Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Правоохранительные органы, осуществляющие выявление, раскрытие, расследование и предупреждение преступлений

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Система органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, включает оперативные подразделения: органов внутренних дел РФ, органов федеральной службы безопасности, федеральных органов государственной охраны, органов СВР России, таможенных органов РФ, органов ФСИН России, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, органов внешней разведки Минобороны… Читать ещё >

Правоохранительные органы, осуществляющие выявление, раскрытие, расследование и предупреждение преступлений (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Правовой основой для деятельности органов, осуществляющих выявление, раскрытие, расследование и предупреждение преступлений, являются УК РФ, УПК РФ и Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности». Оперативные подразделения иначе именуются органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, а органы предварительного расследования — органами дознания и органами предварительного следствия (следственными органами).

Система органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, включает оперативные подразделения: органов внутренних дел РФ, органов федеральной службы безопасности, федеральных органов государственной охраны, органов СВР России, таможенных органов РФ, органов ФСИН России, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, органов внешней разведки Минобороны России. Данный перечень органов, осуществляющих оператвно-розыскную деятельность является исчерпывающим и может быть расширен либо сужен лишь федеральным законом.

Задачами и формами правоохранительной деятельности указанных оперативных подразделений являются:

  • — выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений;
  • — выявление и установление лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших преступления;
  • — осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов предварительного расследования и суда, уклоняющихся от уголовного наказания;
  • — розыск без вести пропавших лиц;
  • — добывание информации о событиях и действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, экологической безопасности;
  • — установление имущества, подлежащего конфискации.

Указанные задачи и формы правоохранительной деятельности соответственно решаются и осуществляются оперативными подразделениями путем негласного (тайного) или гласного применения следующих оперативно-розыскных мероприятий: опрос; наведение справок; сбор образцов для сравнительного исследования; проверочная закупка; исследование предметов и документов; наблюдение; отождествление личности; обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности, транспортных средств; проверка почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; оперативное внедрение; контролируемая поставка; оперативный эксперимент.

Результаты, получаемые в ходе проведения названных оперативнорозыскных мероприятий, используются для решения задач оперативнорозыскной деятельности, а также для вынесения органами предварительного расследования постановлений о возбуждении уголовных дел, для подготовки и осуществления следственных и судебных действий, а также в доказывании по уголовным делам с соблюдением правил, предусмотренных УПК РФ для собирания, проверки и оценки доказательств.

При установлении признаков того или иного преступления, предусмотренного УК РФ, орган дознания или следственный орган (орган предварительного следствия) обязан вынести постановление о возбуждении уголовного дела и расследовать его. Расследование состоит в производстве осмотров, обысков, выемок, допросов, судебных экспертиз, предъявлений для опознания, следственных экспериментов, контроля и записи переговоров, собирания, проверки и оценки доказательств, подтверждающих совершение преступления и виновность совершивших его лиц. Кроме того, в рамках расследования происходит привлечение названных лиц к уголовной ответственности в качестве обвиняемых, применение к ним мер пресечения и подготовка материалов уголовного дела для судебного разбирательства. Законченное производством уголовное дело направляется прокурору для утверждения обвинительного акта, обвинительного постановления или обвинительного заключения и передачи уголовного дела в суд для его судебного разбирательства по существу.

По делам о преступлениях небольшой и средней тяжести предварительное расследование уголовного дела именуется дознанием и производится органом дознания. По делам о тяжких и особо тяжких преступлениях и по делам о некоторых преступлениях небольшой и средней тяжести расследование именуется предварительным следствием и ведется органами предварительного следствия.

В соответствии со ст. 40 УПК РФ органами дознания являются: органы внутренних дел РФ[1]; органы ФСБ России; федеральные органы государственной охраны; таможенные органы; органы СВР России; органы ФСИН России; органы по контролю за оборотом наркотиков; органы внешней разведки Минобороны России; органы ФССП России; начальники органов военной полиции Вооруженных Сил РФ, командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений, начальники гарнизонов; органы государственного пожарного надзора государственной противопожарной службы; капитаны речных и морских судов, находящихся в дальнем плавании, руководители геологоразведочных партий и зимовок, начальники российских антарктических станций и сезонных полевых баз, удаленных от мест расположения органов дознания, указанных в ч. 1 ст. 40 УПК РФ; главы дипломатических представительств РФ; главы консульских учреждений РФ.

Руководители указанных правоохранительных органов являются начальниками органов дознания, а подчиненные им должностные лица, на которых данные руководители возлагают полномочия по проведению дознания, называются дознавателями.

Возбуждение уголовных дел своей подследственности и производство по ним расследования в форме дознания осуществляют дознаватели. Помимо этого органы дознания наделены правом возбуждать уголовные дела по тяжким и особо тяжким преступлениям, по которым обязательно проведение предварительного следствия. Органы дознания возбуждают также уголовные дела и дознаватели в течение 10 суток производят по ним делам неотложные следственные действия в целях обнаружения и фиксации следов преступления, а также доказательств, требующих незамедлительного закрепления, изъятия и исследования, с последующей передачей уголовного дела в следственный орган, но подследственности для его дальнейшего расследования в форме предварительного следствия. Процессуальный контроль и руководство действиями каждого дознавателя осуществляет начальник органа дознания. В тех правоохранительных органах, где образованы подразделения дознания, контроль и руководство осуществляют также начальники подразделений дознания (в органах внутренних дел, в таможенных органах, в органах государственного пожарного надзора, в органах наркоконтроля и др.). Уголовно-процессуальная деятельность дознавателей и в целом органов дознания осуществляется под прокурорским и судебным надзором.

На основании ст. 151 УПК РФ систему органов предварительного следствия образуют:

  • — следователи Следственного комитета РФ во главе с Председателем Следственного комитета[2];
  • — следователи органов федеральной службы безопасности во главе с начальником Следственного управления ФСБ России;
  • — следователи органов внутренних дел во главе с начальником Следственного департамента МВД России, являющимся одновременно заместителем министра внутренних дел РФ;

следователи органов, но контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ во главе с начальником Следственного управления ФСКН России.

Указанные органы предварительного следствия подразделены соответственно на следственные отделения, следственные отделы, следственные управления, главные следственные управления во главе с их начальниками (руководителями следственных органов). Независимо от занимаемой должности полномочия начальников указанных следственных подразделений одинаковые (ст. 39 УПК РФ).

С учетом штатных расписаний следственных органов их должностные лица состоят в должности следователей, старших следователей, следователей по особо важным делам и старших следователей по особо важным делам. При этом процессуальные полномочия указанных следователей одинаковые независимо от занимаемой ими должности и ведомственной принадлежности (ст. 38 УПК РФ).

Возбуждение уголовных дел и производство по ним предварительного следствия следователи осуществляют самостоятельно, но иод процессуальным контролем и процессуальным руководством руководителей следственных органов и под прокурорским и судебным надзором.

  • [1] Органы внутренних дел являются основным органом дознания, поскольку они выполняют основной объем уголовно-процессуальной деятельности, осуществляемой всеми органами дознания. В существующей правоохранительной системе функции органа дознанияс ноября 1917 г. выполняла милиция. После реформы, проведенной в 2010—2011 гг., обязанность по проведению дознания, выполнявшегося милицией, возложена на управления, отделы, отделения, пункты полиции МВД России.
  • [2] Согласно Указу Президента РФ от 27.09.2010 № 1182 Следственный комитет РФобразован на базе Следственного управления при прокуратуре РФ.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой