Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Политическая организация Древней Руси

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На рубеже X—XI вв. Владимир постепенно ликвидировал племенные княжения: археологические исследования показали, что многие племенные центры на рубеже X—XI вв. потеряли прежнее значение, а некоторые из них были уничтожены — так в Древлянской земле вместо сожженного Искоростеня появился княжеский замок Овруч. Стали появляться и новые княжеские «грады» (Смоленск, Туров, Владимир-Волынский, Белгород… Читать ещё >

Политическая организация Древней Руси (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

К началу X в. образовалось единое государство Русь. Но по привычным для нас меркам оно было необычным — являлось территориально-политическим объединением союзов племенных княжений. Границы нового государства, обозначенные на исторических картах, никто не проводил и никто (за исключением опорных сторожевых пунктов) не охранял.

Важным механизмом сохранения контроля над государственной территорией стало полюдье — объезд князем вместе с дружиной подвластных земель с глубокой осени до ранней весны. Полюдье — это не только сбор дани-налога, но и способ управления страной при отсутствии государственного аппарата: во время объезда князь лично разрешал конфликты, вершил суд, улаживал пограничные споры. Но это не означало, что он мог самоуправствовать: в 945 г. произвольный сбор дани в древлянской земле закончился убийством князя Игоря и его приближенных. Как известно из летописи, за него отомстила вдова — властная и мудрая правительница Руси княгиня Ольга (945−957). Из того же рассказа выясняется, что у древлян была своя столица Искоростень, свой верховный князь Мал, а у него — " мужи, иже держаху Деревску землю" . Таким образом, в Древнерусской державе с центром в Киеве под властью первых общерусских князей сохранялись местные племенные структуры, с которыми они должны были считаться. Неслучайно и известные договоры с греками X в. заключались Олегом и Игорем от имени «великих и светлых князей», возглавлявших союзы племенных княжений. Поэтому мудрая княгиня Ольга, победив древлян, провела первую налоговую реформу: утвердила точный размер платежей Киеву — уставы и уроки и создала систему административных центров — погостов, где останавливались князья и княжеские «мужи» для сбора дани и административно-судебного управления.

Весной вместе с собранной данью князь возвращался в Киев. А летом дань вместе с другими товарами грузилась на суда и отправлялась вниз, но Днепру — по «пути из варяг в греки» — в столицу Византийской империи Константинополь. Неслучайно в дошедших до нашего времени договорах Руси с Византией 911 и 944 гг. бо? льшая часть статей посвящена правовому урегулированию торговли русских купцов в империи.

Новый этап развития древнерусской государственности пришелся на время правления на Руси великих князей Владимира Святославича (980−1015) и его сына Ярослава Мудрого (1019- 1054) — эпоху, когда держава Рюриковичей переживала подъем.

При Владимире впервые начинается чеканка своей монеты (златники и сребреники), около 1015 г. Ярославом создается древнейшая часть (Краткая редакция) «Русской Правды» — первого письменного свода законов Древнерусского государства.

На рубеже X—XI вв. Владимир постепенно ликвидировал племенные княжения: археологические исследования показали, что многие племенные центры на рубеже X—XI вв. потеряли прежнее значение, а некоторые из них были уничтожены — так в Древлянской земле вместо сожженного Искоростеня появился княжеский замок Овруч. Стали появляться и новые княжеские «грады» (Смоленск, Туров, Владимир-Волынский, Белгород, Рязань); туда князь стал сажать по «волостям» своих детей в качестве наместников. Например, его сын Ярослав (в будущем Мудрый) отправился сначала в Ростов и здесь, на северо-восточной окраине Руси основал город Ярославль, а затем княжил в Новгороде.

Такой тип государства часто называется раннефеодальной монархией. Однако следует иметь в виду, что Русь X — начала XII вв. была более близка по типу развития к государствам Восточной и Северной Европы — Норвегии, Швеции, Польше, Чехии, Венгрии. От стран Западной Европы эти страны отличались прежде всего отсутствием частной феодальной собственности на землю и преобладанием централизованной эксплуатации свободных крестьян-общинников корпорацией дружинной знати во главе с князем.

Дружина на Руси была главным и всеобъемлющим органом государственной власти и управления. С ней князья и конунги отправлялись в «полюдье» («вейцла» — гощение в Скандинавии). Княжеские старшие дружинники — бояре и младшие — отроки и детские исполняли судебные и административные функции, получая за это часть от дани, пошлин и добычи в военных походах; население должно было кормить их во время исполнения служебных обязанностей в качестве судей и приставов. В X—XII вв. боярином мог стать и умелый воин, и «попов внук», и даже выходец «из племени смердья», т. е. простой общинник-смерд.

В новых городах и замках князь оставлял свои гарнизоны с наместниками (на Руси — посадниками, в Польше и Чехии — «каштелянами», в Венгрии — «ишианами»). Сюда стекалась дань, треть которой шла в пользу наместника и его воинов; здесь вершился суд. Окрестное население — жители княжеских сел — было обязано нс только платить дань, но и выполнять определенные «службы» — повинности: строить крепости, поставлять в них продовольствие, пасти княжеские табуны и т. д. Археолога нашли на Украине остатки больших пекарен, где делали хлеб для княжеских людей; а документы XIV—XV вв. подтверждают, что службы княжеских бобровников, бортников, рыбаков сохранялись и позднее. Поэтому в литературе можно встретить характеристику такого типа государства как дружинного, а отношения власти и подданных — служебной организацией общества.

При этом власть еще нс окончательно «оторвалась» от парода. Одним из освященных временем обычаев были воспетые в преданиях и сказках пиры князя Владимира. В эпоху становления государственности такие застолья были своеобразным общественным институтом — совещанием князя со своей дружиной и «множеством народа», где обсуждались вопросы войны и мира, сбора дани с подвластных земель, принимались послы; в былинах богатыри на пиру вызывались «на службу дальнюю». В торжественной обстановке князь вершил суд, награждал отличившихся, наделял обездоленных, т. е. непосредственно общался с подданными и должным образом реагировал на общественные настроения.

Одним из важных государственных институтов древнерусской государственности было вече, о котором за столетие (997−1097) имеются только несколько летописных упоминаний: «…поведаша на вечи. И реша людьс», «створиша вече», «рече им на вечи». Можно предположить, что это явление пережило за несколько столетий серьезную трансформацию: из архаического высшего органа племенного народного самоуправления оно превратилось в XII- XIII вв. в городской представительный орган. Судя по отрывочным данным, вече играло (особенно во время острых социально-политических конфликтов) важную политическую роль: проводило денежные сборы, решало вопросы обороны, приглашало князей; но его социальный состав не поддается точному определению. При этом вече проявляло себя преимущественно в критических ситуациях; оно могло судить и карать княжеских слуг, но не подменяло собой княжеской власти и нигде, за исключением Новгорода и Пскова, не переросло в постоянную и организованную структуру государственной и правительственной деятельности.

Территория государства Русь рассматривалась как коллективная собственность (домен) правящего великокняжеского рода Рюриковичей, каждый из представителей которого имел право на свою долю власти и доходов. На практике это выражалось в том, что киевские князья Святослав Игоревич (945−972), Владимир Святославич и Ярослав Мудрый выделяли «города» своим детям в «отчину», дробя территорию Руси на «волости» на условиях передачи в Киев части дани с этих земель. При этом княжичи сохраняли наследственное право власти, и в случае смерти кого-либо из них остальные «молодшие» перемещались, занимая все более престижные княжения. После смерти отца, как это было в 972 и 1015−1019 гг., между братьями начиналась борьба за владение киевским «столом», и каждый раз победитель возрождал эту лествичную систему. После смерти Ярослава Мудрого наследники — старшие Ярославичи: Изяслав, Святослав и Всеволод — жили дружно. Но после поражения от половцев в 1068 г. на реке Альте между братьями началась борьба за Киев. На нескольких княжеских съездах-" снемах" они пробовали договориться о принципах разделения «столов», но каждый раз потомки Ярослава Мудрого возобновляли усобицу за новый передел княжений. В итоге договориться удалось только в 1097 г., на съезде в Любече, когда внуки Ярослава — Святополк Изяславич, Владимир Всеволодович Мономах, Василько Ростиславич, Давыд и Олег Святославичи установили новый принцип организации власти: «кождо да держит отчину свою». Отныне княжества отцов — «отчины» должны были передаваться детям — наследникам каждой из княжеских линий. После ухода с политической сцены трех старших Ярославичей киевский престол перешел к сыну Изяслава Святополку. Но он оказался плохим полководцем и корыстолюбивым правителем, и его смерть в 1113 г. послужила сигналом к народному восстанию в Киеве. По просьбам киевлян великим князем киевским стал Владимир Мономах (1113−1125), прославившийся своей многолетней борьбой с половцами. С его именем связано составление нового свода законов — так называемая Пространная редакция «Русской Правды», в которой отразились изменения в социально-политическом развитии Руси. Своим авторитетом и умелой политикой этот князь сумел сохранять мир и относительное единство Руси: его дети управляли такими «волостями», как Переяславль, Смоленск, Суздаль, Новгород, Владимир-Волынский, Туров. Столь же решительно действовал и сын Мономаха Мстислав (1125−1132): по его указу подвластные князья совершили успешный поход на Полоцк, а тамошние князья Всеславичи попали в заточение. Но после смерти Мстислава Великого, с середины 30-х годов XII в., русские земли утрачивают политическое единство и распадаются на фактически суверенные княжества-государства.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой