Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Основные положения этнометодологии

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Документальный метод интерпретации (понятие введено Карлом Манхаймом) подразумевает, что все на свете свидетельства необходимо воспринимать как документы, т. е. предполагать, что они еще подлежат объяснению в дальнейшем, а не обладают им задолго до начала истолкования. Документальный метод интерпретации исключает как само собой разумеющиеся объяснения с позиций т. н. «здравого смысла», так… Читать ещё >

Основные положения этнометодологии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Понятие этнометодологии введено американским социологом Гарольдом Гарфинкелем, автором книги «Основания этнометодологии» (1967) и учеником Щюца. Этнология по самой своей этимологии суть наука об этносах, т. е. природно-культурных единствах, она должна объяснить почему именно в этих природных условиях существуют именно такие люди и почему у них возникла именно такая культура. Этнология возникла как наука о чужих и даже радикально чужих культурах, абсолютно непохожих на культуру исследователей-европейцев, и, несмотря на то, что предмет ее неоднократно переосмыслялся, она до сих пор может восприниматься как наука о «чужом». Социология, напротив, наука о своем обществе, исследующая притом его нынешнее состояние, и одной из главных проблем социолога становится необходимость и невозможность разрыва с институционализированными истолкованиями собственного общества: чтобы увидеть «свое», его надо воспринять как «чужое».

Этнометодологии как раз и предлагает посмотреть на собственное общество как на чужое, взглянуть на него с точки зрения чужака. Она предлагает решение одной из важнейших проблем — объективации объективированного истолкования. Этнометодология — это наука о пути создания обычными людьми стабильного социального мира. Гарфинкель писал: «Я использую термин „этномегодология“ для обозначения исследования рациональных свойств индексных выражений и других практических действий как возможных непрерывных движений организованной искусственной практики повседневной жизни» [Гарфинкель, с. 20−21]. Этнометодологии связана с практическими действиями людей и их задачами в повседневной жизни. Если сводить эти задачи к простейшим задачам обыкновенной жизни, то человеческие действия направлены на поддержание стабильности. Способ создания стабильности, используя термин Шюца, можно назвать рутинизацией. Поскольку этнометодологии стремится показать, как создается стабильный мир, этнометодолог должен делать как раз противоположное тому, что делает обыкновенный человек в повседневной жизни. Поэтому методолог использует следующие приемы:

  • 1. Документальный метод интерпретации (понятие введено Карлом Манхаймом) подразумевает, что все на свете свидетельства необходимо воспринимать как документы, т. е. предполагать, что они еще подлежат объяснению в дальнейшем, а не обладают им задолго до начала истолкования. Документальный метод интерпретации исключает как само собой разумеющиеся объяснения с позиций т. н. «здравого смысла», так и незрелые оценочные суждения, придавая социальному миру некоторую толику странности.
  • 2. Различение индексных и объектных выражений и замена всех индексных выражений объектными позволяет этнометодологу восстановить обыкновенно пропускаемые контексты социального взаимодействия. В ходе такого восстановления этнометодолог занимает позицию ничего не понимающего чужака: объектные выражения обыкновенно используются тогда, когда нужно полностью проговаривать контекст, объясняя ситуацию человеку, совершенно в ней не разбирающемуся, чужаку, тогда как при общении друг с другом людям из одного и того же сообщества вполне достаточно сокращенного воспроизведения контекста в индексных выражениях. Заменяя индексные выражения объектными, этнометодолог не только делает социальные контексты явными, но и позволяет увидеть непривычную, странную реальность общества.
  • 3. Проведение кризисных экспериментов, задача которых заключается в том, чтобы показать людям, насколько распространена рутинизация в повседневной жизни. Любой из этих экспериментов создает ситуацию кризиса, т. е. ситуацию, которую приходится определять заново, отвергая старые и привычные определения, разрушая неявные контексты и решая нерешенные проблемы. В кризисных экспериментах как нигде и никогда сказывается то обстоятельство, что этнометодология — это не только исследование, но и преображение социальной реальности. Этнометодолог дает реальные советы, как улучшить деятельность людей в тех или иных социальных ситуациях. Этнометодология близка к теориям и практикам микрополитических революций, она изменяет человеческие отношения, действуя за счет изменения моды, общественной мифологии и т. п.
Этнометодология показывает, насколько много усилий используется для конструирования социальной реальности. Сам же процесс конструирования социальной реальности образцово описан знаменитой книге Бергера и Лукмана. Трудно переоценить значение этих исследований социального творчества для современной социальной теории.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой