Предисловие.
Экологическое картографирование
На новом этапе картографирования (Берлянт, 2001; Лурье, 2002) произошло существенное продвижение в комплексном тематическом и, в частности, экологическом картографировании, укрепившее его позиции в биогеографии и смежных науках о Земле в качестве одного из наиболее эффективных методов исследования. Оно отразилось в разработке новых концепций тематических карт, расширении и углублении… Читать ещё >
Предисловие. Экологическое картографирование (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Экологическое картографирование, активно развиваемое в последние полвека, стало одним из основных средств географического познания действительности, моделирования состояния окружающей среды, а также неотъемлемым элементом в решении вопросов рационального природопользования, охраны природы и сбалансированного развития. Актуальность использования картографического метода в исследовании экологических проблем состоит в том, что он позволяет с помощью карт, построенных на принципах системного пространственно-временного моделирования, изучать свойства окружающей природной среды, их изменения во времени, связи и пространственные отношения. Для достижения этой цели требуется выполнить сбор, анализ, интеграцию, территориальную интерпретацию разнообразной информации и подготовить достоверную картографическую модель в соответствии с поставленными задачами.
На новом этапе картографирования (Берлянт, 2001; Лурье, 2002) произошло существенное продвижение в комплексном тематическом и, в частности, экологическом картографировании, укрепившее его позиции в биогеографии и смежных науках о Земле в качестве одного из наиболее эффективных методов исследования. Оно отразилось в разработке новых концепций тематических карт, расширении и углублении их содержания, изменении подходов к организации легенд карт в соответствии с целями их создания. Научно-методической основой современного развития картографирования стало внедрение информационных технологий с большими возможностями обработки и перевода на картографический язык многосторонней и разнородной информации.
Задачи исследования определяют выбор объектов картографирования, полноту и подходы к картографическому изучению, территориальных уровней и временных срезов отображения. При разнообразии объектов и подходов сложилась определенная структурированность экологического картографирования — наличие тематических разделов и их междисциплинарные сопряжения на основе биогеоили антропоцентрических подходов (Комедчиков, Лютый, 1995).
Ключевое место в экологических исследованиях, независимо от назначения и территориального уровня, занимает биогеографический подход. Биоэкологическое картографирование как часть экологического информационно направлено на изучение свойств и оценку состояния биосферы в целом или ее компонентов (Сочава, 1979).
В качестве объектов биоэкологического картографирования выступают организмы и среда в целом, отдельные компоненты биоты, экосистемы разного ранга, включая биомы. При расширении междисциплинарных связей в область биогеографического картографирования оказались включенными карты природной окружающей среды и охраны природы. Возросшее внимание к экологической составляющей в картографировании природы в целом и ее отдельных компонентов делает вполне закономерным поиск в направлении создания комплексных биогеографических карт.
Цель учебного пособия — помочь слушателям освоить сложные методологические вопросы биоэкологического картографирования. В основу пособия положен опыт, получивший отражение в многочисленных публикациях, в том числе на картах, а также авторские разработки в области экологического картографирования.
В пособие включены разделы курса, посвященные вопросам выбора объектов биоэкологического картографирования и отображения особенностей их экологических взаимосвязей и функционирования на картах. В отдельном разделе пособия рассмотрены комплексное биогеографическое картографирование, разработка легенд карт, их представление на картах нового поколения с использованием информационных баз данных. Такой отбор материала не случаен. В ранее опубликованном учебном пособии «Биогеографическое картографирование» (Емельянова, Огуреева, 2006) многие теоретические вопросы разработки тематического содержания карт разбирались подробно (классификации растительности и животного населения, отображение структуры и динамики живого покрова на картах разного масштаба и др.), поэтому предлагаемое пособие посвящено отображению главным образом экологической информации на картах.
В задачи учебного пособия входит ознакомление студентов с современными направлениями биоэкологического картографирования, картографическими произведениями экологической тематики разных природных регионов России и зарубежных стран, демонстрирующие разные подходы к разработке содержания, построению легенд и оформлению биоэкологических карт. В соответствии с задачами курса учебное пособие включает анализ накопленного опыта биоэкологического картографирования, освещает новые разработки по тематическому содержанию карт, представляющие научный и методический интерес. Полезным дополнением является аннотированный список карт биоэкологического содержания.
Многочисленные карты прикладной биоэкологии, в центре внимания которых находится природопользование как взаимодействие человеческого общества и природы (загрязнение окружающей среды и оценка экологических последствий, биоиндикация состояния экосистем, использование растительных и животных ресурсов, биоэкологические проблемы регионов и др.), анализируются в ряде работ по экологическому картографированию (Стурман, 2000). В учебное пособие включены отдельные сюжеты этого направления, в том числе карты охраны природы, которые непосредственно связаны с картографированием биоразнообразия.
Биоэкологические карты представляют значительный научный и практический интерес для многих географических, экологических, биологических научных областей знаний. Они являются неотъемлемой частью серии сопряженных карт природы и могут быть полезны в картографическом обеспечении природоохранной деятельности, в том числе при разработке экологических сетей, выделении эталонных участков особо охраняемых природных территорий (ООПТ). Они служат научной основой для оценки современного состояния и прогнозирования развития природных экосистем при экологических экспертизах в проектной деятельности; особая роль отводится им в составлении оценочных карт биоразнообразия и при мониторинге состояния природной окружающей среды.
Учебное пособие «Экологическое картографирование», построенное в соответствии с программой одноименного курса, подготовлено на основе многолетнего опыта преподавания на кафедре биогеографии географического факультета Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова Дисциплина включена в перечень дисциплин образовательных магистерских программ «География биоразнообразия и биомониторинг» по направлениям «География» и «Экология и устойчивое развитие» (2015). Учебное пособие развивает проблематику биогеографического картографирования, которая нашла отражение в ранее изданных учебных пособиях «Картографирование биоразнообразия» (Огуреева, Котова, 2002) и «Биогеографическое картографирование» (Емельянова, Огуреева, 2006).
В результате изучения материала учебного пособия студент должен: знать
- • основы фундаментальных свойств взаимосвязи организмов и факторов природной и окружающей среды и возможности отображения их на картах разного масштаба и тематики;
- • возможности эколого-географического подхода к выявлению экосистемных связей биоты на разных уровнях организации биотического покрова (флоры, фауны, растительности, животного населения);
- • основы экологической комплексной оценки территории по данным состояния биоты;
- • основные типы и виды биоэкологических карт;
уметь.
- • собрать необходимый материал для проведения экологического анализа территории разного масштаба в соответствии с планом работ, заданий и сроков выполнения;
- • использовать информационные базы данных при картографическом анализе биотического материала;
- • использовать картографический метод при оценке экологического потенциала территории, анализировать карты с применением средств картометрии и математической статистики;
- • использовать биоэкологические карты в практической деятельности;
владеть.
- • опытом современного экологического картографирования;
- • методами картографирования биологических объектов с использованием современного программного обеспечения и системного анализа;
- • основами знаний в области экологического картографирования и пониманием места биоэкологической картографирования в решении экологических проблем на разных уровнях исследований.
Учебное пособие подготовлено сотрудниками географического факультета Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова: ботанико-географическая часть написана Г. Н. Огуреевой, профессором кафедры биогеографии, раздел по зооэкологическому картографированию — Л. Г. Емельяновой, доцентом той же кафедры, обзор карт экологического потенциала территории, антропогенной трансформации биоты, биоразнообразия и охраны природы — Г. Н. Огуреевой и Т. В. Котовой, ведущим научным сотрудником Научно-исследовательской лаборатории комплексного картографирования.