Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Военные годы. 
Отцы-основатели: история изучения общественного мнения

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

До Второй мировой войны опросы в Америке лишь начинались; то был короткий, пятилетний, период поиска их оптимальной технологии и организации, кристаллизации их социальных функций. Война, необходимость решения новых и сложных политических, военных, социальных, пропагандистских и прочих задач стали основой привлечения на правительственную службу огромного числа интеллектуалов. Возросшая потребность… Читать ещё >

Военные годы. Отцы-основатели: история изучения общественного мнения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

До Второй мировой войны опросы в Америке лишь начинались; то был короткий, пятилетний, период поиска их оптимальной технологии и организации, кристаллизации их социальных функций. Война, необходимость решения новых и сложных политических, военных, социальных, пропагандистских и прочих задач стали основой привлечения на правительственную службу огромного числа интеллектуалов. Возросшая потребность правительственных структур в информации о сознании и поведении населения Америки и других стран повлекла за собой необходимость создания системы сотрудничества госструктур с социальными исследователями, в том числе аналитиками общественного мнения. В целом, военные годы оказались определяющими для становления культуры опросов и развития профессионального сообщества полстеров.

В годы войны получила принципиальное развитие практика проведения опросов общественного мнения по прямым заказам президента, зародившаяся на рубеже 1930;1940;х годов. Вот как о становлении «президентских» опросов писал Барри Сассман, обладавший редкой возможностью получать необходимую ему информацию непосредственно от участников важнейших политических событий;

«Первым президентом, которому случилось использовать научные опросы общественного мнения, был тот, кто первым мог это сделать, — Франклин Делано Рузвельт, в 1939 или 1940 году, то есть всего через пять лет после начала проведения опросов. К тому времени почти вся Европа пребывала в состоянии войны или находилась на грани этого. Рузвельт собирал ресурсы для союзников, но он сталкивался с обостренным чувством изоляционизма внутри страны, и это заметно тормозило его усилия. Президент знал, что он хотел сделать, но ему необходима была помощь от новых исследователей мнений для того, чтобы сформулировать свою позицию. У него не было полстеров, работавших лично на него, как Уиртлин и Кадделл (Richard В. Wirthlin (род. 1931) — полстер и консультант президента Рейгана; Patrick Caddell (род. 1950) — полстер президента Картера. — Б.Д.). Но был всем известный полстер Джордж Гэллап. Через посредника Рузвельт попросил Гэллапа выяснить позиции американцев по поводу вовлеченности США в войну и переправить результаты в Белый дом. Впервые я услышал об этом от опытного исследователя и политического полстера Ллойда Фри в середине семидесятых. Я спросил у Гэллапа, так ли это, и он с готовностью подтвердил эту историю. Посредником, сказал Гэллап, был Юджин Мейер, издатель «Washington Post» «40.

Множество опросов общественного мнения, в том числе конфиденциальных, было проведено в годы войны отцами-основателями; их результаты были известны президенту, его советникам и людям, принимавшим важнейшие политические и военные решения, и использовались журналистами в пропагандистской и контрпропагандистской деятельности.

Во время войны в США существовало множество правительственных организаций, занимавшихся сбором информации для принятия политических решений и ведения пропаганды внутри страны и за рубежом. Они создавались за счет разделения и слияния существовавших структур. Во главе одних стояли военные, другими руководили гражданские служащие.

Всему началом было созданное 11 июля 1941 года президентом Рузвельтом Управление по координации информации (Office of the Coordinator of Information, OCI), которое в июне 1942 года было преобразовано в Управление стратегических служб (Office of Strategic Services, OSS)11. Эти организации были представлены населению как правительственные агентства по сбору и анализу информации. В действительности это были первые в истории Соединенных Штатов структуры, предназначенные для шпионажа, пропаганды, диверсий и тому подобных форм деятельности, проводимых под эгидой централизованной службы разведки42.

13 июня 1942 года было создано Управление военной информации (Office of War Information, OWI). После достаточно долгого периода размытости функций каждой из этих организаций все определилось: OWI занималось «белой», официальной пропагандой, OSS — «черной», секретной. В некоторых случаях они действовали совместно.

Обращает на себя внимание выбор Рузвельтом руководителей новых ответственнейших организаций. Уильям Донован (William.

Donovan, 1883−1959) сначала был назначен руководителем OCI, а затем до 1945 года возглавлял OSS. Донован был героем Первой мировой войны, успешно занимался юридической практикой, был заместителем генерального прокурора США, стоял во главе крупной адвокатской фирмы. До того как Донован возглавил новую разведслужбу, он выполнял в Европе сложные поручения дипломатического и разведывательного характера, непосредственно исходившие от президента Рузвельта. «По возвращении, — писал Донован, — Рузвельт пригласил меня в Вашингтон и попросил набросать план новой разведывательной службы, предназначенной для работы в условиях глобальной войны. „Вы должны начинать с нуля. У нас нет разведывательной системы“, — сказал он»43.

В документах Американского национального архива (U.S. National Archives and Records Administration)44 значится, что 31 июля 1941 года директором Отдела исследований и анализа (Research and Analysis) OCI был назначен Джеймс Бакстер (James Phinney Baxter III, 1893−1975). Бакстер был известным историком, политиком, журналистом, членом попечительских советов многих университетов. В OCI он пришел с поста президента Вильямс-колледжа (Williams College), г. Уильямстаун (Williamstown), штат Массачусетс, одного из старейших учебных заведений Новой Англии. В конце августа отдел Бакстера начал работу; в его компетенцию входил сбор секретной информации из открытых источников45. Отдел имел чрезвычайно широкие функции, что отчасти было вызвано необходимостью разработки методов, позволяющих извлекать секретную информацию из источников, которые прежде в этих целях не использовались. Поток поступавшей многообразной информации был весьма значительным46.

24 октября 1941 года было организовано Управление фактографической и количественной информации (Office of Facts and Figures, OFF), предназначенное для оповещения населения о чрезвычайных ситуациях и мерах, предпринимаемых в этой связи правительством. В обстоятельной статье, посвященной истории создания и деятельности OFF47, показано, что это была многофункциональная организация со сложной структурой, занимавшаяся сбором, производством и распространением информации в стране во время войны. Директором OFF был Арчибальд Мак-Лиш. В задачу организации входила оценка общественного мнения по широкому спектру проблем48. Естественно, что Мак-Лиш, долгие годы знавший Роупера, привлек его к выполнению этой задачи.

В годы войны Роупер, не прекращая маркетинговых исследований и опросов общественного мнения, выполнял огромный объем работы в Вашингтоне, обеспечивая политическое руководство страны результатами опросов населения. В 1941;1942 годах он был заместителем руководителя Управления фактографической и количественной информации, в 1942;1945 годах — одним из заместителей Донована49. Управление Донована было настолько секретным, что оно, единственное из правительственных организаций, не подлежало аудиторской проверке50.

В 1942 году OFF вошло в состав OWI, и Роупер стал специальным консультантом OWI, а также участвовал в деятельности Совета по военному производству (War Production Board), ответственного за переход от мирной экономики к производству оружия и всего необходимого для ведения войны. Он входил в консультативные органы армии, авиации и флота51.

Таким образом, Роуперу принадлежала одна из ключевых ролей в развитии мощной индустрии изучения общественного мнения, создававшейся в годы войны. В первые послевоенные годы на базе этой индустрии произошло быстрое и эффективное становление профессионального сообщества полстеров и создание многих государственных и общественных структур, учитывавших в своей деятельности мнение населения страны.

На протяжении всей войны OWI возглавлял Элмер Дэвис (Elmer Holmer Davis, 1890−1958), журналист, литератор и редактор. В 1939 году ему случайно пришлось поработать в течение вечера комментатором на радиостанции «Columbia Broadcasting System». Дебют прошел блистательно, и Дэвис стразу стал постоянным аналитиком новостной программы. К 1941 году аудитория его пятиминутных вечерних обзоров и комментариев составляла 12,5 миллиона человек. По признанию многих, он был величайшим репортером своего времени.

Дэвис был одним из тех, кто в начале войны рекомендовал правительству создать организацию, собирающую и распространяющую военную информацию. Президент Рузвельт предложил ему организовать и возглавить службу OWI. Поначалу Дэвис отказывался, но затем все же согласился. В своем первом распоряжении, датированном 10 июля 1942 года, Дэвис заявил о политике «открытых дверей» и отметил: «Это народная война, и, чтобы победить, люди должны знать о ней как можно больше»52.

В 1942;1944 годах заместителем руководителя Управления фактографической и количественной информации, а 1945 году — помощником Дэвиса был Джулиан Вудворд (Julian Laurence Woodward, 1900;1952)53. До войны в течение ряда лет он вел различные социологические курсы в Корнеллском университете, в котором сам в 1930 году получил степень доктора по социологии. Его диссертация носила пионерный характер; это было одно из первых теоретико-эмпирических исследований в области изучения общественного мнения: анализировались зарубежные новости в американских утренних газетах54. Эта работа заслуженно ставит Вудворда в ряд создателей метода контент-анализа прессы. В 1937 году Вудворд был одним из соавторов солидного по объему учебника — «Introductory Sociology» («Введение в социологию»)55, переиздававшегося в конце 1940;х годов.

В годы войны Вудворд работал вместе с Роупером над правительственными заказами, а в 1946 году возглавил в его организации исследования рынка и общественного мнения. В 1950 году Вудворд избирался президентом Американской ассоциации исследователей общественного мнения. Им многое сделано для развития в стране практики опросов и становления американского сообщества полстеров (см. главу 9).

В OWI было два отдела: один, как указывалось выше, занимался сбором и анализом «белой» зарубежной информации, а также пропагандистской деятельностью за океаном, фокусом внимания другого были США. Первым руководил известный драматург Роберт Шервуд (Robert Emmet Sherwood, 1896−1955), еще до войны получивший три Пулитцеровские премии. Шервуд был одним из главных спичрайтеров Рузвельта. Не одну ночь Гарри Хопкинс (Harry Lloyd Hopkins, 1890−1946), главный советник Рузвельта в годы войны, и Шервуд работали над речами президента, в высшей степени требовательно относившегося к содержанию и стилю своих выступлений56. Нередко Шервуд и Хопкинс, знавший Роупера с тех времен, когда тот только начинал опросы для «Fortune», просили его сообщать им данные об общественном мнении по тем или иным вопросам, интересовавшим Рузвельта, при получении первых же результатов обработки информации57.

Второй отдел возглавлял Майк Коулс58, который во второй половине 1920;х годов поддержал первые исследования Гэллапа, а к началу 1940;х стал одним из ведущих журналистов и политиков Америки. По заданию Бюро информации (Bureau of Intelligence), существовавшего внутри этого отдела, ряд организаций регулярно изучали общественное мнение; среди них были структуры Гэллапа, Кроссли и Роупера59.

К руководству созданными в военное время разведывательнопропагандистскими службами Рузвельт призвал представителей интеллектуальной элиты США, людей, самостоятельно достигших выдающихся успехов в избранных ими направлениях деятельности. Сказанное в полной мере распространяется на генерала Фредерика Осборна (Frederick Henry Osborn, 1889−1981), успешного бизнесмена, крупного ученого и политика. Рузвельт был лишь на семь лет старше Осборна, и они знали друг друга с молодости. Структура, возглавляемая Осборном, находилась непосредственно в ведении генерала Джорджа Маршалла (George Catlett Marshall, 1880−1959), одного из тех, кто определил траектории развития мировой политики второй половины XX века. Когда началась война, Осборн убедил Маршалла в целесообразности использования методов социальных наук для анализа морального состояния армии. Маршалл, участвовавший в Первой мировой войне, помнил, какие проблемы возникали в армии изза того, что военнослужащие, воевавшие в Европе, стремились быстрее возвратиться домой, и поддержал инициативу Осборна. В одной из биографий Роупера отмечается, что именно он оказал активную помощь Маршаллу и Осборну в формировании сильной группы молодых социологов и психологов, способных решать сложные задачи военного времени60.

Руководителем исследовательского отдела в службе Осборна был Самуэль Стауффер — ученый, внесший выдающийся вклад в методологию и технологию измерения установок и общественного мнения. Итогом многолетней работы большого коллектива, возглавляемого Стауффером, стал четырехтомный труд «The American Soldier» («Американский солдат»), являющийся классикой социологии и социальной психологии XX века61. Роупер активно содействовал реальному началу этого проекта.

В августе 1942 года Роупер отправился в Лондон с секретным заданием Донована. В то время служба, возглавляемая генералом Осборном, несмотря на укомплектованность сильными кадрами и административный опыт руководителя, никак не могла начать активной работы. Многие армейские генералы не понимали, почему так важно изучать моральное состояние войск. В силу этого Стауффер был крайне заинтересован в том, чтобы генерал Эйзенхауэр поддержал его работу; это позволило бы надеяться, что и другие военачальники скорее осознают значение социологических исследований.

Роупер позвонил в штаб Эйзенхауэра и сказал, что хотел бы обсудить с генералом вопрос об изучении мнений военнослужащих, находившихся в Англии, и настроений местного населения в связи с тем, что иностранные солдаты находятся на их территории. Эйзенхауэр в то время готовил военную операцию в Африке, и Роупер тщательно подготовился, чтобы за 15 минут изложить суть проблемы.

Через восемь минут доклада Эйзенхауэр поинтересовался, что он должен сделать прежде всего, если уж решил обратиться за помощью к исследователям. Роупер ответил, что необходимо дать телеграмму о готовности принять двух опытных сотрудников исследовательского отдела и выделить из штата генерала одного человека для контактов с ними. Эйзенхауэр немедленно продиктовал такую телеграмму, вернулся на свое место и сказал: «Теперь не надо мне рассказывать, почему я должен использовать результаты исследований. Я уже согласился с тем, что это может быть полезным. За оставшееся время объясните мне, как их использовать максимально эффективно»62.

В команде молодых исследователей, работавших над выполнением правительственных проектов, формировалась группа аналитиков, сыгравших в послевоенные годы заметную роль в развитии культуры изучения общественного мнения. Одним из них был Элмо Уилсон (Elmo Wilson, 1906;1968)63, считавшийся авторитетным профессионалом. В Университете Миннесоты Уилсон получил степень магистра по журналистике и остался там преподавать современную историю и политические науки. В 1940 году он начал работать в организации Роупера и смог успешно связать в своей деятельности опыт журналиста, политического аналитика и исследователя общественного мнения. Во время войны Уилсон работал в OWI и начал осваивать новую по тому времени область международных опросов. Первый такой опрос был выполнен по заказу правительства в 1942 году. В 1944;1945 годах была проведена серия опросов в Западной Европе. В 1948 году Уилсон стал президентом Международной исследовательской ассоциации (International Research Association, Inc., INRA), одной из задач которой было распространение американского опыта изучения общественного мнения в послевоенной Европе на других континентах64. На этом посту он провел множество международных опросов и был признан «Мистером Международное Исследование». Он избирался президентом Американской ассоциации исследователей общественного мнения и возглавлял ряд других американских и международных профессиональных объединений60. Прошло более тридцати лет после смерти Уилсона, и Филлипс Дейвисон, знавший многих исследователей общественного мнения первого поколения и работавший с ними долгие годы (см. ниже), писал мне: «…Элмо Уилсон был чрезвычайно душевным человеком. Он всегда завершал свои письма словом cordially („искренне ваш“). Я никогда не слышал, чтобы он был недоволен кем-либо»66.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой