Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Рассмотрение соблюдения аудируемым лицом Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Согласно ФСАД 6/2010 на подготовительном этапе, а также в ходе аудита бухгалтерской отчетности аудитор обязан учесть (рассмотреть) соблюдение аудируемым лицом нормативных правовых актов РФ, в том числе законодательства о противодействии коррупции и коммерческому подкупу (в том числе коммерческому подкупу иностранных должностных лиц). Кроме того, согласно ФСАД 5/2010 при планировании, выполнении… Читать ещё >

Рассмотрение соблюдения аудируемым лицом Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

На подготовительном этапе, а также в ходе аудита бухгалтерской отчетности, исходя из положений ФСАД 6/2010 «Обязанности аудитора по рассмотрению соблюдения аудируемым лицом требований нормативных правовых актов в ходе аудита» (далее — ФСАД 6/2010), аудитор обязан учесть (рассмотреть) соблюдение аудируемым лицом нормативных правовых актов РФ, в том числе Закона о противодействии легализации (отмыванию) доходов. Рассмотрению, в частности, подлежит соблюдение аудируемым лицом установленных Законом о противодействии легализации (отмыванию) доходов или в соответствии с ним требований в отношении идентификации клиентов, организации внутреннего контроля, фиксирования, хранения и предоставления информации.

Согласно ФСАД 6/2010 на подготовительном этапе, а также в ходе аудита бухгалтерской отчетности аудитор обязан учесть (рассмотреть) соблюдение аудируемым лицом нормативных правовых актов РФ, в том числе законодательства о противодействии коррупции и коммерческому подкупу (в том числе коммерческому подкупу иностранных должностных лиц). Кроме того, согласно ФСАД 5/2010 при планировании, выполнении и оценке результатов аудиторских процедур, а также при подготовке аудиторского заключения аудитор должен рассмотреть риск существенных искажений бухгалтерской отчетности, возникающих в результате недобросовестных действий.

Указанные аудиторские процедуры и результаты их осуществления должны быть документально оформлены.

При выявлении фактов несоблюдения аудируемым лицом требований, установленных законодательством о противодействии коррупции и коммерческому подкупу, аудитор обязан принять меры, предусмотренные данным законодательством, а также ФСАД 6/2010. В случае когда законодательство РФ предусматривает обязанность аудитора проверить соответствие деятельности аудируемого лица требованиям определенного нормативного правового акта, аудитор должен включить в план аудита специальные тесты и сообщить информацию об обнаруженных фактах несоблюдения требований такого акта или своих подозрениях уполномоченному государственному органу, например, информацию в отношении коррупционных правонарушений.

Кроме того, согласно ФСАД 5/2010 при планировании, выполнении и оценке результатов аудиторских процедур, а также при подготовке аудиторского заключения аудитор должен рассмотреть риск существенных искажений бухгалтерской отчетности, возникающих в результате недобросовестных действий. В случае если аудитор выявил или подозревает недобросовестные действия, то он должен определить, обязан ли он сообщить о случае или подозрениях стороне, внешней по отношению к аудируемому лицу, в том числе уполномоченном}' государственному органу, например, информацию в отношении коррупционных правонарушений.

При проведении аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности особое внимание должно быть обращено:

  • 1) на разработку и осуществление альтернативных аудиторских процедур при неполучении ответов на запрос о внешнем подтверждении; должное рассмотрение неурегулированных расхождений в данных аудируемого лица и данных внешнего подтверждения (ФПСАД № 18 «Получение аудитором подтверждающей информации из внешних источников»);
  • 2) адекватность мер по выявлению и оценке событий, возникших после отчетной даты (ФПСАД № 10 «События после отчетной даты»);
  • 3) качество рабочей документации аудитора, в том числе формирования и хранения аудиторских файлов (ФПСАД № 2 «Документирование аудита»);
  • 4) наличие документов, обосновывающих величину аудиторской выборки (ФПСАД № 16 «Аудиторская выборка»);
  • 5) разработку и осуществление аудиторских процедур в отношении применимости допущения непрерывности деятельности аудируемого лица (ФПСАД № 11 «Применимость допущения непрерывности деятельности аудируемого лица»);
  • 6) наличие принципов и процедур, обеспечивающих уверенность в том, что кадровый состав аудиторской организации обладает необходимыми знаниями, опытом и соблюдает этические нормы; процедур оценки навыков и профессиональной компетенции работников (ФПСАД № 34 «Контроль качества услуг в аудиторских организациях»);
  • 7) осуществление должного взаимодействия аудиторов при смене аудиторской организации или при смене аудитора в ходе выполнения задания, которым занимался другой аудитор (ФСАД 5/2010).

В соответствии с письмом Департамента регулирования бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности Минфина России от 2 октября 2013 г. № 07−02−05/40 858 обращено внимание аудиторских организаций, аудиторов на следующее.

  • 1. При выполнении требований Закона о противодействии легализации (отмыванию) доходов аудиторские организации, аудиторы должны следовать Руководству по применению подхода, основанного на оценке риска, для бухгалтеров, принятому Группой разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег.
  • 2. В целях Закона о противодействии легализации (отмыванию) доходов легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, считается придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления. Клиентом является физическое или юридическое лицо, находящееся на обслуживании организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом.
  • 3. При выполнении требований Закона о противодействии легализации (отмыванию) доходов особое внимание должно быть уделено клиентам, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, предусмотренные в п. 1 ст. 7.1 Закона о противодействии легализации (отмыванию) доходов.
  • 4. Исходя из положений ФСАД 6/2010 в ходе аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности аудитор обязан учесть (рассмотреть) соблюдение аудируемым лицом нормативных правовых актов РФ, в том числе Закона о противодействии легализации (отмыванию) доходов.
  • 5. Проведение соответствующих аудиторских процедур имеет особое значение при аудите бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, определенных ст. 5 Закона о противодействии легализации (отмыванию) доходов: кредитных организаций, профессиональных участников рынка ценных бумаг, страховых организаций и лизинговых компаний, организаций, осуществляющих управление инвестиционными фондами или негосударственными пенсионными фондами, организаций, оказывающих посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества, кредитных потребительских кооперативов, и др.
  • 6. Выполненные аудиторские процедуры и результаты их должны быть документально оформлены.
  • 7. При выявлении фактов несоблюдения аудируемым лицом требований, установленных Законом о противодействии легализации (отмыванию) доходов, аудитор обязан принять меры, предусмотренные указанным Законом, а также ФСАД 6/2010. В случае когда законодательство РФ предусматривает обязанность аудитора проверить соответствие деятельности аудируемого лица требованиям определенного нормативного правового акта, аудитор должен включить в план аудита специальные тесты и сообщить информацию об обнаруженных фактах несоблюдения требований такого акта или своих подозрениях уполномоченному государственному органу, например информацию в отношении легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

Согласно ФСАД 5/2010 при планировании, выполнении и оценке результатов аудиторских процедур, а также при подготовке аудиторского заключения аудитор должен рассмотреть риск существенных искажений бухгалтерской отчетности, возникающих в результате недобросовестных действий. В случае если аудитор выявил или подозревает недобросовестные действия, то он должен определить, обязан ли он сообщить в случае или подозрениях стороне, внешней по отношению к аудируемому лицу, в том числе уполномоченному государственному органу, например информацию в отношении легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

В случаях когда лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических и бухгалтерских услуг, готовит или осуществляет от имени или по поручению своего клиента операции, оно обязано идентифицировать клиентов, организовать внутренний контроль, фиксировать и хранить информацию.

В целях Закона о противодействии легализации (отмыванию) доходов идентификацией считается совокупность мероприятий по установлению определенных этим Законом сведений о клиентах, их представителях, выгодоприобретателях, бенефициарных владельцах, по подтверждению достоверности этих сведений с использованием оригиналов документов и (или) надлежащим образом заверенных копий.

При идентификации клиентов целесообразно предусматривать использование анкетирования, т. е. составление документа, содержащего сведения о клиенте обслуживающего лица и деятельности клиента, а также сведения о выгодоприобретателе.

В рамках идентификации клиента, а также при проведении операций и сделок обслуживающее лицо оценивает и присваивает клиенту степень (уровень) риска.

Пересмотр степени (уровня) риска и обновление сведений, полученных в результате идентификации клиента, могут производиться также в иных случаях в порядке и сроки, установленные обслуживающим лицом в правилах внутреннего контроля.

Согласно постановлению Правительства РФ от 5 декабря 2005 г. № 715 требования к идентификации клиентов (лиц, находящихся на обслуживании) и выгодоприобретателей, в том числе с учетом степени (уровня) риска, установлены Положением о требованиях к идентификации клиентов и выгодоприобретателей, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, утвержденным приказом Федеральной службы, но финансовому мониторингу от 17 февраля 2011 г. № 59.

В целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма обслуживающие лица обязаны:

  • а) разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления;
  • б) назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ;
  • в) принимать иные внутренние организационные меры.

Правила внутреннего контроля обслуживающего лица должны включать в себя порядок документального фиксирования необходимой информации, порядок обеспечения конфиденциальности информации, квалификационные требования к подготовке и обучению кадров, а также критерии выявления и признаки необычных сделок с учетом особенностей деятельности этого лица.

Правила внутреннего контроля являются документом, который:

  • а) регламентирует организационные основы работы, направленной на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, у обслуживающего лица;
  • б) устанавливает обязанности и порядок действий должностных лиц и работников в целях осуществления внутреннего контроля;
  • в) определяет сроки выполнения обязанностей в целях осуществления внутреннего контроля, а также лиц, ответственных за их реализацию.

Правила внутреннего контроля утверждаются руководителем обслуживающего лица.

Квалификационные требования к специальным должностным лицам, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления, а также требования к подготовке и обучению кадров определяются в соответствии с порядком, установленным постановлением Правительства РФ от 5 декабря 2005 г. № 715.

К специальным должностным лицам обслуживающего лица, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления, предъявляются следующие квалификационные требования:

  • • наличие высшего профессионального образования по специальностям, относящимся к группе специальностей «Экономика и управление», либо по специальности «Юриспруденция», относящейся к груине специальностей «Гуманитарные и социальные науки», подтвержденного в установленном порядке, а при отсутствии указанного образования — опыта работы не менее двух лет на должностях, связанных с исполнением обязанностей по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
  • • прохождение обучения в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в соответствии с требованиями, установленными Федеральной службой по финансовому мониторинг}'.

Полномочия, а также обязанности, возлагаемые на специальные должностные лица обслуживающего лица, устанавливаются в правилах внутреннего контроля.

Требования к подготовке и обучению кадров обслуживающих лиц в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в том числе формы, программы, периодичность и сроки подготовки обучения, установлены Положением о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденным приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 3 августа 2010 г. № 203.

Руководитель обслуживающего лица утверждает перечень работников, которые должны проходить обязательную подготовку и обучение в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее — обязательная подготовка и обучение).

Обслуживающее лицо разрабатывает программу обязательной подготовки и обучения с учетом требований законодательства РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также особенностей деятельности обслуживающего лица и его клиентов.

Одной из форм обязательной подготовки и обучения может быть участие работников обслуживающего лица в обучении по программам повышения квалификации аудиторов, посвященным соблюдению требований Закона о противодействии легализации (отмыванию) доходов. Указанные программы утверждаются СРОА.

Обслуживающее лицо ведет учет прохождения его работниками обязательной подготовки и обучения. Порядок такого учета устанавливается руководителем обслуживающего лица. Документы, подтверждающие прохождение работником обслуживающего лица обязательной подготовки и обучения, приобщаются к личному делу работника.

Обслуживающее лицо в соответствии с правилами внутреннего контроля обязано документально фиксировать информацию, полученную в результате применения указанных правил и реализации программ осуществления внутреннего контроля, и сохранять ее конфиденциальный характер.

Основаниями документального фиксирования информации являются:

  • а) запутанный или необычный характер сделки, не имеющей очевидного экономического смысла или очевидной законной цели;
  • б) несоответствие сделки целям деятельности клиента, установленным учредительными документами этого клиента;
  • в) выявление неоднократного совершения операций или сделок, характер которых дает основание полагать, что целью их осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля, предусмотренных Законом о противодействии легализации (отмыванию) доходов;
  • г) совершение операции, сделки клиентом, в отношении которого Федеральной службой по финансовому мониторингу обслуживающему лицу направлен либо ранее направлялся запрос, предусмотренный подп. 5 п. 1 ст. 7 Закона о противодействии легализации (отмыванию) доходов. Указанная норма предусматривает обязанность обслуживающего лица предоставлять в Федеральную службу по финансовому мониторингу по ее запросу имеющуюся информацию об операциях клиентов и о бенефициарных владельцах клиентов, объем, характер и порядок предоставления которой определяются в порядке, установленном Правительством РФ;
  • д) отказ клиента от совершения разовой операции, в отношении которой у обслуживающего лица возникают подозрения в том, что указанная операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма;
  • е) иные обстоятельства, дающие основания полагать, что сделки осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

Оценка степени (уровня) риска, а также обоснование такой оценки фиксируются обслуживающим лицом в анкете клиента либо иным способом, предусмотренным в правилах внутреннего контроля.

Документы, содержащие сведения, указанные в ст. 7 Закона о противодействии легализации (отмыванию) доходов, и сведения, необходимые для идентификации личности, подлежат хранению обслуживающим лицом не менее пяти лет.

Обслуживающее лицо не вправе разглашать факт передачи информации в Федеральную службу, но финансовому мониторингу.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой