Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Лидерство в первой четверти XX века

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Зарубежные исследования В начале XX века в психологии формируются основные подходы: гештальтпсихология, бихевиоризм, психоанализ. Изучение лидерства находилось, с одной стороны, под мощным влиянием работ XIX века (о героях), а с другой — этих зарождающихся подходов (хотя и в разной степени). Негативное влияние самого Фрейда и в целом сторонников психоанализа проявилось в невнимании к проблеме… Читать ещё >

Лидерство в первой четверти XX века (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Зарубежные исследования В начале XX века в психологии формируются основные подходы: гештальтпсихология, бихевиоризм, психоанализ. Изучение лидерства находилось, с одной стороны, под мощным влиянием работ XIX века (о героях), а с другой — этих зарождающихся подходов (хотя и в разной степени).

Общение с молодыми талантливыми гештальтистами не прошло бесследно для бывшего студента Вертгеймера, ставшего одним из крупнейших социальных психологов XX века, — Курта Левина (отмечается близость их взглядов, см.: Андреева Г. М., 1997), создавшего целое направление в социальной психологии — когнитивизм, изучавший в том числе и лидерство.

Влияние бихевиоризма проявилось и в операциоиалистском подходе к изучению лидерского поведения, и в создании множества методик для этого, и в ряде теоретических концепций.

Поэтому нет необходимости рассматривать эти два направления (когнитивизм и бихевиоризм) отдельно — они так или иначе будут присутствовать почти в каждом достижении лидерологии.

А вот психоанализ повлиял на лидерологию скорее косвенно — определив взгляды множества американских психологов. И было бы целесообразно обратиться к работам самого 3. Фрейда, в которых излагается его понимание лидерства.

Таких работ немного (и не зря З. Фрейда критиковали за исключение из его концепции социально-психологических факторов — их стали учитывать его ученики и последователи): в частности, «Психология масс и анализ человеческого „я“» (Фрейд 3., 1925); «Тотем и табу»; «Томас Вульф Вильсон, двадцать восьмой президент США» (в соавторстве с У. Буллитом, 1992).

3. Фрейд согласен с предположением Ч. Дарвина, что «первобытной формой человеческого общества была орда, над которой неограниченно властвовал сильный самец» (Фрейд 3., 1925, с. 70), и человек, согласно 3. Фрейду, является «животным орды, предводительствуемой вождем» (Фрейд 3., 1925, с. 69). Вождь этой орды был первобытным отцом, которого любили и боялись одновременно. В основе этих чувств лежит эдинов комплекс. Вождь один имел сексуальную свободу, вынуждая своих сыновей к воздержанию. И по-прежнему в человеческом обществе масса сохраняет по отношению к вождю мазохистские установки.

Вождь, по 3. Фрейду, заменяет массе (религиозной или военной) отца (командир — это и начальник, и отец для солдат; Христос — отец для верующих). Их связывают либидонозные отношения. Утрата вождя приводит к панике массы. Вождь может быть заменен абстрактной идеей, в которой выражается желание массы. Масса, имеющая вождя, является более «первоначальной» и совершенной, чем масса, не имеющая его. Масса подражает вождю с помощью механизма идентификации (отождес гвл е и и я).

  • 3. Фрейд называет следующие качества вождя:
  • 1) он никого не любит, кроме себя (за исключением тех, кто служит его потребностям; а любовь к себе у него доведена до нарцисстического любования);
  • 2) он самоуверен и самодостаточен;
  • 3) имеет большую силу;
  • 4) обладает свободой сексуального наслаждения;
  • 5) подавленная сексуальность сублимируется в стремление к власти, к лидерству;
  • 6) это стремление к власти представляет собой форму невроза;
  • 7) желание власти является проявлением мужественности и активности, а мазохистское стремление подчиняться — женственности и пассивности (Аркин Е. А., 1927; Фрейд 3., 1925; Фрейд 3., Буллит У., 1992).

Наибольшее влияние 3. Фрейда на разработку указанной проблемы сказалось в том, что в дальнейшем лидерство связывали с маскулинной ролью, а также с проявлением сексуальности, подчеркивали важную функцию лидера как «фигуры отца». Психоаналитическая разработка этой проблемы продолжается и в наши дни: в частности, в изучении нарциссизма у лидеров (Jorstad J., 1996) и их отношений с отцом и матерью в детстве (Jorstad J., 1996; Lorenzen Z., 1996), а также в изучении гендерной идентичности лидеров (Rojahn К., Fischer А. II., Willemsen T. М" 1997).

Негативное влияние самого Фрейда и в целом сторонников психоанализа проявилось в невнимании к проблеме женского лидерства (Chodorow N., 1987; Silver L. S., 1996). Однако кроме психоаналитической в американской лидерологии сильны и другие традиции.

В начале XX века немецкий ученый М. Вебер (1990) ввел понятие харизматического лидерства, которое означало магическое, сверхъестественное влияние вождя на массы, способность «заряжать» своей энергией окружающих, действовать силой примера. Оно органично «вписалось» в тему исследований для американских ученых того времени и до сих пор популярно у них — в частности, при изучении политических лидеров (обладающими харизмой считаются Черчилль, Гитлер, Рузвельт, Дж. Кеннеди).

В перечень характеристик харизматической личности входят следующие:

  • 1) обмен энергией («способность лидера заряжать толпу своей энергией», взаимообмен энергиями, «взаимподпитка» между толпой и лидером);
  • 2) внушительная внешность;
  • 3) независимость характера;
  • 4) хорошие риторические способности;
  • 5) комфортное восприятие восхищения своей личностью;
  • 6) достойная и уверенная манера держаться и т. и. (Мескои М., Альберт М., Хедоури Ф., 1992).

Но пока еще трудно говорить о серьезном исследовании лидерства — настоящий «бум» начнется позднее.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой