Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Экономическое районирование России

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Г. — настоящее время. В связи с делением на федеральные округа в 2000 г. возникло еще одно звено экономического районирования. Таким образом, современное экономическое районирование включает четыре основных звена (таксономические единицы): федеральные округа; основные (крупные) экономические районы; районы среднего звена — края, области, республики (субъекты федерации); низовые районы… Читать ещё >

Экономическое районирование России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

История развития территориального управления в России характеризуется активным использованием методов экономического районирования. Повышение управляемости территории крупнейшего государства мира остается актуальной проблемой современности, которая осложняется природной, демографической, социально-экономической дифференциацией отдельных ее территорий.

Точки зрения на понятие «район» различны. Из множества определений можно выделить общие признаки: район — это инструмент территориального анализа, учетно-статистическая единица, территория для планирования и управления. Процесс районирования отличается постановкой цели. Целей районирования может быть много, и каждой из них соответствует свой подход и особая сетка или система районов. Выбор методов районирования (картографический, статистический, математический, комплексный и др.) зависит главным образом от целей, объема и качества информации.

В соответствии с доминирующим признаком (критерием), лежащим в основе районирования, выделяют различные его типы (виды, способы и т. д.). К возможным видам районирования относятся административное, экономическое, плановое, потенциальное, уникальное, микрорайонирование (табл. 8.1).

В экономико-географической науке существуют и другие подходы к классификации районов и видов районирования. Например, по Дж. Фридману различают:

  • районы-ядра — центральные развитые районы;
  • растущие районы — периферийные районы, которым соседство с районами-ядрами дает стимулы для роста и развития;
  • пионерные районы (районы нового освоения) — районы, где осваиваются и заселяются ранее труднодоступные земли;
  • депрессивные районы — районы со старыми поселениями, стагнирующим сельским хозяйством и промышленностью, обостренными социально-экономическими проблемами (безработицей, снижением уровня жизни);
  • районы с дискомфортными условиями проживания — территории, характеризующиеся совокупностью природно-климатических, географических, социально-экономических и медико-биологических факторов, оказывающих неблагоприятное воздействие на человека;

Таблица 8.1

Районирование территории России (теория и практика)

Типы районирования (критерии выделения районов)

Краткая характеристика

Административное (административнотерриториальное деление государства).

Использование для регионального управления системы административнотерриториального деления. В пользу данного тина районирования приводятся два аргумента: наличие существующих организационных структур управления; сбор и обобщение статистической информации в соответствии с официальным делением государства.

Экономическое (территориальное разделение труда).

Создание новых территориальных единиц — экономических районов (без отмены прежней системы территориального деления) для совершенствования управления.

Плановое или программное (разработка и реализация программ развития совокупности административных единиц).

Объединение административных единиц путем комбинации в таксономические звенья. Необходимые условия: присутствие регионального полюса развития, развитый экономический потенциал одной из отраслей экономики национального значения, географическая общность территории.

Потенциальное (региональные различия экономического и социального развития).

Районирование на основе анализа потенциалов развития отдельных локализованных территорий.

Уникальное (разработка и реализация программ развития административной единицы).

Выделение индивидуальных территориальных ячеек, для которых осуществляются особые программы (проектные районы, возникающие вокруг крупных новостроек и проблемные районы, характеризующиеся крайне низким уровнем развития).

Экономическое микрорайонирование (разработка и реализация программ развития первичных таксонов).

Детальное низовое экономическое районирование, выделение первичных экономических районов. Эти районы можно охарактеризовать как наименьшую территориальную ячейку, для которой есть объективная потребность составлять программу развития или учитывать себя в качестве звена в программе развития крупного района.

стагнирующие районы — районы, темпы развития в которых равны нулю или имеют отрицательное значение.

Существует модель " центр — периферия", отражающая политику регионального развития и предусматривающая взаимодействие центральных и периферийных районов, а также доминирование центра.

Экономико-географические особенности России влияли на ее территориальную организацию.

В 1708 г. согласно реформе Петра I страна была поделена на восемь губерний: Петербургскую, Московскую, Архангельскую, Смоленскую, Киевскую, Казанскую, Азовскую, Сибирскую.

В период царствования Екатерины II число губерний возросло до 40, а к концу ее правления — до 60. На окраинных территориях были созданы военизированные органы управления — генерал-губернаторства: Варшавское, Иркутское, Киевское, Финляндское, Туркестанское и т. д.

Перед революцией 1917 г. в России насчитывалось 68 губерний, восемь генерал-губернаторств и одно наместничество.

В теории экономического районирования одними из первых были труды X. А. Чеботарева (Географическое методическое описание Российской империи, 1776), который выделил северные, южные, восточные и западные губернии Российской империи, положив в основу этого деления их географическое положение.

К концу XVIII в. относится работа С. И. Плещеева (Обозрение Российской империи, 1786), содержащая описание трех полос России: северной, средней и «полуденной» .

Работы в области районирования были написаны в середине XIX в. ?. П. Огаревым, П. И. Пестелем, ?. М. Муравьевым, К. И. Арсеньевым.

Особого внимания заслуживает работа ?. П. Огарева «Опыт статистического распределения Российской империи» (1847), в которой раскрываются методологические вопросы экономического районирования.

Во второй половине XIX в. идеи районирования развиваются в трудах В. Б. Семенова, Д. И. Менделеева. В 1893 г. Д. И. Менделеев разделил Россию на 14 краев и в основу этого деления положил наряду с природными факторами уровень развития промышленности с учетом топливных и сырьевых ресурсов.

В послереформенный период 1861—1917 гг. развиваются идеи формирования рыночного механизма в стране. В условиях царской России опыты районирования территории имели в основном теоретическое, а не практическое значение.

На каждом из обозначенных этапов районы выделялись по одному или нескольким системообразующим признакам:

  • — экономической специализации различных частей страны;
  • — характеру экономических связей;
  • — национальным особенностям территории;
  • — географическим особенностям (ландшафт, климат, обеспеченность различными ресурсами и прежде всего минеральными и водными).

Отметим наиболее значимые для развития территориального управления особенности этапов районирования: 1920−1931; 1957−1964; 1991−2000 гг.; 2000 г. — настоящее время. Они характеризуются революционными формами развития, созданием экономического и программного районирования, сочетанием отраслевого и территориального управления.

1920−1931 гг. Главный системообразующий признак, использованный в районировании Госпланом — возможность административных единиц самостоятельно управлять экономикой. Это обеспечивалось следующими факторами: наличием единой минерально-сырьевой базы района; функционированием сети железных и шоссейных дорог; относительной экономической замкнутостью экономики района; наличием квалифицированных работников с учетом экономической специализации области.

В числе важнейших задач управления крупными областями были:

  • — таможенная политика:
  • — денежное обращение и государственные кредиты;
  • — управление магистральной сетью железных дорог;
  • — морские перевозки и хозяйство крупнейших портов;
  • — сеть электропередачи и государственных районных электросетей;
  • — владение недрами земли и выдача лицензий на их разработку;
  • — разработка законодательных документов.
  • 1957−1964 гг. Управление экономикой через Советы народного хозяйства имело и положительные и отрицательные черты.

Положительные черты. Впервые в экономике Советской России органы управления были максимально приближены к объектам управления.

Между СНХ как органами управления и предприятиями в этот период нс было промежуточных управленческих звеньев. Благодаря этому ускорялись движение управленческой информации, а также процесс согласования различных вопросов, связанных с новым строительством (размещением производительных сил). Появилась возможность эффективно кооперировать разные производства, относимые к различным отраслям хозяйства, на территории одного района в единое целое, т. е. создать в границах района цельные системные производственные образования — территориальнопроизводственные системы. Во имя кооперации хозяйственных объектов разных отраслей СНХ занялись комплексированием производства. СНХ вследствие своей близости к предприятиям района могли более эффективно решать вопросы их снабжения материальными и трудовыми ресурсами, подготовки новых кадров.

Недостатки. В системе управления экономикой до 1957 г., т. е. когда оно осуществлялось посредством министерств, при них создавались специальные подразделения отраслевой специализации — главные научно-технические управления. Их основной функцией было внедрение научно-технических разработок, т. е. поддержание на должном уровне научно-технического прогресса отрасли. После ликвидации министерств были реформированы и эти управления. Функция поддержания НТП на высоком уровне автоматически перешла к СНХ. Размещение производительных сил страны велось до 1957 г. по определенной схеме. Предприятия конкретной отрасли не группировались в границах какой-либо одной территории, а наоборот, более или менее равномерно распределялись по региону. Например, авиазаводы СССР были построены так, один — в Литве, два — на Украине, два — в Москве, один — в Казани, один — в Ульяновске и т. д. После 1957 г. каждый из этих заводов оказался в разных экономических административных районах. Существовавший прежде обмен технологиями, кадрами, дефицитными видами сырья, научными достижениями был уже невозможен. В ряде крупных СНХ (например, Центральном и Северо-Западном) некоторые возможности для грамотного руководства техническим прогрессом имелись, но в большинстве Совнархозов это стало невозможным. Технический прогресс, темпы его развития по сравнению с развитыми экономическими странами начали отставать. Этот фактор стал определяющим и способствовал ликвидации СНХ в 1965 г.

Несмотря на явные недостатки в системе управления производительными силами в этот период, обнаружилась следующая особенность: в тех районах, где границы экономического административного района совпадали с границей административной (например, с границами какой-либо автономной республики), обнаружилась способность к системному развитию производительных сил. В этих регионах стали создаваться комплексно-организованные хозяйственные системы, действительно «хозяйственные комплексы». Именно в это время впервые в мире стал формироваться специальный раздел экономической теории — теория территориально-производственных комплексов.

Основа теории ТПК была заложена еще в 1930;х гг. в трудах ?. Н. Колосовского. В своей работе «Теория экономического районирования» ?. Н. Колосовский описал восемь устойчиво повторяющихся совокупностей производственных процессов, являющихся основой для выделения крупных экономических районов и экономических подрайонов: пирометаллургический цикл черных металлов; пирометаллургический цикл цветных металлов; нефтеэнергохимический цикл; гидроэнергетический цикл; совокупность циклов перерабатывающей индустрии; лесоэнергетический цикл; индустриально-аграрный цикл; гидромелиоративный цикл.

Согласно теории энергопроизводственных циклов территорию страны можно было разделить на экономические районы, образованные по производственным признакам и представляющие в совокупности законченную систему региональных сочетаний производительных сил.

Преимущественно территориальное управление в этот период способствовало комплексной организации производительных сил и формированию территориально-производственных комплексов. В то же время экономико-географическое «пространство» СНХ не всегда совпадало с границами формирующихся ТПК. Например, существенной особенностью ТиманоПечорского ТПК было его размещение на двух смежных территориях: Ненецкого автономного округа Архангельской области и Коми АССР. Оптимальным путем разрешения возникших противоречий между состоянием отношений управления и развитием производительных сил региона могло бы стать создание новой правовой основы, которая позволила бы рассматривать территорию этих административных единиц как единое целое с точки зрения управления. Рассмотренный пример вполне отчетливо показывает противоположность, порождаемую местническими и ведомственными взглядами на экономику административно-территориальных единиц, зону влияния промышленных и производственных объединений. Суть этой противоположности заключается в следующем: за комплексное развитие подведомственной территории отвечали соответствующие исполкомы Архангельской области и Коми АССР, предприятия же зачастую были подчинены одной отрасли, например газодобывающей. Финансирование программы развития социальной инфраструктуры возлагалось в основном на одну отрасль, а осваивали материально-финансовые ресурсы разные ведомства, административно подчиненные центрам управления в Сыктывкаре, Архангельске, Москве.

Одним из возможных путей решения проблемы административной разобщенности территории Коми АССР и Ненецкого автономного округа в те годы могло стать их слияние. В качестве аргументов хозяйственного объединения приводились следующие: на смежных территориях Коми АССР и Ненецкого округа вырос Печорский угольный бассейн; Печорская железная дорога соединила удобным и регулярно действующим путем Ненецкий округ с Коми АССР, республика и округ имеют сходные природные ресурсы; лесозаготовки бассейна Печоры в значительной степени связаны с лесопилением Нарьян-Мара и т. д. Исходя из этих аргументов, ученые научного центра Коми предлагали включить Ненецкий автономный округ в экономический административный район Коми.

Утверждение в 1963 г. состава основных экономических районов и ликвидация СНХ в 1964 г. создали предпосылки для развития экономики по иному пути. Разделение всего территориального пространства на экономические районы преследовало такие цели, как улучшение планирования и управления социальноэкономическим развитием района, оформление целостной системы административно — территориального деления, национальное размежевание (в отношении республик).

  • 1991−2000 гг. С ослаблением степени централизации управления в России вертикальное управленческое воздействие через экономические районы в этот период утратило свое значение.
  • 2000 г. — настоящее время. В связи с делением на федеральные округа в 2000 г. возникло еще одно звено экономического районирования. Таким образом, современное экономическое районирование включает четыре основных звена (таксономические единицы): федеральные округа; основные (крупные) экономические районы; районы среднего звена — края, области, республики (субъекты федерации); низовые районы — административно-хозяйственные районы, городские и сельские районы, муниципальные образования. В качестве особых экономических районов выступают ассоциации экономического взаимодействия регионов — субъектов Федерации.

Учитывая приведенные выше признаки экономического района, те территориальные образования, которые в СССР и России было принято называть экономическими районами, на самом деле таковыми не являлись, так как не имели соответствующих органов экономического управления. Созданная в 2000 г. система федеральных округов полностью соответствует определению экономического района.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой