Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Послевузовское образование. 
Основы теории журналистики

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Таким образом, к концу 20-х годов существовали самые разнообразные формы подготовки журналистов: от курсовых и начальных школ, техникумов до институтов и университетов, от академических до партийно-политических. И все-таки уровень образования, и тем более специального, был весьма невысок. По широкому исследованию, проведенному в конце 20-х годов, выяснилось, что только 4,5% учились журналистике… Читать ещё >

Послевузовское образование. Основы теории журналистики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Система повышения квалификации журналистских кадров как самостоятельное подразделение системы непрерывного образования все эти годы структурно не была оформлена.

В отличие от врача, например, журналисту не требуется никакого подтверждения уровня его квалификации и тем более никого не интересует, где и когда он овладевал новыми знаниями. Сегодня это, как правило, добрая воля самого человека.

Тем не менее, техническое и технологическое преобразование отрасли все настойчивее требует развития именно этого сектора непрерывного образования. Причем в той или иной степени это касается работников всех средств массовой информации. Появление компьютера в технологической цепи производства печатного продукта заставило редакции ввести в штатное расписание должности инженеров. Когда этого стало недостаточно, всех журналистов обязали пройти курсы компьютерной грамотности.

Это далеко не единственный пример того, как развитие отрасли способствовало включению журналистов в непрерывный образовательный процесс. Как следствие, стало появляться огромное множество программ по переподготовке журналистов. Их организаторами были или университеты, или общественные творческие организации.

Но этого уже было явно недостаточно, как и единственного на данный момент Института повышения квалификации работников телевидения и радиовещания, который недавно отметил свой тридцатилетний юбилей. Поэтому следующим этапом стало появление институтов, ориентированных только на повышение квалификации. Одним из них является Институт региональной журналистики, инициаторами создания которого стали Профсоюз журналистов России и несколько региональных Союзов журналистики.

Если посмотреть на историю журналистского образования, то на первых этапах своего существования оно больше было ориентировано на повышение квалификации. Основной контингент школы, институтов, курсов составляли уже работающие журналисты или люди, пишущие в газеты, которых необходимо было доучить, повысить их квалификацию.

ИЛЛЮСТРАЦИЯ

Профессиональная подготовка в 20-е годы XX века

Отрывки из книги Л. Г. Свитич «Профессия: журналист»

После революции стала бурно создаваться новая печать, появились издания для разных слоев населения — рабочих, крестьян, солдат. Журналисты старых газет эмигрировали или перешли на другую работу. Партийные публицисты заняли руководящие посты в новых партийных и государственных структурах. Газеты испытывали острый недостаток кадров. Об этом шел разговор на первом съезде журналистов в 1918 г. Тогда же Пролеткульт предпринял попытку организовать в Москве курсы журналистов.

В Петрограде школу журналистики, по утверждению А. Ф. Бережного, очевидно, организовало Общество журналистов. По воскресеньям читали лекции для работников печати А. И. Куприн («О репортере и газете»), А. В. Амфитеатров («О редакторе»), И. Л. Левин («Экономика газетного хозяйства»). Программа была напечатана в газете «Вечернее слово» в 1918 г. Но школа просуществовала недолго.

Толчком для развития журналистского образования в стране был VIII съезд партии (март 1919 г.), который предлагал серьезно озаботиться комплектованием редакций профессиональными журналистами. В результате в том же году была открыта школа журналистов при РОСТА (Российском телеграфном агентстве)[1].

Ее задача — подготовить группу склонных к журналистике людей из рабочей и крестьянской среды. На учебу в школу направляли в основном редакции местных газет. Набор — 50 человек.

Много сделал для этой школы директор РОСТА Платон Михайлович Керженцев, специалист по научной организации труда, автор первого учебника по журналистике «Газета. Ее организация и техника». Но курсы были краткосрочными — полутора — трехмесячными и знакомили только с азами газетного дела. За короткий срок она выпустила 136 газетчиков.

По ее примеру открылись школы в Петрограде, Екатеринбурге, Ташкенте, Баку, Смоленске, Казани, Витебске[2]. Тем не менее эти школы — это журналистский ликбез, обучение низшего звена газетных работников — литправщиков, хроникеров, выпускающих. Школа не решила проблемы подготовки квалифицированных журналистов и тем более руководящего состава. Именно поэтому все активнее обсуждался вопрос о создании института журналистики.

В 1920 г. Константин Петрович Новицкий и другие энтузиасты развития журналистского образования подготовили проект Положения об институте журналистики. В 1921 г. школа журналистики преобразуется в Институт красных журналистов. Его открытие состоялось 15 октября.

В его задачи входила разработка вопросов газетного дела и развитие новых форм печатной и устной пропаганды и агитации, подготовка опытных редакторов, литературных критиков, заведующих редакционными отделами, секретарей, хроникеров, выпускающих. Срок обучение — один год.

В декабре 1921 г. открылся Институт журналистики в Петрограде.

Конечно, уровень подготовки, которую можно было дать в течение года, не отвечал растущим потребностям журналистской практики. Поэтому на III Всероссийском съезде работников печати (1922) встал вопрос о том, что институты должны давать не только практическую подготовку, но и достаточную общеобразовательную. Это требовало увеличения срока обучения студентов. В 1923 г. декретом Совнаркома московский институт был преобразован Государственный институт журналистики (ГИЖ) с трехлетним сроком обучения.

Были и другие формы обучения. В 1924 г. открылись секции газетного дела в Коммунистическом университете народов Востока и в Коммунистическом университете нацменьшинств Запада для обучения и направления кадров в газеты на национальных языках и выходящих в национальных республиках Союза. Журналистские факультеты и отделения открылись в комуниверситетах Белоруссии, Закавказья, Средней Азии, Татарии и других (общим числом 45).

Литературных редакторов и критиков готовили университеты.

В частности, такие специальности были на факультете общественных наук (ФОН) в Московском государственном университете. Позднее подготовка редакторов и критиков была продолжена на этнологическом факультете МГУ.

В Ленинградском университете редакторов готовили на «ямфаке» (факультете языкознания и материальной культуры). Там преподавали историю русской журналистики, газетное и печатное дело, книговедение, технику типографского набора, проводили практикумы. В 1926 г. в Ленинградском университете была создана кафедра газетного дела.

Кроме двух ведущих университетов страны подготовку кадров для печати в 20-е годы вели редакционно-издательская секция Высшего литературно-художественного института в Москве и Институт живого слова в Петрограде, который затем в 1924 г. был преобразован в Государственные курсы техники речи с отделением литературного творчества и журналистики.

Существовали и газетные техникумы, в которых обучали репортеров и литработников, выпускающих и корректоров (первый техникум открылся в Ленинграде). Кроме того, были так называемые «газетучи» — школы газетного ученичества — своего рода газетные профтехучилища. В Москве подобная школа открылась в 1926 г.

Функционировали всевозможные курсы повышения квалификации и переподготовки журналистов разной периодичности.

Таким образом, к концу 20-х годов существовали самые разнообразные формы подготовки журналистов: от курсовых и начальных школ, техникумов до институтов и университетов, от академических до партийно-политических. И все-таки уровень образования, и тем более специального, был весьма невысок. По широкому исследованию, проведенному в конце 20-х годов, выяснилось, что только 4,5% учились журналистике. Общий уровень образования газетчиков также был весьма низок[3].

  • [1] См.: Каравашкова С. В. Подготовка журналистских кадров в первые годы советскойвласти // Вести. Моек, ун-та. Серия Журналистика. 1967. № 5.
  • [2] См.: Привалов В. 3. От «школы журнализма» до факультета журналистики // Вести. Моек, ун-та. Серия 10. Журналистика. 1982. № 1.
  • [3] См.: Гус М. С. За газетные кадры. М.; Л., 1930.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой