Систематизация и содержание финансовых планов (бюджетов)
Ожидаемое сальдо денежных средств на конец планируемого квартала (месяца) сравнивают с их минимальной величиной, которая должна поддерживаться корпорацией. Если ожидаемое сальдо меньше минимальной суммы денежных средств, то возникает дефицит денежной наличности, покрываемый за счет банковского или коммерческого кредита. Минимальная сумма денежных средств в примере из табл. 11.4 установлена… Читать ещё >
Систематизация и содержание финансовых планов (бюджетов) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Бюджет — финансовый план, составляемый, как правило, на один год с разбивкой на полугодие, квартал и месяц, отражающий поступление и расходование средств по текущей, инвестиционной и финансовой деятельности корпорации.
Бюджетирование — процесс разработки плановых бюджетов (смет), объединяющих планы менеджмента корпорации, и в первую очередь производственные и маркетинговые планы.
Цель бюджетирования — обеспечение воспроизводственного процесса необходимыми денежными ресурсами в общем объеме и по структурным подразделениям (цехам, отделам, службам и т. д.).
Система бюджетирования в корпорации состоит из двух подсистем:
- • бюджетов структурных подразделений (филиалов), составляемых по центрам финансовой ответственности;
- • сквозного бюджета, характеризующего деятельность корпорации в целом.
Центр финансовой ответственности (ЦФО) — это набор статей бюджета предприятия (объединенных по общему признаку), за планирование и выполнение которого несет ответственность один из менеджеров корпорации или руководитель (менеджер) структурного подразделения (филиала).
В состав ЦФО включают:
- • профит-центр, деятельность которого связана с подразделениями, генерирующими прибыль (например, цех с законченным циклом производства готового продукта, транспортный цех);
- • центр затрат, деятельность которого связана со структурными подразделениями, не приносящими прибыль (например, отделы снабжения и комплектации, вспомогательные и обслуживающие хозяйства);
- • венчур-центр, деятельность которого связана с подразделениями, от которых ожидают прибыль в будущем;
- • центр инвестиций, деятельность которого связана с осуществлением капиталовложений (отдел капитального строительства) и др.
С позиции корпоративных финансов бюджеты подразделяют также на операционные и финансовые. Операционный бюджет — это бюджет доходов и расходов, базой для разработки которого служат более частные бюджеты: продажи товаров, производства, закупок материальных ресурсов, общепроизводственных и общехозяйственных расходов, налоговый и др. Финансовый бюджет состоит из бюджета движения денежных средств и прогнозного баланса активов и пассивов (бюджета по балансовому листу).
Составление бюджета доходов и расходов является отправной точкой процесса сквозного бюджетирования в любой корпорации. Этот бюджет представляет собой расчетную оценку доходов и расходов, а также их структуру на предстоящий период.
Доходную и расходную части бюджета исчисляют отдельно, а затем сводят в единую таблицу. Доходную часть бюджета разделяют на три составляющие: доходы от реализации продукции (работ, услуг); доходы от прочей текущей деятельности и доходы по финансовой деятельности. Расходная часть состоит из текущих расходов, связанных с производством и сбытом продукции; расходов на выплату налогов и страховых взносов; расходов по финансовой деятельности. Примерная форма бюджета доходов и расходов в корпорации приведена в табл. 11.3.
Таблица 11.3
Бюджет доходов и расходов в корпорации на предстоящий год
Доходная часть бюджета. | Расходная часть бюджета. | ||
показатель. | сумма, тыс. руб. | показатель. | сумма, тыс. руб. |
1. Выручка (нетто) от реализации продукции. | 204 720. | 1. Текущие (операционные) расходы, в том числе: | 100 320. |
2. Прочие доходы от текущей деятельности. | приобретение сырья и материалов. | 35 110. | |
3. Остатки денежных средств на счетах в банках на начало расчетного периода. | расходы на производство продукции. | 50 160. | |
расходы на реализацию готовой продукции. | 10 030. | ||
управленческие и прочие расходы. | |||
2. Обязательные платежи в бюджет. | 46 704. | ||
4. Доходы от внереализационных операций. | 3. Страховые взносы. | 14 136. | |
5. Доходы от финансовой деятельности, из них: | 18 720. | 4. Погашение банковских кредитов (включая уплату процентов). | 12 960. |
долгосрочные кредиты банков. | 15 120. | 5. Отчисления в корпоративные денежные фонды. | 45 600. |
поступления по депозитным сертификатам. | |||
прочие поступления. | 6. Пополнение оборотного капитала. | 12 000. | |
7. Прочие расходы. | |||
Всего доходов. | 232 520. | Всего расходов. | 232 520. |
Дефицит бюджета. | -. | ||
Профицит бюджета. | -. |
Важно отметить, что пересмотр бюджета доходов и расходов возможен в случаях:
- • его дефицита (превышения расходов над доходами);
- • если плановая рентабельность продаж и собственного капитала (отношение профита бюджета к объему продаж и собственному капиталу) находится, по мнению руководства, на недостаточном уровне, что не позволяет в полной мере реализовать эффект финансового рычага.
Концентрация всех видов планируемых денежных потоков получает отражение в специальном плановом документе — бюджете движения денежных средств. Основная цель разработки этого бюджета — прогнозирование во времени и пространстве денежных потоков корпорации в разрезе отдельных видов деятельности и центров финансовой ответственности и обеспечение платежеспособности на приемлемом уровне (исключение кассовых разрывов) в течение планового периода.
В более широкой интерпретации назначение бюджета движения денежных средств состоит в следующем:
- • обеспечение платежеспособности корпорации;
- • анализ взаимосвязи полученного финансового результата и изменения величины денежных средств;
- • проведение эффективной политики в области привлечения заемных средств;
- • выявление размеров и контроль динамики положительного и отрицательного сальдо денежных средств по корпорации в целом и по каждому центру финансовой ответственности;
- • осуществление учета, анализа, планирования и контроля денежных потоков корпорации в целом и образующих ее бизнес-единиц.
Прогнозирование параметров бюджета движения денежных средств выполняют в следующей последовательности:
- • прогнозирование денежных поступлений;
- • прогнозирование оттока денежных средств;
- • вычисление чистого денежного потока (резерва денежной наличности);
- • определение общей потребности в краткосрочном финансировании на конец прогнозного периода (в случае отрицательного или недостаточного сальдо денежного потока).
В бюджете движения денежных средств обязательно должна быть представлена информация по видам деятельности, а также в разрезе бизнес-центров, венчур-центров и центров-расходов. Для разработки этого бюджета используют информацию, полученную ранее при составлении бюджета доходов и расходов и расчетов к нему. Примерная форма бюджета движения денежных средств приведена в табл. 11.4.
Таблица 11.4
Бюджет движения денежных средств корпорации на предстоящий квартал
Приток денежных средств. | Отток денежных средств. | |||
показатель. | сумма, тыс. руб•. | показатель. | сумма, тыс. руб. | |
1. Текущая деятельность: | 1. Текущая деятельность: | |||
• выручка от реализации продукции. | 51 180. | • приобретение сырья и материалов. | ||
• прочие доходы от текущей деятельности. | • расходы на производство продукции. | 12 540. | ||
• расходы на реализацию продукции. | ||||
• доходы от внереализационных операций. | ||||
• управленческие и прочие расходы. | ||||
• обязательные платежи в бюджет. | 11 676. | |||
• страховые взносы. | ||||
Итого поступлений. | 53 250. | Итого выплат. | 40 290. | |
2. Инвестиционная деятельность: | 2. Инвестиционная деятельность: | |||
продажа основных средств. | приобретение оборудования. | 11 400. | ||
Итого поступлений. | Итого выплат. | 11 400. | ||
3. Финансовая деятельность: | 3. Финансовая деятельность: | |||
• краткосрочные кредиты банков. | погашение краткосрочных кредитов банков. | |||
• поступления по депозитным сертификатам. | ||||
• прочие поступления. | ||||
показатель. | сумма, тыс. руб. | показатель. | сумма, тыс. руб. | |
Итого поступлений. | Итого выплат. | |||
Всего поступлений от всех видов деятельности. | 61 146. | Всего выплат по всем видам деятельности. | 55 266. | |
Справочно: Остаток денежных средств на начало квартала Всего поступлений Всего выплат Изменение денежных средств за квартал (+ или -). Остаток денежных средств на конец планируемого квартала. | ||||
61 146. | ||||
55 266. | ||||
Ожидаемое сальдо денежных средств на конец планируемого квартала (месяца) сравнивают с их минимальной величиной, которая должна поддерживаться корпорацией. Если ожидаемое сальдо меньше минимальной суммы денежных средств, то возникает дефицит денежной наличности, покрываемый за счет банковского или коммерческого кредита. Минимальная сумма денежных средств в примере из табл. 11.4 установлена корпорацией в 1,8 млн руб. Ожидаемое сальдо денежной наличности на конец планируемого квартала ожидают в размере 7,644 млн руб., поэтому отсутствует необходимость в привлечении дополнительных источников финансирования. Оптимального соотношения денежных потоков достигают в случае, когда основным источником поступлений служит текущая деятельность. Средства, полученные от этой деятельности, направляют на финансирование реальных инвестиций. Дефицит денежных средств в инвестиционной деятельности — 8460 тыс. руб. (3216 — 11 676) может быть профинансирован за счет поступлений от текущей и финансовой деятельности.
Финансовая деятельность призвана увеличивать денежные ресурсы корпорации и создавать дополнительные финансовые источники для текущей и инвестиционной деятельности.
Сравнительно новым документом в практике финансового планирования в корпорациях России является плановый баланс активов и пассивов на конец прогнозного периода. Разработка данного баланса (бюджета по балансовому листу) в разрезе укрупненной номенклатуры статей может оказать существенное влияние на пересмотр финансовой стратегии. Если предварительные расчеты показывают, что не достигнута необходимая ликвидность и финансовая устойчивость корпорации, то возможны значительные корректировки чистой прибыли, направляемой на цели накопления и выплату дивидендов.
Прогнозный баланс позволяет:
- • выявить возможные неблагоприятные для предприятия последствия финансовых решений, принимаемых на планируемый период;
- • проверить математическую правильность процесса бюджетирования в целом, например достоверность составления бюджета движения денежных средств;
- • осуществить анализ финансового состояния предприятия в будущем периоде на основе расчета финансовых коэффициентов по балансовым статьям и оценить их уровень с позиции требований финансового рынка;
- • установить будущую структуру капитала и активов (имущества).
Отличительной особенностью данного этапа бюджетирования является то, что некоторые показатели баланса получают в результате разработки бюджетов доходов и расходов и движения денежных средств. Ряд показателей используется из предыдущего баланса (например, уставный и добавочный капитал), а для ряда статей требуются специальные расчеты, например для готовой продукции на складе, незавершенного производства, НДС по приобретенным ценностям дебиторской задолженности и др.
Расчетная формула для статьи «Материалы» :
Расчетная формула для статьи «Готовая продукция на складе» :
Расчетная формула для статьи «Расчеты по налогам и сборам» :
Начальное сальдо (по видам налогов и сборов) + Начислено — Выплачено = Конечное сальдо (по видам налогом и сборов).
Аналогичные расчеты осуществляют по другим балансовым статьям.
После того как определены конечные сальдо по всем счетам, проводят контрольную сверку: сальдо всех активных счетов должно быть равно сальдо всех пассивных счетов. Проверяют математическую правильность не только заключительного этапа, но и всего процесса бюджетирования. После проведения заключительной сверки составляют прогнозный баланс активов и пассивов, пример которого приведен в табл. 11.5.
Таблица 11.5
Прогнозный баланс (бюджет по балансовому листу) корпорации
Актив. | на начало периода. | на конец периода. | Пассив. | на начало периода. | на конец периода. |
сумма, тыс. руб. | сумма, тыс. руб. | ||||
1. Внеоборотные активы. | III. Капитал и резервы. | ||||
1. Нематериальные активы. | 1. Уставный капитал. | ||||
2. Основные средства. | 2. Добавочный капитал. | ||||
3. Незавершенное строительство. | 3. Резервный капитал. | ||||
4. Прочие внеоборотные активы. | 4. Нераспределенная прибыль (убыток). | ||||
Итого по разделу I. | Итого по разделу III. | ||||
II. Оборотные активы. | IV. Долгосрочные обязательства. | ||||
1. Запасы. | Долгосрочные займы и кредиты. | ||||
2. НДС по приобретенным ценностям. | Итого по разделу IV. | ||||
3. Дебиторская задолженность. | V. Краткосрочные обязательства. | ||||
4. Денежные средства. | 1. Краткосрочные займы и кредиты. | ||||
5. Краткосрочные финансовые вложения. | 2. Кредиторская задолженность. | ||||
Итого по разделу II. | 3. Прочие краткосрочные обязательства. | ||||
Баланс. | Итого по разделу. | ||||
Баланс. |
Как следует из данных, приведенных в табл. 11.5, чистый оборотный капитал корпорации на начало прогнозного периода составлял 5760 тыс. руб. (93 660 — 87 900), или 6,1% от объема оборотных активов, а на конец прогнозного периода — 8360 тыс. руб. (101 304 — 92 944), или 8,25%, т. е. не достигнута рекомендуемая минимальная величина в 10%. Поэтому бюджет по балансовому листу нуждается в корректировке в части увеличения объема чистого оборотного капитала и повышения ликвидности баланса.