Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Завоевание Святой Земли

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Первый крестовый поход открыл двери в Святую землю для тысяч паломников из всех христианских стран. Первым известным русским паломником в Святую землю стал игумен Даниил. Вероятнее всего, он добрался до Иерусалима в период между 1107—1111 гг., пробыл в Святой земле 16 месяцев и вернулся на Русь. Итогом его путешествия стало литературное произведение, известное как «Хождение» (в Святую землю… Читать ещё >

Завоевание Святой Земли (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Однако война в Палестине и Сирии не закончилась. Со всех сторон Иерусалим окружали города, находившиеся в руках у мусульман.

Первым делом крестоносцы стали прибирать к рукам города-порты на побережье Средиземного моря. Еще до взятия Иерусалима была взята Яффа (1099). Затем были взяты Хайфа, Арсур, Цезарея (1101). В 1104 г. крестоносцы овладели крупной крепостью и портом Акрой. Эти города вошли в состав Иерусалимского королевства.

Триполийское графство

Вскоре началась долгая осада Триполи — крупного города на сирийском побережье. Лишь в 1109 г. рыцари Креста овладели им. Триполи стал центром еще одного маленького государство христиан на Ближнем Востоке — Триполийского графства (1109—1289). Оно стало владением потомков Раймунда Тулузского, погибшего при осаде города в 1105 г. Вторым по значению городом графства стала Тортоса. Триполи явилось малым и последним государственным образованием крестоносцев на Ближнем Востоке.

«Земля добра и многоплодна». Итоги Первого Крестового похода

Итак, в конце XI — начале XII в. на территории Передней Азии образовалась цепь новых христианских государств. Главной причиной их возникновения явилась реакция всего христианского мира на очередное грандиозное нашествие мусульманского Востока. Несмотря на различные неблаговидные явления, сопровождавшие Первый Крестовый поход, крестоносное движение находило все более широкий положительный отклик у восточнохристианских народов. На западных и восточных границах Европы также начались Крестовые походы, имевшие местное значение. Под флагом Креста стала усиленно расширяться испанская реконкиста. Сведения о Первом Крестовом походе быстро достигли Руси, так как в нем принимал участие граф Гуго Вермандуа, брат французского короля Филиппа I, сын русской княжны Анны Ярославны, двоюродный брат русских князей Владимира Мономаха, Святополка и Олега. В 1111 г. Владимир Мономах возглавил объединенный Крестовый поход русских войск против половцев, разорявших русские земли. Кочевникам было нанесено сокрушительное поражение, после чего они надолго прекратили набеги на Русь. Весть о русском Крестовом походе в степь дошла до Константинополя, Венгрии, Польши, Чехии, Рима. Так, в начале XII в. Русь стала левым флангом общего наступления Европы на Восток.

Первый крестовый поход открыл двери в Святую землю для тысяч паломников из всех христианских стран. Первым известным русским паломником в Святую землю стал игумен Даниил. Вероятнее всего, он добрался до Иерусалима в период между 1107—1111 гг., пробыл в Святой земле 16 месяцев и вернулся на Русь. Итогом его путешествия стало литературное произведение, известное как «Хождение» (в Святую землю). Впервые русский средневековый читатель смог от очевидца узнать о странах Ближнего Востока и о важнейших событиях, происходивших там в начале XII в.

Карта Сербии в XIV в.

Рис. 13. Карта Сербии в XIV в.

Важно отметить, что успех крестоносного движения того времени явился не только следствием силы западноевропейского оружия, но и следствием широкой инициативы, участия в нем христианских народов Востока. Интересы их освободительного движения против мусульман на данном этапе совпадали с интересами крестоносцев Запада. В первую очередь, это касалось греков, армян, грузин и сирийцев. Необходимо помнить и то, что все вновь образованные христианские государства сложились на территориях, ранее принадлежавших Ромейской империи. Период становления и организации этих государств довольно краток — отрезок времени меньший, чем четверть века. Все это — свидетельство частично сохраняющегося единства мировоззрения и культуры христианского мира Запада и Востока, единства, необходимого перед лицом общей опасности, несмотря на раскол 1054 г.

О «Хождении» игумена Даниила в Святую землю:

Далекое путешествие Даниил предпринял, «понужден мыслию своею и нетерпением, желая видеть святый град Иерусалим и землю обетованную», «и любве ради святых мест сих исписах все, еже видех очима своима».

Интересные сведения сообщает Даниил о реке Иордане, имеющей с одной стороны берега пологие, а с другой — крутые, и во всем напоминающей русскую реку Сновь. Русский паломник сам «измерих и искусих» эту знаменитую реку, «перебредя» ее с одного берега на другой. Описывая невысокие деревья на берегу Иордана, Даниил говорил, что они напоминают нашу вербу, а кустарник — лозу. Русский игумен испил иорданской воды, после чего записал: «…вода же мутна велми и сладка пити, и несть сыти пиюще воду ту святую; ни с нея болеть, ни пакости во чреве человеку».

Даниил описывал плодородие палестинской земли, где «жито добро рождается, земля добра и многоплодна, и поле красно и ровно, и около его финици [финиковые деревья] мнози стоят высоци и всякая древеса многоплодовита суть».

Подходя к Иерусалиму, игумен испытывал чувства «великой радости и слез пролития». Путь его пролегал к городским воротам мимо столпа [башни].

Давидова. Он описал архитектуру и размеры храмов. По словам Даниила, церковь Воскресения «образом кругла, всямокачна [покатая со всех сторон] и дле и преки [поперек] имать же сажен 30». А церковь Святая Святых [бывшая мечеть Омара) от Воскресения подальше, «якоже дважди дострелити можеть». Эта церковь «дивно и хитро создана», украшена изнутри мозаиками и «красота ея несказанна есть; кругла образом создана; извну написана хитро и несказанна; стены ей избъены дъсками мраморными другаго [разного] мрамора…» Там же был дом Соломонов.

По рассказу Даниила, вне стены церкви Воскресения за алтарем есть «пуп земли», а в 12 саженях от него находилось распятие, где стоит превышающий высоту копья камень с отверстием глубиной в локоть; в это отверстие и был вставлен Крест, на котором распяли Христа. Под этим же камнем лежит голова Адама, и когда Христа распяли, камень треснул и кровь Христа омыла голову Адама, т. е. все грехи человеческого рода. «И есть разселина та на камени том и до днешняго дни», — писал Даниил. Он с гордостью сообщает, что его, русского игумена, с честью принял король Иерусалима [Бодуэн), и что он молился у Гроба Господня за всю Русскую землю.

Вопросы и задания

  • 1. Найдите на карте атласа армянскую Киликию. Объясните, почему именно здесь образовалось небольшое армянское государство? Как вы думаете, почему граф Бодуэн смог легко захватить власть в Одессе?
  • 2. Кто и когда превратил Антиохию в неприступную крепость? Почему крестоносцы надолго задержались в Сирии?
  • 3. Проследите по карте атласа путь Первого Крестового похода. В чем причины особенно ожесточенного сопротивления мусульман при обороне Иерусалима? Объясните, почему при завоевании Святой земли крестоносцы в первую очередь брали порты и крепости на побережье Ближнего Востока. Подумайте и ответьте, по каким причинам город Триполи не вошел в состав Иерусалимского королевства, а стал столицей еще одного небольшого крестоносного государства?
  • 4. Прочтите приложение к параграфу из «Хождения» игумена Даниила. Как вы думаете, какое значение, кроме познавательного, придавал Даниил своему произведению? Как вы считаете, чем может быть интересно это произведение для современных исследователей?
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой