Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Социально-психологические феномены толпы

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Слух-пугало" выражает предвидение каких-либо неприятностей, негативного развития событий. Этот слух возникает на основе переживаемого людьми страха. Страх, разделенный с большим количеством людей, переживается индивидом легче. Потому люди склонны делиться своими страхами с окружающими, создавая «слухи-пугало». Сюжеты слухов варьируют от просто пессимистических до откровенно панических. Все… Читать ещё >

Социально-психологические феномены толпы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Структура и этапы формирования толпы

Толпа является специфической социальной группой. Как социально-психологическое явление толпа встречается с самых древних времен. Рассмотрим основные черты, характерные для феномена толпы.

Толпа представляет собой скопление большого количества людей на ограниченной площади. Скопление людей имеет границы, которые можно рассмотреть с двух позиций. Первая — степень открытости либо закрытости в зависимости от доступности входа и выхода из толпы. Степень закрытости определяется актуальностью проблемы для собравшихся; легкостью и скоростью распространения информации; интенсивностью и характером распространения слухов в толпе. Вторая — четкость или аморфность границ толпы, которая зависит от степени плотности толпы, связанной с концентрацией внимания толпы к тем вопросам, по поводу которых она возникла; рельефа местности, то есть наличия зданий, ограждений либо, напротив, свободного пространства; количества участников толпы.

Оценка численности толпы имеет большое значение. Хорошо известно, что по количеству людей, пытающихся выйти одновременно из помещения при пожаре, можно спрогнозировать вероятность возникновения паники. X. Джекобе эмпирически определил и проверил формулу для быстрого и оперативного определения численности толпы (Н. Jacobs, 1967). Проанализировав различные скопления людей с помощью фотографий, сделанных с вертолета, он пришел к выводу, что при наиболее высокой плотности толпы на одного человека приходится четыре квадратных фута. Поскольку толпа может быть очень плотной, а может быть и рассеянной, выводятся две формулы:

Социально-психологические феномены толпы.

где Т — численность толпы (человек); Д — длина площади (в футах), на которой собралась толпа; Ш — ширина площади (в футах), на которой собралась толпа.

Эмпирические исследования показали, что оценка численности толпы на глаз отличается крайней неточностью. X. Джекобе утверждает, что предложенная им формула проверена эмпирически и дает оценку с точностью до 20%.

На оценку количества людей в толпе влияет форма толпы и пространственные условия. Трудности вызывает также ситуация, когда состав толпы быстро меняется, и она находится в движении. Возникает также целый ряд социально-психологических вопросов, ответы на которые не ясны. Каково минимальное количество людей, которые уже могут быть носителями психики толпы? Возникнут ли какие-либо новые психологические явления при увеличении толпы до 50 тыс. человек и более. Проводившиеся в этом плане исследования носят несистематизированный характер. Выявлено, например, что для провоцирования массовых беспорядков, в которых в 60-е годы в Западных странах участвовали молодые люди на мотоциклах, было достаточно агрессивных действий со стороны лишь 1% собравшихся рокеров (Рощин, с. 14−15).

Толпа имеет особую форму. Как показывают наблюдения, кинокадры и фотоснимки, все толпы имеют тенденцию приобретать кольцеобразную форму. В толпе наблюдается движение людей от периферии к центру и от центра к периферии. Наиболее активные люди тяготеют к центру толпы, более пассивные стремятся к периферии. В связи с этим выделяется феномен поляризации, заключающийся в сопоставлении плотности скопления людей в центре толпы и относительно разряженной их концентрацией вокруг центра. В США для измерения степени плотности используется процедура, которая заключается в оценке отношения числа людей, внешне проявляющих интерес к целям толпы, к количеству ее участников. Для этого делаются снимки толпы сверху, и на специально построенной радиальной диаграмме отмечается стрелками каждый участник толпы и направленность его движения. Эта процедура весьма трудоемка, по помогает измерить реальный процент активных участников того или иного социального движения (Рощин, с. 14).

Скопление людей кажется однородным, хаотичным, не имеющим четкой структуры. Однако в исследованиях замечено наличие в толпе групп, объединенных личными и условными связями. Группы имеют тенденцию распадаться, могут возникнуть антагонистические группы, что является существенной предпосылкой перехода толпы в состояние агрессивности, Это наиболее опасное состояние толпы, являющееся причиной беспорядков. Структура толпы, тем не менее, имеет тенденцию образовывать гомогенную массу.

Наши наблюдения показывают, что в толпе имеет место элементарная ролевая дифференциация. Люди в толпе могут выполнять следующие роли: 1) зачинщики или организаторы толпы; 2) агрессоры — наиболее активно и агрессивно действующие члены толпы; 3) последователи — люди, подражающие агрессорам; 4) любопытные, попавшие в толпу в силу своей ориентировочной реакции; 5) обыватели —люди, попавшие в толпу случайно. Как правило, агрессоры являются индукторами заражения настроениями, внушения идеями, подражания действиями. Статусные позиции в толпе также можно дифференцировать. Наивысший статус имеет вождь, лидер толпы. Затем следует свита вождя, охранники, все остальные члены толпы.

Большое скопление людей испытывает потребность в вожде. При отсутствии вождя толпа более склонна к панике, агрессии, чем к геройству. Чтобы быть вождем толпы необходимо иметь высокую чувствительность, чтобы мгновенно ощущать настроения толпы. В толпе наиболее ярко проявляется феномен диспозиционной атрибуции. Этот феномен заключается в приписывании личностных качеств и мотивов поведения одним человеком другому. В результате толпа приписывает своему вождю такие качества, как выдающийся ум, знание цели, предвидение последствий. Поэтому вождь толпы должен очень внимательно следить за сохранением своего имиджа. Любовь толпы неустойчива. Любое ослабление воли вождя может привести к тому, что он легко превратится в антивождя, которого толпа обвинит во всех грехах и провалах и будет к нему наиболее агрессивной.

Анонимность людей в толпе является одним из тех факторов, которые придают людям силу и чувство безответственности, безнаказанности. Снятие запретов, как внутренних, так и внешних, на дозволенность любого поведения позволяет «человеку толпы» дать полный выход своим эмоциям. Эйфория, которая сопровождает эту эмоциональную разрядку, как считал В. М. Бехтерев, вводит человека в состояние близкое к гипнотическому.

Только в толпе возникает такое явление, как деиндивидуализация. Д. Майерс отмечает, что когда ослабевает чувство ответственности, то и нормативный контроль поведения становится низким. Деиндивидуализация — это утрата самосознания и боязни оценки. Она возникает в ситуациях, которые обеспечивают человеку анонимность и не концентрируют внимание на поведении отдельного индивида. Результатом деиндивидуализации являются действия, варьирующиеся от легкого нарушения запретов до импульсивного самовыражения и даже до разрушительных социальных актов (групповой вандализм, уличные беспорядки, линчевание). Д. Майерс называет три условия, при которых возникает деиндивидуализация: большая группа (толпа); темнота и обеспечение физической анонимности индивида.

Рассмотрим этапы формирования толпы. Изучение условий, способствующих возникновению толпы, очень важно для разработки мер профилактики противоправного поведения толпы и способов конструктивного воздействия на толпу. Толпа образуется не случайно, нужен внешний повод, «первотолчок». Поводом образования толпы чаще всего служит ограничение людей в чем-либо. Это может быть дефицит товара, ограниченность доступа к информации, власти, ограниченность входа в метро и т. д. Охарактеризовать толпу можно таким термином математики, как нечеткое множество, описывающее открытые, размытые границы множества, свободу входа и выхода. Толпа все время пульсирует, состав ее постоянно меняется, но ее сущностные социально-психологические характеристики остаются неизменными. Этапы возникновения и функционирования любой толпы можно схематично обрисовать следующим образом. Первый этап — возникновение повода, связанного с ограничением ресурсов, прав, свобод, информации и пр. Второй этап — возникновение сомнений в истинности официальной информации, появление тревожных слухов, провоцирующих людей выйти на площадь и добиваться своих прав массово и сплоченно. Третий этап — собирание людей на площади и интенсивный обмен информацией и эмоциями. Четвертый этап — появление лидера толпы, его выступление, что сопровождается довольно часто подъемом эмоционального возбуждения толпы, повторением лозунгов и движений лидера. Пятый этап — противопоставление лидером когнитивных категорий «мы-они» (например, «мы» —народ, «они» — власть), создание образа врага. Шестой этап — активизация толпы лидером, определение направления действий. Седьмой этап — групповой эксцесс, активные, часто агрессивные, действия толпы. Групповой эксцесс начинают зачинщики, наиболее энергично им подражают агрессоры, а затем и последователи. Таким образом, заражение общим настроением и подражательный характер действий собственно и составляют динамику толпы.

Следует отметить, что особым феноменом толпы являются слухи. Американский социолог Н. Смелзер говорил о слухе как самом распространенном типе информации в толпе. Слух — это не точная и достоверная информация, а многократная интерпретация какойлибо информации. В толпе слухи — основное средство коммуникации. Они придают значение ситуации, которую люди не понимают. Слухи в известном смысле помогают людям каким-то образом подготовиться к действиям. Толпа и коммуникация посредством неофициальной информации составляют главные элементы порождения слухов (Смелзер, 1994, с. 585).

Г. Г. Почепцов выделяет такие характеристики слухов, как а) слух подается как информация, соответствующая действительности; б) слух —это эмоционально окрашенная информация, поскольку в толпе только такой тип сообщений служит мощным средством воздействия (Почепцов, 2000, с. 488). Слухи, циркулирующие в толпе, призваны воздействовать на эмоциональное состояние людей, возбуждать либо успокаивать эмоции. Слухи не вызывают долговременных раздумий, рассуждений. Они способствуют краткосрочному всплеску эмоций. К. Г. Юнг считал, что слух является проявлением коллективного бессознательного (Юнг, 1991).

А. С. Ахиезер соотносит возникновение слухов со стремлением массового сознания освоить инновации на основе своей культуры, постоянно стабилизировать картину мира и переводить ее в действия. Слухи, по его мнению, это постоянно действующая система интерпретаций событий массовым сознанием в соответствии с исторически сложившимся менталитетом. Слухи — неофициальная форма связи в большом обществе, постоянный процесс интерпретации событий. «Это тайный шепот широких масс», формирующий духовную атмосферу в обществе. Против «тайного шепота» бессильны как средства массовой информации, так и система идеологического давления (по: Дмитриев, 1995).

Г. Оллпорт и Л. Постмэн сформулировали закономерность, согласно которой интенсивность слухов (вероятность возникновения, скорость и размах распространения, влияние на поведение толпы) является функцией, производной от степени заинтересованности людей в предмете слуха и уровня неопределенности имеющейся информации по интересующему людей вопросу. Для возникновения слухов необходимо, чтобы данное событие было достаточно важным, происходило в ситуации, беспокоящей людей, представляющей угрозу для их безопасности. Информация, передающаяся в виде слухов не ясна и не доступна для проверки. Г. Оллпорт сформулировал «закон возникновения слухов»: слух есть функция информации о важности события, помноженной на ее двусмысленность.

Социально-психологические феномены толпы.

где С — информация, полученная в виде слуха; В — важность события, заинтересованность людей в получении информации по поводу данного события; Д — двусмысленность и недостоверность информации; f—функция.

Г. Оллпорт и Л. Постмэн также пришли к заключению, что в процессе передачи слухов используются два параллельных способа искажения информации. Во-первых, слухи становятся более лаконичными, краткими, могут передаваться в виде афоризма, легко понимаемого и передаваемого, информация становится конкретнее, эмоциональнее, утрачивает точность. Во-вторых, обеднение информации сопровождается некоторыми преувеличениями. Фраза становится короче, но выраженная в ней угроза усиливается, первоначальные цифры возрастают, время развития события увеличивается и пр. (Allport, Postman, 1947). Склонность к распространению слухов встречается, в основном, у людей с сильной внушаемостью. Чем нелепее и проще слух, тем больше у него шансов на успех распространения в толпе.

Феномен распространения слухов стал объектом исследования психологов нашей страны в начале XX в. Во время Первой мировой войны и последовавшей за ней революции общественное мнение формировалось и распространялось на основе слухов. Слух о том, что сама царица является немецкой шпионкой, слух о других германских шпионах, привезенных в Россию в опломбированном вагоне, слухи о скором крахе большевиков были наиболее распространенными в то неспокойное время. Подобные слухи показывали заинтересованность людей в том или ином событии, но в то же время свидетельствовали о дефиците информации.

Удивительные слухи появлялись также на страницах газет. Например, в 1922;1923 гг. в печати подробно обсуждались домыслы о скором конце света в связи с падением крупного метеорита на территории России. Крымское землетрясение 1927 года породило слух о том, что полуостров Крым полностью опустился в Черное море.

Ю. А. Шерковин и А. П. Назаретян называют несколько признаков того, что информация утратила достоверность и имеет вид слуха. Во-первых, слух является феноменом межличностной коммуникации. Считается, что средства массовой информации не распространяют слухов. Однако это не так. На страницах газет часто появляется непроверенная информация о НЛО, снежном человеке, чудовище в шотландском озере Лох-Несс. Слух, передаваемый средствами массовой информации, принято называть «уткой». Но собственно о слухе можно говорить, когда подобная «утка» обсуждается и распространяется людьми в процессе межличностного непосредственного общения. Во-вторых, слух —это информационное сообщение о вымышленных событиях, не предполагающее достоверности сообщаемых сведений. Часто даже реальные факты, ставшие сюжетом слухов, искажаются до неузнаваемости. Третьим признаком слуха является то, что передаваемая информация эмоционально значима для аудитории. Таким образом, под слухами понимаются процессы межличностного общения, в ходе которого эмоционально значимый сюжет становится достоянием обширной и рассредоточенной аудитории. Своевременное выявление эмоциональной насыщенности слуха, определение границ его распространения, интенсивности циркуляции может помочь вынести суждение о доминирующих настроениях в конкретной социальной общности. Сам факт появления слуха, стихийно возникшего или преднамеренно распространяемого, свидетельствует о том, что существует интерес людей к данной социальной проблеме. Причем этот интерес не удовлетворяется средствами массовой информации.

Ю. А. Шерковин и А. П. Назаретян называют несколько критериев, по которым можно классифицировать слухи. Первым критерием служит уровень циркуляции слухов. Существуют слухи локальные, циркулирующие внутри небольшой социальной общности (например, слух об отключении горячей воды в районе на долгое время); слухи региональные, охватывающие определенный географический регион (например, слух о повышении цен на бензин на Севере нашей страны); слухи национальные, захватывающие большинство представителей этноса (например, слух о царице-шпионке, жене Николая Второго); слухи межнациональные (например, слух о ядерном вооружении Ирака).

Типология слухов.

Рис. 18. Типология слухов.

Вторым критерием классификации слухов они называют тип эмоциональных состояний, вызываемых сюжетом информации и ее эмоциональной насыщенностью. Так различают три типа слухов: «слух-желание», «слух-пугало» и «слух-агрессия».

«Слух-желание» является попыткой выдать желаемое за действительное. Он возникает в том случае, когда реальность входит в противоречие с витальными потребностями людей. Например, в середине XVIII в. в среде русских крестьян возник слух о том, что все солдаты, участвующие в Крымской компании, будут освобождены от крепостного права. В результате возникло массовое движение, когда крестьяне добровольно записывались в армию. Подобные слухи отражали страстное стремление русских крестьян к свободе и в то же время веру в доброго царя-батюшку. Другим ярким примером «слуха-желания» является информация, распространившаяся в дни переворота в Чили в сентябре 1973 г. В условиях крайней неопределенности по всей стране разнеслась весть о том, что бригада под командованием прогрессивно настроенного лейтенанта Карлоса Пратса, сохранившая верность президенту Альенде, движется к столице, при этом множество добровольцев присоединяются к ней. Эта информация была подхвачена зарубежными информационными агентствами и распространилась по всему миру. К сожалению, информация оказалась недостоверной. Ю. А. Шерковин и А. П. Назаретян делают вывод о том, что «слухжелание» не является безобидным феноменом, каким может показаться на первый взгляд. Пробужденные этим слухом ожидания не исполняются, что приводит к фрустрации, которая, как известно, способна порождать агрессию, или апатию, нарушая нормальное функционирование социальных общностей (Шерковин, Назаретян, 1984, с. 44−45).

«Слух-пугало» выражает предвидение каких-либо неприятностей, негативного развития событий. Этот слух возникает на основе переживаемого людьми страха. Страх, разделенный с большим количеством людей, переживается индивидом легче. Потому люди склонны делиться своими страхами с окружающими, создавая «слухи-пугало». Сюжеты слухов варьируют от просто пессимистических до откровенно панических. Все россияне помнят, что после взрывов жилых домов в 1999 году в Москве и Волгодонске, постоянно возникали панические слухи о заложенной в подвале их дома тротиловой бомбе. Интересно, что порой в слухах содержится достоверная информация. Так, распространявшиеся в августе 1998 года слухи об экономическом кризисе в нашей стране, оказались достоверными. При этом официальные источники информации твердо отвергали подобное развитие событий. Соответственно доверие населения страны к власти было сильно подорвано.

«Слух-агрессия» основан на этническом, расовом, гендерном или ином предрассудке и выражается в проявлении крайне негативного отношения к представителям той или иной общности. Например, в 20-е годы XX века в среде крестьян, особенно в мусульманских регионах, циркулировал «слух-пугало» о том, что большевики в колхозах не только коллективизируют весь скот, но и заставят «всех мужчин и женщин спать под одним большим одеялом». Эти слухи привели к активному сопротивлению со стороны крестьян политике коллективизации. «Слухи-агрессии» имели в то время весьма причудливые сюжеты.

Третий критерий — информационный, оценивающий достоверность слухов, степень соответствия сообщаемой в слухе информации реальным фактам. Соответственно выделяют четыре типа слухов:

  • 1. Абсолютно недостоверные слухи.
  • 2. Недостоверные слухи с элементами правдоподобия.
  • 3. Правдоподобные слухи, отражающие реальные факты, но не подтвержденные в средствах массовой информации.
  • 4. Достоверные слухи с элементами неправдоподобия.

Установлена следующая закономерность: с одной стороны, в процессе распространения слуха информация, заложенная в нем, изменяется, трансформируется, что снижает степень ее достоверности; с другой стороны, достоверность информации повышается, если сюжеты слухов стимулируют развитие событий. Например, эта тенденция отмечалась в ходе наблюдения за подготовкой политических переворотов в ряде стран Латинской Америки. Слухи о грядущем перевороте, порождающие у населения ощущения неопределенности, нервозности, в большинстве случаев оказались достоверными (Шерковин, Назаретян, 1984, с. 46).

Ю. А. Шерковин и А. П. Назаретян называют три тенденции в изменении информации, заложенной в слухе: сглаживание, заострение и адаптация. Тенденция сглаживания информации состоит в том, что сюжет слуха становится короче за счет исчезновения той информации, которая кажется аудитории несущественной. Тенденция заострения состоит в увеличении масштабов тех деталей, которые представляются существенными, например, количество жертв, степень достигнутых успехов и пр. Тенденция адаптации информации проявляется в приспособлении информации к доминирующей в аудитории модели мира, к ее этнической и социокультурной специфике.

Циркуляция слухов облегчает межличностные контакты, снижает эмоциональное напряжение в толпе посредством механизма идентификации (не только мне, но и всем плохо), удовлетворяет потребность в ярких впечатлениях. Т. Шибутани связывал возникновение слухов со степенью эффективности неофициальных каналов информации. Слухи, по его мнению, это дополнение «доверительными сообщениями» неформальной сети коммуникации. На базе социальных взаимоотношений, сформированных на личной основе, создаются неформальные каналы информации. Доверие к источникам неофициальной информации основано на их честности, надежности, близости к официальному источнику (Шибутани, 1998).

Четвертый критерий — источник возникновения слухов. Соответственно, выделяют стихийно возникающие и умышленно фабрикуемые слухи.

Пятый критерий — сила влияния слуха на психику и массовое поведение. Выделяют три типа: 1) слухи, возбуждающие общественное мнение; 2) слухи, вызывающие антиобщественное поведение; 3) слухи, разрушающие социальные связи, ведущие к массовым беспорядкам, агрессии, вандализму (см. Дмитриев, 1995, с. 5- и).

Для разработки профилактических мероприятий А. П. Назаретян предлагает создать слухоустойчивую среду, которая предполагает высокую оперативность и систематичность официальных сообщений, высокую степень достоверности сообщений, систематическую и хорошо отлаженную обратную связь между источником информации и аудиторией. (Назаретян, 2001, с. 83−84).

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой