Организация контроля и оценки в подростковой школе
![Реферат: Организация контроля и оценки в подростковой школе](https://gugn.ru/work/6575411/cover.png)
Содержанием контроля и оценки со стороны учащихся должны стать, с одной стороны, качество овладения минимальными предметным содержанием, предусмотренным учебной программой: что я знаю и умею? как это проверить? какие задания выбрать для отработки навыка? нужна ли мне помощь (мастерская)? могу ли я уже сдать зачет? С другой стороны, содержанием контроля и оценки становится личный выбор школьника… Читать ещё >
Организация контроля и оценки в подростковой школе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Учебные действия контроля и оценки на подростковом этапе образования также претерпевают качественные изменения. Если на начальных этапах (1−6 классы) контрольнооценочные действия были целиком подчинены определению соответствия способа действия объективным условиям решаемой задачи, то на этапе подростковой школы (7−9 классы) целью контроля и оценки со стороны учащихся должно стать выявление субъективных возможностей выполнения того или иного действия.
Рефлексия на этом этапе становится основой личностной самооценки, придающей учебной деятельности смысл самоизменения.
Содержанием контроля и оценки со стороны учащихся должны стать, с одной стороны, качество овладения минимальными предметным содержанием, предусмотренным учебной программой: что я знаю и умею? как это проверить? какие задания выбрать для отработки навыка? нужна ли мне помощь (мастерская)? могу ли я уже сдать зачет?
С другой стороны, содержанием контроля и оценки становится личный выбор школьника и качество выполнения самостоятельной работы: на каком материале я могу опробовать свои новые возможности? что я могу считать своими личными достижениями? и т. п.
В связи с этим вся педагогическая деятельность учителя должна быть направлена на создание условий для личностного самоопределения подростка в учебном материале. Основным предметом контроля и оценки педагога должны стать:
- — выбор заданий для самостоятельной работы над темой;
- — способ работы учащихся с тематическими оценочными листами;
- — построение индивидуальных «карт» движения в учебных предметах;
- — поиск путей ликвидации пробелов и трудностей;
- — выбор «пространства» действия (мастерская, библиотека, лаборатория и т. п.);
- — определение времени и сроков выполнения заданий для самостоятельной проработки учебного материала;
- — оценка готовности к сдаче зачета по теме;
- — способы работы учеников с различными источниками информации;
- — использование ими разнообразных моделей в качестве средства решения той или иной задачи и источника самостоятельной постановки новой задачи;
- — способность сравнения замысла и реализации;
- — умение планировать и проводить самостоятельные исследования;
- — работа над проектами.
При условии целенаправленной работы в этом направлении подростки постепенно могут переходить в автономный режим работы между учебными блоками. Учитель в таком режиме вмешивается в учебный процесс лишь, но запросу подростка.
Основными формами социальной оценки деятельности учащихся в подростковой школе становятся:
- — открытое представление и защита учащимися результатов своей учебной работы как форма аттестации за определенный период времени (учебный блок, год и т. д.). Такой отчет может включать в себя результаты всей образовательной деятельности ученика во всех ее видах и формах и проходит обстоятельный разговор об успехах и неудачах ребенка, в которых принимают участие учителя, одноклассники, возможно, родители;
- — построение индивидуальных образовательных маршрутов учащимися на «карте» учебного предмета, способы его отслеживания и контроля;
- — «портфель» ученика как инструмент самооценки собственного познавательного, творческого труда ученика, рефлексии его собственности деятельности.
Таким образом, в подростковой школе должна сохраниться линия ненормативных систем оценивания, остается в силе принцип оценивания учащихся по результатам их собственного продвижения.
Что касается введения нормативной оценки (отметки) как одной из форм оценивания, то она должна появляться при возникновении у школьника внутренней потребности в ней как в некотором индикаторе его успехов относительно сверстников. Роль нормативного оценивания возрастает по мере приближения ребенка к завершению подросткового этапа образования. Однако ее возможности крайне ограничены, ибо не позволяют учащемуся получить развернутое представление о своем реальном продвижении в образовании. Поэтому в рамках эксперимента мы продолжаем искать и отрабатывать способы сочетания нормативных оценок с другими качественными способами оценивания. Качественная оценка должна фиксировать: успешность выполнения учеником той или иной работы, эффективность затраченных учеником усилий, степень его продвижения.
Итак, центральными проблемами в реализации контрольно-оценочной деятельности на этапе подростковой школы являются:
- — сохранение безотметочной (пятибалльной) системы оценивания на втором этапе общего образования;
- — включение контрольно-оценочной самостоятельности, сформированной в начальной школе, в индивидуальную учебную деятельность подростка;
- — освоение новых форм оценивания, направленных на дальнейшее развитие способностей школьников с учетом их индивидуальных особенностей, интересов и возможностей;
- — уменьшение влияния учителя на собственную контрольно-оценочную деятельность подростка, переход учителя в тьюторскую позицию по отношению к учащимся (работа по «запросу» ученика).