Проблемы измерении.
Управление качеством услуг
В самом общем смысле понятие «точность» выражает некоторое отношение между сравниваемыми элементами, а именно отношение по выделенному признаку. Точность измерений характеризует качество измерений, отражающее близость их результатов к истинному значению измеряемой величины. В близком по значению смысле часто употребляются понятия «достоверности» и «надёжности». Отличие достоверности от точности… Читать ещё >
Проблемы измерении. Управление качеством услуг (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Приведенный выше пример с присвоением более слабой шкале свойств более сильной, метрической шкалы иллюстрирует одну из ключевых проблем социально-экономических измерений — проблему адекватности измерения, т. е. осмысленности вывода существенных заключений об определённых свойствах объекта измерения.
Другой методологической проблемой измерения, характерной для измерения качества, является проблема обоснованности (валидности) измерения. Она связана с доказательством того, что измерено вполне определённое заданное свойство, а не некоторое другое, в большей или меньшей степени на него похожее. Является ли полученная оценка именно оценкой качества, а не оценкой удовлетворённости, лояльности потребителей или конкурентоспособности продукта.
Особое место в теории измерений занимает проблема точности.
В самом общем смысле понятие «точность» выражает некоторое отношение между сравниваемыми элементами, а именно отношение по выделенному признаку. Точность измерений характеризует качество измерений, отражающее близость их результатов к истинному значению измеряемой величины. В близком по значению смысле часто употребляются понятия «достоверности» и «надёжности». Отличие достоверности от точности состоит в том, что первая характеризует отношение «объект — результат», а вторая- «результат — субъект». То есть достоверность обычно связывается со степенью доверия к данным, результатам, показателям со стороны познающего субъекта. Надёжность, в свою очередь, характеризует меру точности и обуславливается наличием случайных и систематических погрешностей.
Кроме понятия точность измерений выделяют точность прибора, моделирования, меры, данных, способов или методов измерения.
Уровень точности определяется наличием ошибок или погрешностей измерения.
Пример классификации ошибок социально-экономических измерений с позиций информационного аспекта точности измерений приведен в табл. 2.4 [Захарченко, 1993].
Ошибки социально-экономических измерений Таблица 2.4.
Элементы измерения. | Синтактические ошибки. | Семантические ошибки. | Прагматические ошибки. |
Экономическая величина. | Ошибки регистрации. | Неоднородность выборки. | Бесполезные данные. |
Оснащение. | Инструментальные погрешности, ошибки в размерностях. | Ошибочные теории, принципы, конструкция показателя. | Ошибки аппроксимации. |
Последовательность. | Нарушение правил. | Отсутствие контроля, неправильные методы. | Нарушение процедуры отбора. |
Субъективный фактор | Небрежность, невнимательность. | Непонимание, профессиональная неподготовленность. | Фальсификация. |
Условия измерения. | Несогласованность в пространстве и времени. | Несоответствие условий специфике измеряемой величины. | Создание. «специальных условий». |
Результат измерения. | Несоответствие шкалы и цели измерения. | Неверная интерпретация. | Необоснованность экстраполяции. |