Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Психологическое обеспечение профессионального здоровья руководителя

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Европейская сеть по проблемам поддержания здоровья на рабочих местах (ЕСПЗР) была учреждена в 1996 г. С дня основания она находится на передовых позициях европейского движения за оздоровление рабочих мест. Благодаря осуществлению ряда совместных инициативных проектов были выработаны объективные критерии для оценки эффективности развивающих мероприятий в разных организациях и сформирована… Читать ещё >

Психологическое обеспечение профессионального здоровья руководителя (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В отечественных исследованиях психологическое обеспечение профессионального здоровья руководителя может быть рассмотрено как составная часть концепции психологического обеспечения их профессиональной деятельности. Названная концепция предполагает осуществление комплекса научно-практических мероприятий, целью которых является не только и не столько изучение менеджера как субъекта трудовой деятельности, сколько повышение эффективности и безопасности его деятельности за счет использования психологических знаний, методов исследования и воздействия.

Разработка и осуществление мероприятий по сохранению и укреплению здоровья современных руководителей является «сквозной» задачей психологии менеджмента, важной и актуальной на всех этапах управленческой карьеры. Система психологической помощи менеджеру на предприятии должна быть направлена на укрепление его профессионального здоровья и благополучия, на уменьшение случаев возникновения профессиональных заболеваний или деформаций и является важнейшим предметом психологии профессионального здоровья.

Зарубежный опыт

Европейская сеть по проблемам поддержания здоровья на рабочих местах (ЕСПЗР) была учреждена в 1996 г. С дня основания она находится на передовых позициях европейского движения за оздоровление рабочих мест. Благодаря осуществлению ряда совместных инициативных проектов были выработаны объективные критерии для оценки эффективности развивающих мероприятий в разных организациях и сформирована инфраструктура для реализации концепции поддержания здоровья на рабочих местах в странах Европейского союза (ЕС). Используя национальные форумы, Сеть усиливает трансграничный обмен информацией и ускоряет обмен передовым опытом этого направления в Европе.

Выделяются две главные цели психологического обеспечение профессионального здоровья руководителей:

  • • повышение компетентности в области здоровья, укрепление резервных возможностей профессионала и выработка навыков здорового поведения;
  • • профилактика дисфункций, или редукция источников рабочего стресса.

Реализация названных целей на практике предполагает использование следующих видов психологической помощи для обеспечения эффективной профессиональной деятельности современных руководителей:

  • психологическое просвещение — помощь в овладении психологическими знаниями, необходимыми для самосовершенствования, повышения психологической компетенции в области связанного со здоровьем поведения (лекции, специальная литература, видеои аудиоматериалы);
  • психологическая диагностика — изучение индивидуально-психологических особенностей менеджеров, на основе которых оказывается помощь в индивидуализации профессиональной деятельности, повышении ее эффективности, а также в самопознании;
  • психологическая профилактика — предупреждение возникновения и развития деструктивных психических состояний в профессиональной деятельности руководителя (эмоциональное выгорание, внутренние конфликты и т. д.);
  • психологическая коррекция — помощь в исправлении или снятии уже возникших психических состояний или качеств личности, оказывающих негативное влияние на профессиональное здоровье руководителя;
  • психологическое консультирование — анализ конкретных ситуаций, возникающих в процессе управленческой деятельности, и помощь в принятии наиболее адекватного решения;
  • психологический тренинг — специально разработанный комплекс психотехник, упражнений и игр, помогающих в развитии необходимых качеств и умений; позволяет не только усваивать новые знания, но и формировать умения и навыки (например, здорового образа жизни).

Все виды психологической помощи тесно взаимосвязаны, однако, каждый из них имеет свою специфику, которую необходимо учитывать при планировании мероприятий по психологическому обеспечению профессионального здоровья менеджеров. Например, в зависимости от этапа управленческой карьеры будет обнаруживаться определенная специфика как в использовании отдельных видов психологической помощи, так и в их сочетании.

Превентивное вмешательство в организации может разрабатываться и осуществляться на трех уровнях: индивида, производственной группы и организации в целом. Поэтому действие профилактических программ должно быть направлено не только на отдельного человека (руководителя), но и на малые группы, а также на организацию в целом с целью обеспечения социальной поддержки в процессе изменения отношений и стиля жизни.

Неформальные теории Г. Нестеренко считает, что, когда разговор заходит о деформации управленца, необходимо учитывать три составляющих нашей жизни: интеллектуальную, эмоциональную и телесную. Человек, ведущий активный образ жизни, регулярно испытывает ощущение усталости, это нормально для него. Настораживать должно накапливающееся ощущение нехватки сил, апатии и вынужденности происходящего. Как правило, это сигнал о том, что пора пересматривать мотивацию и ставить новые цели. Необходимо также позаботиться о телесной и эмоциональной «перезагрузках». Кроме того, нужна антикризисная программа, объединяющая все эти аспекты одновременно.

Акмеология — наука занимающаяся изучением вершинных достижений человека, не только достижений человека в период его зрелости, но и того, что привело его к этому. Она определяет, при каких условиях человек сможет достичь максимального развития духовных, интеллектуальных и физических возможностей.

Акмеология изучает:

  • • закономерности самореализации творческих потенциалов зрелых людей в процессе созидательной деятельности на пути к высшим достижениям (вершинам);
  • • объективные и субъективные факторы, содействующие и препятствующие достижению вершин;
  • • закономерности обучения вершинам жизни и профессионализма в деятельности;
  • • самообразование, самоорганизацию и самоконтроль;
  • • закономерности самосовершенствования, самокоррекции и самореорганизации деятельности под влиянием новых требований, идущих как извне, от профессии и общества, развития науки, культуры, техники, так и особенно изнутри, от собственных интересов, потребностей и установок, осознания своих способностей и возможностей, достоинств и недостатков собственной деятельности.

С позиции этой науки Ю. 3. Шогенов выделяет четыре критерия предупреждения деформаций личностно-профессионального развития руководителей: мотивационный, когнитивный, творческий и эмоциональный. Он также называет уровни оценки предупреждения деформаций личностнопрофессионального развития руководителя:

  • Конструктивно-прогрессивный уровень предполагает своевременную диагностику профессиональных деформаций, направленную на конструирование акмеориентированного развития самого руководителя и его подчиненных;
  • Инструментально-стабильный уровень предполагает ситуативную диагностику профессиональных деформаций, ориентирующую руководителя в большей степени на стабильные производственные показатели, чем на развитие своих подчиненных и самого себя;
  • Деструктивно-регрессивный уровень предполагает отсутствие диагностики профессиональных деформаций, приводящую к неэффективной (деструктивной) управленческой деятельности и отсутствию личностнопрофессионального развития как подчиненных, гак и самого руководителя.

Показателями каждого уровня предупреждения деформаций личностнопрофессионального развития руководителя являются: устойчивость, адекватность, степень рассогласования, качество и осознанность (табл. 9.3).

Таблица 9.3

Показатели уровня предупреждения деформаций (по Ю. 3. Шогенову)

Критерий.

Уровень оценки.

конструктивнопрогрессивный.

ииструментально;

стабильный.

деструктивнорегрессивный.

Мотивационный.

Устойчивая и осознанная профессиональная мотивация, включающая в себя мотивацию профессиональных.

Устойчивая, но неосознанная профессиональная мотивация, ориентированная главным образом.

Неустойчивая и неосознанная профессиональная мотивация.

Окончание табл. 93

Критерий.

Уровень оценки.

конструктивно;

прогрессивный.

инструментально;

стабильный.

деструктивнорегрессивный.

достижений (восходящая мотивация), мотивацию самоактуализации, мотивацию творческого вклада в профессию.

на достижение производственных показателей.

Когнитивный.

Высокие осознанность и качество знаний об успехах в профессии, адекватный выбор и реализация индивидуального пути профессионального саморазвития.

Неосознанные знания о достижении успехов в профессии, неадекватный выбор и реализация индивидуального пути профессионального саморазвития.

Незнание об успехах в профессии, невозможность выбора и реализации индивидуального пути профессионального саморазвития.

Творческий.

Осознанная, устойчивая, высокая и качественная общая жизнеспособность, предполагающая мобильность жизненных целей, планов и переключаемость при их реализации.

Осознанная, устойчивая, высокая и качественная общая жизнеспособность, предполагающая мобильность жизненных целей, планов и переключаемость при их реализации с ориентацией на достижение стабильных высоких производственных показателей.

Неосознанная, неустойчивая, некачественная общая жизнеспособность, предполагающая отсутствие мобильности жизненных целей, планов и переключаемости при их реализации.

Эмоциональный.

Устойчивая и осознанная система саморегуляции личности руководителя, адекватное знание о личном «поле» возможных деформаций личностно-профессионального развития руководителя и профессионалов.

Устойчивая и осознанная система саморегуляции личности руководителя с целью достижения высоких производственных показателей, неполное знание о возможных деформациях личностно-профессионального развития руководителя и профессионалов.

Неустойчивая и неосознанная система саморегуляции личности руководителя, неполное знание о возможных деформациях личностно-профессионального развития руководителя и профессионалов.

Акмеологичекими условиями предупреждения деформаций личностнопрофессионального развития руководителя выступают:

  • • востребованность руководителей, обладающих способностью к саморазвитию в современном социуме;
  • • воспитание готовности у руководителей к личностно-профессиональному развитию, самосовершенствованию и возникновению деформаций личностно-профессионального развития руководителя;
  • • создание развивающей среды в своей организации как основы предупреждения деформаций личностно-профессионального развития всех членов трудового коллектива;
  • • гуманитаризация профессиональной подготовки и переподготовки руководителей, способной преодолеть стереотипные действия руководителей, а также разработка и внедрение в практику обучения дидактических основ акмеориентированного развития в систему подготовки и переподготовки руководителей.

Акмеологическими факторами предупреждения деформаций личностно-профессионального развития являются:

  • Личностно-субъектный фактор, включающий:
  • — осознанный учет субъектного опыта личности, в том числе и негативного, использование приемов интеграции прошлого опыта;
  • — устойчивое и осознанное знание своих индивидуальных личностных особенностей;
  • — преодоление неудовлетворенности профессиональным и личностным ростом (самоактуализацией);
  • — осмысление перспектив дальнейшего профессионального развития и обоснование проектирования профессионального развития управленческих кадров;

развитие чувств собственной значимости, сопричастности другим людям и т. д.

  • Социалъно-средовой фактор, включающий:
    • — осознанное преодоление негативных переживаний, связанных с социальной несправедливостью и недостатком социальной поддержки;
    • — осмысленное знание административных, управленческих и коммуникативных особенностей организации;
    • — качественное знание статусно-ролевых и индивидуальных характеристик специалистов;
    • — учет ролевых конфликтов, ролевой неопределенности, ролевых поведенческих стереотипов, негативных полоролевых установок, несоответствий между полномочиями руководителя и поставленными перед ним задачами;
    • — формирование и повышение социального статуса управляющего;
    • — развитие конструктивного характера профессиональных взаимоотношений;
    • — развитие социально-экономической ситуации в профессиональном коллективе, имиджа и характера профессии руководителя, профессионально пространственной среды.
  • Организационно-деятельностный фактор, включающий:
  • — осознание имеющихся в профессиональной деятельности отклонений, прогнозирование возможных деформаций, изменений деятельности, устранение стереотипов и штампов, освоение приемов преобразования и самостоятельного корректирования состава деятельности;
  • — учет и организация рабочего времени руководителя;
  • — прогнозирование и планирование содержания управленческой деятельности;
  • — формирование высокого качества управления, в том числе распределение и делегирование полномочий подчиненным;
  • — выработка оптимального профессионализма руководителя, в том числе эффективного стиля руководства коллективом, оптимального уровня ответственности, напряжения и объема управленческой деятельности;
  • — выработка высокоэффективных способов отдыха и восстановления физических и психических сил руководителя;
  • — осознание необходимости смены места работы, должности и квалификации руководителя.

Таким образом, человек-профессионал, помимо того, что он эффективен в своей деятельности, может сохранять устойчивую работоспособность в трудных условиях только в том случае, если он здоров морально, психологически и физически. Первыми индикаторами, позволяющими диагностировать угрозу здоровью, являются негативные психические состояния человека. Сохранение и поддержание психического здоровья необходимо для осуществления трудовой деятельности.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой