Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Пути экономической реализации «просперити»

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

После войны ПРИ превратился в эффективный государственный холдинг, получивший определенную независимость от правительства. Институт проводил исключительно динамичную политику, основанную на быстром промышленном росте, финансируемом за счет реинвестиций. Институ стремился поддержать уровень занятости на своих предприятиях. Успех ИРИ побудил итальянское правительств создать еще несколько подобных… Читать ещё >

Пути экономической реализации «просперити» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

По способу экономической реализации «просперити» можно выделить две группы стран. В первой группе огромная роль в руководстве экономикой принадлежала государству (Франция, Англия, Италия), а во второй — ставку сделали на частную инициативу и рыночные механизмы (ФРГ США, Япония).

Какой из этих способов является лучшим, определить невозможно — все зависит от конкретной страны и особенностей ее эволюции в исторической, социально-экономической, культурной, этической сферах.

К примеру, Франция пережила экономическое чудо, которого никто не ожидал, даже самые большие оптимисты, поскольку она до этого была символом экономическог отставания. Интересно, что в Европе с начала XX в. все уж свыклись с мыслью о дегенерации (смертность превышал рождаемость) Франции, а на деле с 1938 по 1967 г. населени страны увеличилось на 9 млн — с 41 до 50 млн — больше, че за 100 лет до этого. После Второй мировой войны генерал.

Шарль де Голль опасался дегенерации Франции и говорил, что стране нужно 12 млн детей, в 1960—1970;е гг. во Франции была самая высокая в ЕС рождаемость. Важно такж отметить, что еще в 1936 г. 37% французов были занят в сельском хозяйстве, а к 1960 гг. цифра сократилась в 4 раза Это важный индикатор промышленного роста.

В определенном отношении государственное влияние на экономику Франции было более значительным, че в других европейских странах, что объясняется традицие бюрократического и сильно централизованного администрирования, берущей начало еще в наполеоновских временах Роль государства во французской экономике традиционн со времен Ришелье и Кольбера была сильной, что объясняется мощной центростремительной традицией французско политики, в отличие, к примеру, от немецкой — федеративной. В 1936 г. частичная национализация, проведенна правительством Народного фронта, подняла роль государства на новый уровень. Затем последовала национализаци 1945—1946 гг., когда были экспроприированы имуществ коллаборационистов и во Франции возник мощный национализированный сектор экономики (в том числе знамениты компании «Рено» и «Пежо»), охватывавший практическ все значимые сферы производства. Роль государства, кром того, проявилась и в среднесрочном (пятилетки, как в СССР) В планировании экономики, которое некоторое время весьм благотворно влияло на развитие промышленности.

В прошлом французы считали, что их экономикой распоряжаются «буржуи» из пресловутых «200 семей» (патронат), после Второй мировой войны дюжина высокопоставленны государственных чиновников перевешивали влияние всег частного сектора в экономике. Несмотря на большое влияние государства в экономике, Четвертая республика (1946—В 1958) имела среднегодовой экономический рост 5%. Посл прихода к власти генерала де Голля в 1958 г. последовал 4 года высокой экономической конъюнктуры. Особенн заметно во Франции прогрессировала электроэнергетикас 1937 по 1966 г. потребление электроэнергии увеличилос в 5 раз — в этом главенствующую роль сыграло государство.

Удачен был и итальянский опыт — в Италии еще в 1933 г. при фашистах создали Институт промышленно реконструкции (ит. аббревиатура — ИРИ), который контролировал деятельность 120 предприятий с 280 тыс. наемны работников. В целом итальянская экономика, как и французская, отличалась высокой степенью огосударствления, сохранившейся еще с фашистских времен. Под государственным контролем оказались все ведущие банки страны.

После войны ПРИ превратился в эффективный государственный холдинг, получивший определенную независимость от правительства. Институт проводил исключительно динамичную политику, основанную на быстром промышленном росте, финансируемом за счет реинвестиций. Институ стремился поддержать уровень занятости на своих предприятиях. Успех ИРИ побудил итальянское правительств создать еще несколько подобных холдингов. Самым динамичным из них был ЭНИ, созданный в 1953 г. для рационального использования энергоресурсов. В 1960 г. ЭНИ контролировал уже 200 предприятий. Им управлял чрезвычайн энергичный менеджер Энрико Маттеи, который преврати фирму в гигантское предприятие с международным размахом. Весьма эффективным был и машиностроительны холдинг ЭФИМ. Впрочем, со временем эти государственные предприятия стали тормозить развитие из-за чрезмерной заорганизованности и трудности принятия оперативны решений (эти решения нужно было согласовывать во множестве государственных инстанций), что важно на рынке.

Огромной проблемой для Италии являлась отсталость юга страны. Правительство Альчидо де Гасиери уделяло е большое внимание — в 1950 г. был опубликован 10-летни план развития народного хозяйства Юга, финансируемы государством. В том же году была осуществлена долгожданная земельная реформа, которая предусматривала раздел латифундий. Обязательному разделу (с компенсацие стоимости владельцам) подлежали земельные владени свыше установленных минимальных размеров. Для распределения земли среди крестьян были созданы специальны комитеты, деятельность которых контролировалась государством, чтобы избежать злоупотреблений. Кроме земли крестьяне в рамках аграрной реформы получили кредиты, такж государство взяло на себя масштабные задачи, но мелиорации, строительству дорог, электрификации деревни. Наконец, на деревне было покончено с совершенно архаически и диким порядком — господством крупного землевладения создававшим государству и обществу массу проблем.

Итальянская экономика в первой половине 1960;х гг. росла очень интенсивно, в 1959—1961 гг. она показывал 7,5% роста. Особенно впечатляющие успехи были достигнуты в автомобилестроении, производстве оборудования, электроэнергетике, в 1967 г. каждый третий холодильник в Европе делали в Италии. Производительность труд выросла только в 1961 — 1963 гг. на 30%. Огромное значени для страны имел туризм — например, в 1966 г. в Итали побывало 27 млн туристов. Туризм был и остается важно статьей национального дохода.

В отличие от Франции и Италии, в Великобритании дела шли не столь блестяще, причины отставания искали даж в гипотетической «английской болезни», бывшей причино замедления роста. Считается, что главной причиной упадк Великобритании было слишком дорогое, громоздкое и неэффективное государство благоденствия. Однако при ближайшем рассмотрении очевидно, что государственная экономик во Франции была значительно обширней, а налоги в Великобритании такими же, как в США, но ниже, чем в Германи и Франции. Более резонным кажется суждение о том, чт причиной «английской болезни» была ошибочная инвестиционная политика. Также значительную негативную рол сыграла безответственность английских профсоюзов, настаивавших на повышении зарплаты вопреки показателям рост производительности труда. Реальный рост зарплаты составлял в 1951 — 1958 гг. 20%, в 1958—1964 гг. — 30%, что не соответствовало росту производительности труда, в итоге многи британские товары стали слишком дорогими и неконкурентными на мировом рынке.

Самый яркий пример рыночной модели народного хозяйства представляла ФРГ. Государственная политика опиралась на теорию, согласно которой основной задачей правительства является обеспечение свободной игры рыночных сил. Основные принципы политики отца «немецкого экономического чуда» министра экономики Людвига Эрхарда —устранение картелей, поощрение предпринимательства активная социальная политика. Под влиянием антитрестовской политики правительства произошла трансформаци крупных банков в региональные банки, меньшие по размерам и более эффективные. Этот процесс коснулся и крупных промышленных предприятий. Ко всему прочему посл денежной реформы с 1948 г. в стране стала проводиться строжайшая монетаристская политика — строгое регулировани денег в обращении. Несмотря на поощрение частного предпринимательства, в экономике ФРГ государственный сектор занимал значительное место: 40% добычи угля и руды,.

62% производства электроэнергии, 72% производства алюминия, 62% банковских учреждений. Иными словами, причины необыкновенно высокого роста в период немецкого экономического чуда заключаются не только в либеральной рыночной политике Эрхарда и динамичности немецки предпринимателей, но и в самих немцах. Они смогли возродить свою страну из пепла и развалин гораздо раньше, че это сделали их соседи. Несмотря на то что Германия практически вся была разрушена, руины первыми исчезли в Европ именно в Германии, а в Италии или Англии они оставалис еще долго.

Именно вследствие политики Эрхарда и усилий немцев самым значительным в мире был рост промышленного производства в ФРГ: оно увеличилось с 1948 по 1964 г в 6 раз, сельскохозяйственное производство с 1950 по 1964 г выросло в 2,5 раза, в 1964 г. в стране практически не был безработных.

Вследствие беспримерного экономического роста немецкое правительство решило направить избыток средств на расширение системы социальной защиты и создание общественных служб, в частности, были беспрецедентно повышены пенсии (в итоге пенсионеры в ФРГ стали частью среднег класса) и проведены мероприятия по защите окружающе среды.

Так же, как и в ФРГ, в США сделали ставку на рынок. Пиковым послевоенным годом для страны был 1968 г., когд американское промышленное производство превысило трет мирового (34%), после этого началось постепенное падение с относительным экономическим ослаблением Америк ослаб и доллар в роли резервной валюты. В 1970;х гг. производство в странах ЕС и Японии вместе взятых уже на 60%В превысило производство США.

Прежняя политика Рузвельта, придававшего большое значение роли государства, в 1950;е гг. начала себя изживать: американцы были согласны с большими полномочиям федеральных властей и их активной ролью в экономик только в исключительных случаях, но неизменно отвергал их в нормальных условиях. В соответствии с желаниям избирателей президент Эйзенхауэр в 1953—1961 гг. проводил либеральную экономическую политику. Даже при Джон Кеннеди в его программе «новых рубежей» либеральна доктрина доминировала. Эта программа намечала ряд социально-экономических реформ: снижение налогообложения, появление законодательства о либерализации гражданских прав цветного населения, медицинское страхование престарелых, повышение минимума заработной платы. Новизн «новых рубежей» заключалась в обновлении и расширении диапазона средств поддержания рыночной экономики В духе последней работала созданная Кеннеди в 1961 г. программа социально-экономического развития стран Латинской Америки «Союз ради прогресса». Особое внимани уделялось странам «третьего мира». В марте 1961 г. был создан «Корпус мира» для работы американских добровольце в развивающихся странах.

Кеннеди со временем все более склонялся к идее либеральной мировой экономики под эгидой США. С другой стороны, он раздвинул горизонты политики государственного планирования: обратился к стратегии планирования трудовых ресурсов, придав ей большой размах. Под влияние Кеннеди в 1961 г. была принята федеральная программ развития регионов, по которой, к примеру, правительств ежемесячно определяло квоты добычи нефти для Техаса, е величина соотносилась с объемом добычи в других штатах.

Можно утверждать, что благодаря этим новшествам США в течение 1960;х гг. постепенно отошли от чист рыночной либеральной модели, отдавая предпочтение варианту смешанной экономики с возрастающей ролью государства, включающему планирование экономического развития Таким образом, американская экономическая система постепенно сближалась с европейской.

Это было особенно заметно в социальной сфере: в США требования всеобщего благополучия особенно усилилис с 1960;х гг. Правительство принимало активное участи в стимулировании спроса в целях увеличения объемов производства, достижения полной занятости. С 1966 г. она был практически достигнута, но усилились темпы инфляции В течение всех 1960;х гг. номинальный рост зарплаты бы гораздо выше в сравнении с ростом цен, а также производительностью труда. Новое поколение рабочих, сформировавшееся в условиях экономической стабильности, рассматривало полную занятость как совершенно естественно состояние, рабочие во что бы то ни стало хотели защитит свои доходы. А американское правительство полагало, чт гораздо важнее сохранить полную занятость, чем стабильность цен и зарплаты. Американские финансовые институт следовали в фарватере политической власти.

В течение 1971 г. американское правительство убедилось, что функционирование мировой денежной системы в то виде, как она существует, более невозможно и постоянн порождает инфляционные процессы и падение доллара Ричард Никсон пошел на прекращение конвертируемости доллара в августе 1971 г., что нанесло последний удар по прежней мировой денежной системе, после чего все золоты резервы были открыты для международных торговых операций. Переход к отмене Бреттон-Вудской системы в принципе напрашивался, она устарела — возмущение у европейцев вызвал имперский стиль, в котором это было сделано Американцы предприняли столь важный шаг без всяких консультаций со своими партнерами и союзниками. Но в цело отказ Америки от прежней финансовой системы в 1971 г способствовал развитию мировой торговли, общей либерализации контроля за курсами валют, что обеспечило увеличение потока транснациональных капиталовложений поскольку компании могли осуществлять внешние инвестиции без оглядки на ограничения, прежде налагавшиеся центральными банками.

На чисто рыночную систему экономики сделала упор и Япония, она достигла огромных успехов в развитии народного хозяйства, в 1950—1979 гг. обогнав все развитые стран по темпам роста — в 1950—1954 гг. рост составил 9,5% в 1966—1969 гг. — 10%, в 1970;е гг. — 4,9%. Мозговым центром японской экономики считалось министерство внешне торговли и промышленности (МВТП), которое оказалос чрезвычайно эффективным инструментом экономическо политики, ориентированным на поощрение передовых отраслей и на постепенное сворачивание устаревших производств.

Среди причин успехов Японии выделяются: 1) надежная и стабильная валюта; 2) низкое налогообложение и бюджетные затраты; 3) преобладание в экономике частного сектор (даже железные дороги приватизированы); 4) ориентаци на экспорт при острой внутренней конкуренции; 5) особенн благоприятная система трудовых отношений; 6) высоки уровень образования.

Вслед за Японией процесс экономического взлета распространился на «тигров» (Тайвань, Южная Корея, Гонконг, Сингапур) и «драконов» (Малайзия, Таиланд, Индонезия, Филиппины). Так же, как в Японии, в этих странах старались меньше полагаться на государственные предприятия, а больше — на привилегированные корпорации, опи равшиеся на санкционированные правительством кредиты и инвестиции, но зависимость от государства была тако же значительной. Исключительный динамизм «тигров"В и «драконов» Дальнего Востока объясняется тем, что данны страны довольно быстро увеличивали свои производственные фонды, экономя и инвестируя большую часть текущи доходов. При социализме в Восточной Европе был такж велик уровень сбережений и капиталовложений, но их навязали обществу недемократической и нерыночной системой поэтому он порождал только дефицит, на который планова экономика никак не реагировала, порождая недовольств людей.

Весьма соблазнительно сопоставить темпы роста плановой экономики социалистических стран Восточной Европы и Запада, поскольку для стран социалистического лагер и для СССР это также было время «тучных коров». В принципе в этом росте приняли участие и социалистически страны, в том числе СССР, но в основном за счет факторо эксцессивного (в отличие от интенсивного) роста с привлечением новых ресурсов сырья и топлива. Поначалу даже создавалось впечатление, что социалистический лагерь имее преимущества. СССР в 1950;е гг. развивался быстрее, че любое западное государство, а развитие экономики Восточной Европы проходило так же быстро, как и на Западе К середине 1960;х гг. стало ясно, что капитализм постепенн опережает социализм. Не стоит сопоставлять темпы рост плановой экономики социалистических стран Восточно Европы и Запада: слишком различны определения экономических категорий, очень много несопоставимых данных.

Однако сравнение можно осуществить другим путем. Часто указывают, что уровень жизни в ФРГ и ГДР (само успешной страны социалистического лагеря) был приблизительно одинаков, но это не так. В 1990 г. накануне объединения житель ФРГ на покупку цветного телевизора тратил 38%В зарплаты, ГДР — 588%, автомашины — 1143 и 11 765% соответственно, стиральной машины — 48 и 365%, квартплат составляла 48 и 16%, один литр молока стоил 0,8 и 0,7%, 1 к мяса — 0,7 и 1%, женские туфли — 4 и 14%.

Главным было то, что большую часть доходов жители ГДР тратили на предметы первой необходимости. Чем бедне люди, тем большую часть своего дохода они должны тратит на предметы первой необходимости, такие как пища (зако Энгеля). В 1930;е гг. даже в такой богатой стране, как США, треть доходов уходила на еду. К периоду «просперити» эта цифра составляла 13%.

То, что социализм проигрывает соревнование в эффективности экономики, стало очевидно вскоре после 1960 г. Социализм перестал быть конкурентоспособным. Поскольк соревнование двух политических, военных и идеологически сверхдержав приняло форму конфронтации, это отставани стало разрушительным для СССР. Дело в том, что наш страна тратила на военные расходы около 25% по сравнени с 7% ВНП США, идущим на те же цели, — совершенно непомерные траты, учитывая масштабы экономик.

Ко всему прочему у СССР не было сравнимых по масштабам экономики союзников, как у США. К 1970 гг. производство в странах ЕЭС и Японии вместе взятых на 60% превысило производство США. Напротив, союзники СССРВ никогда не стояли в экономическом отношении на собственных ногах. На поддержку своих союзников СССР трати десятки миллиардов. Между 1958 и 1962 гг. торговый обме между партнерами по СЭВ производился на основе мировы цен 1957 г. С 1955 до середины 1970;х гг. условия обмен внутри СЭВ менялись не в пользу СССР. Даже для СССР располагавшего политическими средствами, которых, безусловно, нет у демократий, противоречие между извлечение материальной выгоды и господством над другими народам оказалось разительным. Не в пользу империи.

Парадоксально, но скрытая в период «холодной войны» за железным занавесом даже малоэффективная и ослабленная тотальным планированием командная экономик была жизнеспособна. Именно взаимодействие с мирово экономикой, начавшееся в 1960;е гг. расшатало социализм Когда в 1970;е гг. социалистические лидеры решили воспользоваться открывшимися возможностями мировог рынка (высокие цены на нефть, кредиты) вместо того чтобы решиться на реформирование своей экономическо системы, они сами вырыли себе яму. Парадокс такого положения заключался в том, что СССР и лагерь социализм были в итоге уничтожены не конфронтацией, а разрядкой.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой