Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Психологические подходы к анализу сказок

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Почему же так полезны волшебные сказки для воспитания детей? Как хочется порой сказать взрослым: «Давайте побудем детьми!». Но это невозможно, невозможно потому, что психика взрослых хорошо организована, они умеют обуздывать свои инстинкты, управлять своими противоречивыми чувствами, примирять непримиримое на первый взгляд. Граница между материальным и идеальным миром у взрослых выстроена крепко… Читать ещё >

Психологические подходы к анализу сказок (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Поведенческая психология (бихевиоризм) — ее представители считают, что к сказкам надо относиться как к описанию возможных форм поведения. Сказки могут объяснять ребенку: «Что будет, если…», сказочный посыл при этом абсолютно реалистичен. Принцип сказки «Репка» — не получается, попробуй еще, позови на помощь друзей и близких. Принцип «Колобка» — показывает как далеко можно отойти от мамы: «На шаг — ничего, на два — спокойно, на три — нормально, на четыре — съедят».

Трансактный анализ обращает внимание на ролевые взаимодействия в сказках (например, сказка «Красная шапочка» — взаимодействие девочки и мужчины-волка).

Аналитическая психология рассматривает героев сказки как субличностей, т. е. части «Я» одного человека. Все, что происходит в сказке, можно представить как внутренний процесс, в котором, например, принц — мужское начало (сознание) — ищет принцессу (женское начало), в этот процесс вовлечены его собственная мудрость (лесной старичок-советчик), слепая агрессия (дракон) и пр.

Эмоциональный подход — сказку можно рассматривать как испытательную площадку для реализации трудных эмоциональных ситуаций и выплеска эмоций, для превращения пугающих и запретных эмоций в приятные и допустимые.

Гипнотическая теория обращает внимание на сходство между наведением транса и ситуацией прослушивания сказок. Сама атмосфера часто почти одна и та же: ребенок, засыпая, слушает сказку от человека, которому доверяет, речь ритмичная, тихая, в комнате полумрак и т. д. Все это способствует внушающему действию сказки.

Важной чертой сказки является то, что в ходе ее прослушивания происходит трансформация. Некто маленький и слабый вначале сказки к ее завершению превращается в сильного, значимого, во многом самодостаточного. Можно сказать, что ребенка сказка направляет вперед, а взрослого — возвращает назад.

Проведем анализ наиболее известных сказок.

«Три поросенка» — вознаграждение в будущем. «Не ешь конфету. У тебя заболит живот, будешь есть после обеда». Но ведь конфета вот она, ее хочется съесть сразу, а что там будет потом после обеда…

Очень важное умение для ребенка — научиться отказываться от удовольствия, учиться терпению, научиться делать тяжелую и, на первый взгляд, бессмысленную работу, плоды которой скажутся позже. Это очень трудное искусство, и овладевать им надо всю жизнь. Для ребенка это особенно трудно, так как у него непростые отношения со временем. Что же такое «после обеда»? Для ребенка это — целая вечность.

«Вот когда ты станешь взрослым…» — в понимании ребенка уже даже и не вечность, это — никогда. Именно сказка «Три поросенка» помогает ребенку освоиться с принципом реальности. Вначале ребенок отождествляет себя с младшим поросенком: как хорошо валяться в теплой луже, веселиться с друзьями, распевать песенки. А волк — это когда-то потом. Волк съедает маленького поросенка, и теперь ребенок «вселяется» в среднего. Этот поросенок уже думает о будущем — он строит домик покрепче. Волк съедает и его, но ему уже приходится потрудиться.

Но вот теперь я уже взрослый, я могу отложить и конфету, и забавы, я строю настоящий каменный дом. Я взрослый поросенок, живу в крепком, теплом, уютном доме, в очаге горит огонь. Я сильнее и умнее волка, он попадет ко мне в котел с кипящей водой.

В этой сказке показан процесс постепенного созревания личности. Три поросенка — это один и тот же поросенок, но на разных ступенях своего развития. Отождествляясь поочередно с каждым поросенком, ребенок не умом, а всем своим существом проживает эти необходимые для него ступеньки. И здесь мы сталкиваемся с еще одним свойством волшебной сказки: она требует от ребенка активного участия. Погружаясь в сказочный мир, ребенок живет в нем за своих героев, преодолевает препятствия, умирает и возрождается вновь.

Есть еще один мотив в этой сказке — волк, живущий в каждом из нас. Каждому ребенку знакомо состояние переполненности неизвестно откуда взявшейся злобой, ненавистью, стремление сломать, уничтожить, съесть. Это страшно — не владеть собой, неизвестно, куда тебя заведет этот волк. Сказка подсказывает ребенку: волк — неуправляемая агрессия — всегда жестоко наказывается. Надо учиться управлять волком в своей душе. Но сказка — не просто нравоучение, это результат активной работы над сказкой. Сказка — не басня. Сравним эту сказку с басней «Стрекоза и муравей». Как будто та же тема: стрекоза, живущая по принципу удовольствия, и муравей, уже освоивший принцип реальности. Однако ни один нормальный ребенок не отождествит себя с муравьем: муравей — злой, он отказывает в помощи существу, обреченному на гибель. Все симпатии ребенка на стороне стрекозы. За ней нет никакой вины, за что ее наказывать? В сказках так не бывает. А что же остается от трех поросят, когда «добрый дядя» писатель начинает исправлять сказку? Взрослый, в отличие от ребенка, уже не может отождествлять себя с поросенком, для него поросенок — это поросенок на праздничном столе, он не хочет отдавать его волку. В результате все три поросенка в конце сказки пляшут. Выходит, что все равно, каков поросенок — трудолюбив ли он или лентяй, думает ли о будущем или нет — волк все равно никого не съест. Сказки в результате нет, а есть лишь развлекательная история.

«Пряничный домик» — первый шаг к самостоятельности. Когда ребенок начинает жить, мир для него — это мама, ее теплое молоко, запах ее тела, ее успокаивающий голос, ее сердцебиение. Постепенно ребенок начинает различать других людей и предметы. Но сталкиваясь с чем-то страшным, непонятным, мы всегда бежим к любимой маме, ведь только прикоснешься к ней — и чувствуешь себя в безопасности. Пока мы рядом с ней, мы в раю, нам тепло, сытно, спокойно, все наши желания мгновенно выполняются.

Но однажды мама говорит ребенку: «Посиди один. Займись чемнибудь сам. Мне надо уйти по делам».

Впервые от ребенка требуют самостоятельности. Ребенок же воспринимает это так, как будто его выгоняют. В сказке это чувство ребенка выражено в ситуации, когда детей выгоняют из дома. Мотивы могут быть разные: детей нечем кормить, или они просто теряются в лесу во время прогулки. Главное, что в начале сказки — переход детей из дома, который означает одновременно мать, семью, заботу, безопасность, в лес.

А лес — это страшно, неожиданно, там много диких зверей. В начале сказки дети сумели вернуться домой с помощью камешков, которыми отметили свой путь, но на второй или третий раз они оказываются в лесу окончательно. Здесь они находят Пряничный домик, его сразу хочется съесть, так как когда возьмешь в рот что-то вкусненькое, становится спокойнее, за вкусным тянется сразу все, связанное с мамой, домом, теплом, безопасностью. Дети начинают есть, хотя из дома слышны предупреждения, что это нехорошо, они не слушают, и тут же приходит расплата — появляется Баба-Яга. Именно здесь кульминация сказки, детям без родителей необходимо победить Баба-Ягу, перехитрить ее.

Важные сказочные мотивы в этой сказке — птицы. С первого взгляда они ведут себя странно. Сначала склевывают хлебные крошки, которыми дети отмечают дорогу домой. Затем они приводят детей к БабеЯге, а потом переносят детей через реку, когда они возвращаются домой. Склевывая крошки, птицы хотят показать детям, что такой простой способ возвращения домой не годится. Естественно, когда мы делаем первые шаги во взрослом мире, наше первое желание — спрятаться обратно. Но птицы говорят, что это неверно, так не стать взрослым, не построить свой мир; для того чтобы стать человеком, нужно пройти через все испытания, и птицы приводят к Бабе-Яге. А вот когда дети становятся взрослыми, то птицы переносят их через речку, это некая символическая граница между нами — детьми и нами — взрослыми, нами, поднявшимися еще на одну ступеньку в своем развитии.

Дети приносят в дом драгоценные камешки, то, что они сами добыли, и теперь в семье больше не будет голода, и детей не будут отправлять в лес. Эта сказка говорит о том, что нельзя прожить всю жизнь, держась за мамину юбку. Стать взрослым — это значит научиться самостоятельно побеждать Бабу-Ягу.

«Спящая красавица» — пробуждение. Обычно сказки бывают «мальчишечьи» и «девчачьи». Так говорят, чтобы каждый ребенок мог легче воплотиться в героя сказки. Для маленьких детей, у которых еще не произошла поло-ролевая идентификация, нет большого труда отождествить себя с мальчиком или девочкой. Мальчики легко превращаются в Красных шапочек, Золушек, а девочки становятся Иванушкамидурачками. В Пряничном домике действуют сразу и мальчик, и девочка, что облегчает процесс отождествления себя с героем сказки. Есть Спящая красавица, а почему нет Спящих красавцев? Потому что эта сказка предназначена девочкам 12—13 лет, как правило, сказки об этом очень важном событии в жизни девочки начинаются с крови.

Интересно поведение родителей, когда их дочь готовится к важному моменту в своей жизни. Обычно родители бывают предупреждены о том, что это произойдет, если девочка уколется о веретено или другой сказочный предмет. Родители, особенно отец, стараются сделать все, чтобы этого не произошло, но однажды папа уходит в военный поход, девочка попадает в волшебную комнату, видит веретено, прыгающее в лучах Солнца, хватается за него и умирает.

Девочки в этот сложный период жизни погружены в себя, что-то важное происходит в них, нужно умереть и родиться вновь другим человеком. В сказке есть способ показать отгороженность от мира — это помещение ее в хрустальный гроб или пещеру или в непроходимые заросли терновника, куда попадают все принцы и застревают в колючках. Но пройдет нужный срок, и появится принц, который разбудит ее.

Почти в каждой сказке бывают превращения: вот мама берет ребенка на руки, она ласкова и нежна, кладет ребенка в кровать, уходит. Появляется чудовище, которое ругает, что-то говорит сердитым голосом, шлепает. Ясно, что это и не мама вовсе, это злой волшебник, это Баба-Яга. Сказки очень хорошо показывают амбивалентные чувства ребенка к матери, чувства любви и ненависти.

В душе ребенка борются чувства любви к маме и жуткой ненависти к той же самой маме. В «Спящей красавице» показано, что, когда в девочке просыпается женщина, между молодой принцессой и молодящейся, но старой мачехой возникает соперничество, именно сказка дает возможность разобраться в противоречивых чувствах.

Девочка любит маму, но она умерла; мама, которую она ненавидит, против которой она борется за любовь прекрасного принца, — это мачеха, а испытать такие чувства к мачехе допустимо. И хотя нет сказок про Спящих красавцев, но есть про Кащея Бессмертного, драконов, Черноморов. Соперники наших героев всегда более взрослые. На самом деле борьба идет за маму, за ее любовь, между сыном и отцом. Ребенок переполнен противоречивыми, раздирающими его чувствами. А с помощью сказки можно разделить эти чувства, построить в сказочном мире конфликтную ситуацию и разобраться в том, что происходит в душе.

Отсюда многочисленные мачехи, кочующие из одной сказки в другую. И можно подумать, что большинство наших предков воспитывали мачехи.

«Царевна-лягушка» — учимся любить. Все волшебные сказки заканчиваются благополучно, что очень важно для ребенка — быть уверенным в том, что у него все в жизни сложится хорошо. Один из самых мучительных для ребенка вопросов: сможет ли он когда-нибудь стать взрослым, научится ли он делать замечательные вещи, которые умеют делать взрослые? Этой теме посвящен цикл сказок о Царевне-лягушке. Сказка выбирает в качестве жениха или невесты какое-нибудь очень противное животное (вспомните «Аленький цветочек»), это может быть лягушка, змея, свинья, крокодил и др.

Любопытно, что таковыми они представляются днем, а ночью они — прекрасные принцы. Казалось бы, что ночью принцессу должно страшить все мужское, звериное, животное, что пробуждается в ее возлюбленном. Однако ночью и сама принцесса не вполне владеет своим рассудком и под покровом темноты может дать волю своим чувствам. Утром же все, что происходило ночью, представляется ей грязным и отвратительным.

Интересный мотив — ночь окружена тайной, которую до поры категорически запрещается открывать. Сказка говорит: «Не подгоняй события», она помогает научиться любить, т. е. найти в незнакомом «страшном» человеке возлюбленного. Но для этого самому надо вырасти, пройти через испытания и подняться на новую ступеньку, только с высоты которой мы обретаем способность понимать, что в каждом человеке чудесно уживаются и низменные, животные глубинные инстинкты, и прекрасные, возвышенные порывы.

Однако не стоит думать, что свинья или крокодил — обязательно атрибуты только мужчины. И для юноши не менее страшными и пугающими могут представляться свинские и крокодильские инстинкты молодой девушки. Эти страхи, связанные со вступлением в брак, одинаковы для обоих полов.

Почему же так полезны волшебные сказки для воспитания детей? Как хочется порой сказать взрослым: «Давайте побудем детьми!». Но это невозможно, невозможно потому, что психика взрослых хорошо организована, они умеют обуздывать свои инстинкты, управлять своими противоречивыми чувствами, примирять непримиримое на первый взгляд. Граница между материальным и идеальным миром у взрослых выстроена крепко. У ребенка же в душе хаос, его разрывают на части любовь и ненависть, страх и жажда подвигов. Окружающий мир для него — это лес, наполненный злыми и добрыми духами, волками, лешими и жар-птицами. Причем всю эту гамму чувств ребенок испытывает одновременно. В этом хаосе надо навести порядок, и на помощь приходят сказки, при этом можно каждый отдельный страх, каждого маленького волка, спящего в душе, представить в виде подходящего сказочного персонажа, можно увидеть непонятные, неуловимые движения своей души в конкретных сказочных образах, проследить их столкновение, понять назначение. Тогда они становятся привычными, прирученными. Ребенок, хорошо владеющий атрибутами сказочного мира, начинает сам сочинять сказки, ставит нужных персонажей в невероятные ситуации. То, что волнует ребенка в данный момент, он может проиграть в сказочном мире и освоить стоящую перед ним проблему. Часто и взрослые используют этот метод для наведения порядка в душе. Выговаривание, как показал 3. Фрейд, извлечение чего-то скрытого и тайного из темноты на свет, вербализуя эти скрытые проблемы, наводит в душе порядок. Ребенок же лишен такой возможности. Его интеллект еще очень слаб, он не готов еще что-то обсуждать, он может выражать все то, что его волнует, в игре, он играет с тем, что творится у него внутри.

Сказочный мир замечательно приспособлен для таких игр. В сказках каждый герой либо хороший, либо плохой, нет никаких оттенков, в сказках все зримо и конкретно, все герои выражают свои чувства определенными поступками: если человеку страшно, он бежит, радостно — он смеется. Чувство защищенности символизирует дом, а чувство покинутости и страха — лес. Преображение личности героя представляется в виде смерти и повторного рождения, выраженного в виде появления из чрева животного или возрождения с помощью капель живой воды и т. д.

Превращения в сказках — это прием, дающий возможность ребенку совладать с противоречивыми чувствами, испытываемыми им одновременно к своей маме или к отцу. Ведь если ты ощущаешь отца как по своего соперника в борьбе за любовь матери, естественно испытывать к нему ненависть и желание его уничтожить. Но осознать такую ненависть по отношению к родному отцу очень страшно, поскольку любой ребенок понимает, что отец — это защита и опора. Разобраться в этом раздвоении личности, мучительном для ребенка, помогают раздвоенные персонажи: отец и дракон, мать и мачеха.

Любопытна роль волшебных предметов и волшебных животных в сказках. Так, всем известна сказка «Конек-Горбунок». Волшебные животные и предметы помогают герою решить внешне невыполнимые задачи. А ведь детям все то, что умеют делать взрослые, часто представляется абсолютно невыполнимым, они понимают, что пока многое не могут выполнить без помощи взрослых. Так и в сказках при совершении подвигов герой нуждается в поддержке. Именно поддержку и обеспечивают волшебные предметы.

Кроме того, интересна функция такого сказочного героя, как Иванушка-дурачок. Почему дети так любят отождествлять себя с самым младшим, самым беспомощным и даже глупым? Может ли ребенок идентифицироваться с красивым, высоким, сильным Гераклом? Этот миф детям интересен, но отождествить себя с Гераклом трудно, ведь ребенок знает, что он мал и несилен, он кажется себе Иванушкойдурачком, поэтому детей так сильно волнует все то, что с ним происходит. А то, что он в конце концов во всех сказках побеждает, вселяет в детей уверенность, что они вырастут и тоже все сумеют сделать.

Почему в сказках так много королев и королей? Про них известно, что им никто никогда ничего не может приказать. И это как раз то, как ребенок представляет себе взрослых. Об этом пишет и 3. Фрейд: в детских снах родители изображаются в виде высокопоставленных особ, сами дети — в виде маленьких насекомых, клопов, ведь всем известно употребление в языке этого слова для обозначения маленьких детей. И когда родители говорят: «Сначала сделай уроки, конфету съешь потом, телевизор смотреть нельзя и т. д. А вот когда ты будешь большой… будешь сам решать». Другими словами, когда будешь большой король. И ребенок верит, что он из Иванушки-дурачка обязательно превратится в короля. Итак, вам, наверное, уже понятна величайшая роль сказок в воспитании ребенка. Ведь когда вы сталкиваетесь с какими-то проблемами в воспитании детей, следует просто найти нужную сказку, которая поможет и ребенку, и вам справиться со всеми проблемами.

Сказочный мир требует от ребенка активного, хорошо развитого воображения, умения свободно импровизировать. Чтобы добиться этого, ребенку нужно много сказок и доброжелательное отношение родителей к ним. Необходимо, чтобы родители понимали значение сказок и были спокойны при «отлучках» ребенка в сказочный мир. Причем необходимо знать, что ребенок может изо дня в день требовать одну и ту же сказку, она уже надоела маме или папе, и они начинают импровизировать, изменять содержание сказки, ребенок же при этом поправляет родителей. С чем же это связано? Почему ребенку нужен именно этот, а не другой текст?

Это связано с тем, что у ребенка есть какая-то серьезная проблема, рана в душе, и сказка — это лекарство, заживляющее эту рану. И пока рана не заживет, ему нужна именно эта, а не другая сказка. Сказки детям лучше всего рассказывать и наблюдать при этом за их реакцией. Для детей очень важно вместе с родителями отправляться в сказочный мир, но, к сожалению, родители считают, что все происходит только в материальном мире, а все остальное — выдумки, пережитки. Часто родителей очень раздражает, когда ребенок, как им кажется, витает в облаках.

Тогда родители говорят: «Ну что ты размечтался, займись лучше каким-то делом». Если бы знали родители, каким важным делом занят сейчас их ребенок. Такие родители обычно стремятся приукрасить сказку, убрать из нее ужасы, ведь в сказках действительно льется кровь, процветает жестокость. В сказках все время кто-то кого-то ест (волк поросят, Красную шапочку, Баба-Яга запихивает детей в печку). И если для взрослого поедание поросенка — пищеварительный процесс, то для детей — это чудесное превращение. Но очень важно ребенку не объяснять все то, о чем вы услышали, глубинный смысл сказки действует на бессознательную часть нашей психики, а от сознания он скрыт. Если перенести воздействие сказки на сознание, то все умрет.

Помните, что сказки и мифы выражают глубинную суть души, они, как сновидения, галлюцинации, бред, становятся выражением архетипов коллективного бессознательного, сказки — это типичный способ передачи коллективных содержаний, берущих начало в бессознательном.

Контрольные задания

  • 1. Сказка как историко-культурное и психологическое явление. 3. Фрейд и К. Г. Юнг об архаическом наследии и взаимосвязях в человеческой культуре.
  • 2. В. Я. Пропп о сказках и их функциях.
  • 3. Значение сказки для воспитания и социализации.
  • 4. Психологический, психоаналитический анализ сказок. Функции сказки и явление сказочного резонанса.
  • 5. Анализ сказки «Три поросенка». Глубинное воздействие сказки на психику ребенка, проблемы, разрешаемые этой сказкой.
  • 6. Сказка «Пряничный домик». Важные сказочные мотивы. Значение этой сказки для формирования личности ребенка.
  • 7. Сказка «Спящая красавица». Глубинный анализ. Значение сказки в разрешении амбивалентных чувств.
  • 8. Сказка «Царевна-лягушка». Значение в формировании целостного объекта любви.
  • 9. Значение волшебства в развитии и воспитании ребенка. Превращения в сказках. Значение волшебных предметов.
  • 10. Значение отождествления ребенка с младшим сыном при восприятии сказок. Знания о сказках, необходимые родителям.

Литература

к теме

  • 1. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Практикум по сказкотерапии / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. — СПб.: Речь, 2000.
  • 2. Пропп, В. Я. Морфология волшебной сказки: исторические корни сказки // Пропп, В. Я. Собр. тр. / комм. Е. М. Мелетинского, А. В. Рафаевой. — М.: Лабиринт, 1998.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой