной записи страховщики используют единый План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций с учетом особенностей его применения для страховых организаций (табл. 15.2).
Таблица 15.2
План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности страховых организаций
Наименование счета. | Номер счета. | Номер и наименование субсчета. | |
Раздел I. Внеоборотные активы | |||
Основные средства. | По видам основных средств. | ||
Амортизация основных средств. | |||
Доходные вложения в материальные ценности. | По видам материальных ценностей. | ||
Нематериальные активы. | По видам нематериальных активов и по расходам на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы. | ||
Амортизация нематериальных активов. | |||
Оборудование к установке. | |||
Вложения во внеоборотные активы. |
| ||
Отложенные налоговые активы. | |||
Раздел II. Производственные запасы | |||
Материалы. |
| ||
Резервы под снижение стоимости материальных ценностей. | |||
Заготовление и приобретение материальных ценностей. | |||
Отклонение в стоимости материальных ценностей. | |||
Раздел III. Затраты на производство | |||
Выплаты по договорам страхования, сострахования, перестрахования. |
| ||
Общехозяйственные расходы. | |||
Обслуживающие производства и хозяйства. | |||
Раздел V. Денежные средства | |||
Касса. |
| ||
Расчетные счета. | |||
Валютные счета. | |||
Специальные счета в банках. |
| ||
Переводы в пути. | |||
Финансовые вложения. |
| ||
Резервы под обесценение финансовых вложений. | |||
Раздел VI. Расчеты | |||
Расчеты с поставщиками и подрядчиками. | |||
Расчеты с покупателями и заказчиками. | |||
Расчеты по краткосрочным кредитам и займам. | По видам кредитов и займов. | ||
Расчеты по долгосрочным кредитам и займам. | По видам кредитов и займов. | ||
Расчеты по налогам и сборам. | По видам налогов и сборов. | ||
Расчеты по социальному страхованию и обеспечению. |
| ||
Расчеты с персоналом по оплате труда. | |||
Расчеты с подотчетными лицами. | |||
Расчеты с персоналом по прочим операциям. |
| ||
Расчеты с учредителями. |
| ||
Расчеты с разными дебиторами и кредиторами. |
| ||
Отложенные налоговые обязательства. | |||
Расчеты по страхованию, сострахованию, перестрахованию. |
| ||
Внутрихозяйственные расчеты. |
| ||
Раздел VII. Капитал | |||
Уставный капитал. | |||
Собственные акции (доли). | |||
Резервный капитал. | |||
Добавочный капитал. | |||
Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток). | |||
Целевое финансирование. | По видам финансирования. | ||
Раздел VIII. Финансовые результаты | |||
Прочие доходы и расходы. |
| ||
Страховые премии (взносы). |
в перестрахование. | ||
Недостачи и потери от порчи ценностей. | |||
Страховые резервы. | По видам страховых резервов, долям перестраховщиков в страховых резервах и по результатам их изменений. | ||
Резервы предстоящих расходов. | Но видам резервов, в том числе резерв предупредительных мероприятий. | ||
Расходы будущих периодов. | По видам расходов. | ||
Доходы будущих периодов. |
| ||
Прибыли и убытки. | |||
Забалансовые счета | |||
Арендованные основные средства. | |||
Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение. | |||
Оборудование, принятое для монтажа. | |||
Бланки строгой отчетности. | |||
Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов. | |||
Обеспечения обязательств и платежей полученные. | |||
Обеспечения обязательств и платежей выданные. | |||
Износ основных средств. | |||
Основные средства, сданные в аренду. |
На основе единого Плана счетов организации разрабатывают рабочий план счетов, учитывающий особенности деятельности. Организация на локальном уровне может уточнять содержание субсчетов, вводить дополнительные их виды, объединять или исключать отдельные виды аналитических счетов.
В страховых организациях бухгалтерский учет кассовых операций, операций по счетам в банках, нематериальных активов, основных средств, материалов, труда и заработной платы, общехозяйственных расходов, собственного капитала, обязательств организации ведется аналогично учету в других видах деятельности.