Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Систематизация и содержание финансовых планов (бюджетов)

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Ожидаемое сальдо денежных средств на конец планируемого квартала (месяца) сравнивают с их минимальной величиной, которая должна поддерживаться корпорацией. Если ожидаемое сальдо меньше минимальной суммы денежных средств, то возникает дефицит денежной наличности, покрываемый за счет банковского или коммерческого кредита. Минимальная сумма денежных средств в примере из табл. 11.4 установлена… Читать ещё >

Систематизация и содержание финансовых планов (бюджетов) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Бюджет — финансовый план, составляемый, как правило, на один год с разбивкой на полугодие, квартал и месяц, отражающий поступление и расходование средств по текущей, инвестиционной и финансовой деятельности корпорации.

Бюджетирование — процесс разработки плановых бюджетов (смет), объединяющих планы менеджмента корпорации, и в первую очередь производственные и маркетинговые планы.

Цель бюджетирования — обеспечение воспроизводственного процесса необходимыми денежными ресурсами в общем объеме и по структурным подразделениям (цехам, отделам, службам и т. д.).

Система бюджетирования в корпорации состоит из двух подсистем:

  • • бюджетов структурных подразделений (филиалов), составляемых по центрам финансовой ответственности;
  • • сквозного бюджета, характеризующего деятельность корпорации в целом.

Центр финансовой ответственности (ЦФО) — это набор статей бюджета предприятия (объединенных по общему признаку), за планирование и выполнение которого несет ответственность один из менеджеров корпорации или руководитель (менеджер) структурного подразделения (филиала).

В состав ЦФО включают:

  • • профит-центр, деятельность которого связана с подразделениями, генерирующими прибыль (например, цех с законченным циклом производства готового продукта, транспортный цех);
  • • центр затрат, деятельность которого связана со структурными подразделениями, не приносящими прибыль (например, отделы снабжения и комплектации, вспомогательные и обслуживающие хозяйства);
  • • венчур-центр, деятельность которого связана с подразделениями, от которых ожидают прибыль в будущем;
  • • центр инвестиций, деятельность которого связана с осуществлением капиталовложений (отдел капитального строительства) и др.

С позиции корпоративных финансов бюджеты подразделяют также на операционные и финансовые. Операционный бюджет — это бюджет доходов и расходов, базой для разработки которого служат более частные бюджеты: продажи товаров, производства, закупок материальных ресурсов, общепроизводственных и общехозяйственных расходов, налоговый и др. Финансовый бюджет состоит из бюджета движения денежных средств и прогнозного баланса активов и пассивов (бюджета по балансовому листу).

Составление бюджета доходов и расходов является отправной точкой процесса сквозного бюджетирования в любой корпорации. Этот бюджет представляет собой расчетную оценку доходов и расходов, а также их структуру на предстоящий период.

Доходную и расходную части бюджета исчисляют отдельно, а затем сводят в единую таблицу. Доходную часть бюджета разделяют на три составляющие: доходы от реализации продукции (работ, услуг); доходы от прочей текущей деятельности и доходы по финансовой деятельности. Расходная часть состоит из текущих расходов, связанных с производством и сбытом продукции; расходов на выплату налогов и страховых взносов; расходов по финансовой деятельности. Примерная форма бюджета доходов и расходов в корпорации приведена в табл. 11.3.

Таблица 11.3

Бюджет доходов и расходов в корпорации на предстоящий год

Доходная часть бюджета.

Расходная часть бюджета.

показатель.

сумма, тыс.

руб.

показатель.

сумма, тыс.

руб.

1. Выручка (нетто) от реализации продукции.

204 720.

1. Текущие (операционные) расходы, в том числе:

100 320.

2. Прочие доходы от текущей деятельности.

приобретение сырья и материалов.

35 110.

3. Остатки денежных средств на счетах в банках на начало расчетного периода.

расходы на производство продукции.

50 160.

расходы на реализацию готовой продукции.

10 030.

управленческие и прочие расходы.

2. Обязательные платежи в бюджет.

46 704.

4. Доходы от внереализационных операций.

3. Страховые взносы.

14 136.

5. Доходы от финансовой деятельности, из них:

18 720.

4. Погашение банковских кредитов (включая уплату процентов).

12 960.

долгосрочные кредиты банков.

15 120.

5. Отчисления в корпоративные денежные фонды.

45 600.

поступления по депозитным сертификатам.

прочие поступления.

6. Пополнение оборотного капитала.

12 000.

7. Прочие расходы.

Всего доходов.

232 520.

Всего расходов.

232 520.

Дефицит бюджета.

-.

Профицит бюджета.

-.

Важно отметить, что пересмотр бюджета доходов и расходов возможен в случаях:

  • • его дефицита (превышения расходов над доходами);
  • • если плановая рентабельность продаж и собственного капитала (отношение профита бюджета к объему продаж и собственному капиталу) находится, по мнению руководства, на недостаточном уровне, что не позволяет в полной мере реализовать эффект финансового рычага.

Концентрация всех видов планируемых денежных потоков получает отражение в специальном плановом документе — бюджете движения денежных средств. Основная цель разработки этого бюджета — прогнозирование во времени и пространстве денежных потоков корпорации в разрезе отдельных видов деятельности и центров финансовой ответственности и обеспечение платежеспособности на приемлемом уровне (исключение кассовых разрывов) в течение планового периода.

В более широкой интерпретации назначение бюджета движения денежных средств состоит в следующем:

  • • обеспечение платежеспособности корпорации;
  • • анализ взаимосвязи полученного финансового результата и изменения величины денежных средств;
  • • проведение эффективной политики в области привлечения заемных средств;
  • • выявление размеров и контроль динамики положительного и отрицательного сальдо денежных средств по корпорации в целом и по каждому центру финансовой ответственности;
  • • осуществление учета, анализа, планирования и контроля денежных потоков корпорации в целом и образующих ее бизнес-единиц.

Прогнозирование параметров бюджета движения денежных средств выполняют в следующей последовательности:

  • • прогнозирование денежных поступлений;
  • • прогнозирование оттока денежных средств;
  • • вычисление чистого денежного потока (резерва денежной наличности);
  • • определение общей потребности в краткосрочном финансировании на конец прогнозного периода (в случае отрицательного или недостаточного сальдо денежного потока).

В бюджете движения денежных средств обязательно должна быть представлена информация по видам деятельности, а также в разрезе бизнес-центров, венчур-центров и центров-расходов. Для разработки этого бюджета используют информацию, полученную ранее при составлении бюджета доходов и расходов и расчетов к нему. Примерная форма бюджета движения денежных средств приведена в табл. 11.4.

Таблица 11.4

Бюджет движения денежных средств корпорации на предстоящий квартал

Приток денежных средств.

Отток денежных средств.

показатель.

сумма, тыс. руб•.

показатель.

сумма, тыс. руб.

1. Текущая деятельность:

1. Текущая деятельность:

• выручка от реализации продукции.

51 180.

• приобретение сырья и материалов.

• прочие доходы от текущей деятельности.

• расходы на производство продукции.

12 540.

• расходы на реализацию продукции.

• доходы от внереализационных операций.

• управленческие и прочие расходы.

• обязательные платежи в бюджет.

11 676.

• страховые взносы.

Итого поступлений.

53 250.

Итого выплат.

40 290.

2. Инвестиционная деятельность:

2. Инвестиционная деятельность:

продажа основных средств.

приобретение оборудования.

11 400.

Итого поступлений.

Итого выплат.

11 400.

3. Финансовая деятельность:

3. Финансовая деятельность:

• краткосрочные кредиты банков.

погашение краткосрочных кредитов банков.

• поступления по депозитным сертификатам.

• прочие поступления.

показатель.

сумма, тыс.

руб.

показатель.

сумма, тыс.

руб.

Итого поступлений.

Итого выплат.

Всего поступлений от всех видов деятельности.

61 146.

Всего выплат по всем видам деятельности.

55 266.

Справочно:

Остаток денежных средств на начало квартала Всего поступлений Всего выплат Изменение денежных средств за квартал (+ или -).

Остаток денежных средств на конец планируемого квартала.

61 146.

55 266.

Ожидаемое сальдо денежных средств на конец планируемого квартала (месяца) сравнивают с их минимальной величиной, которая должна поддерживаться корпорацией. Если ожидаемое сальдо меньше минимальной суммы денежных средств, то возникает дефицит денежной наличности, покрываемый за счет банковского или коммерческого кредита. Минимальная сумма денежных средств в примере из табл. 11.4 установлена корпорацией в 1,8 млн руб. Ожидаемое сальдо денежной наличности на конец планируемого квартала ожидают в размере 7,644 млн руб., поэтому отсутствует необходимость в привлечении дополнительных источников финансирования. Оптимального соотношения денежных потоков достигают в случае, когда основным источником поступлений служит текущая деятельность. Средства, полученные от этой деятельности, направляют на финансирование реальных инвестиций. Дефицит денежных средств в инвестиционной деятельности — 8460 тыс. руб. (3216 — 11 676) может быть профинансирован за счет поступлений от текущей и финансовой деятельности.

Финансовая деятельность призвана увеличивать денежные ресурсы корпорации и создавать дополнительные финансовые источники для текущей и инвестиционной деятельности.

Сравнительно новым документом в практике финансового планирования в корпорациях России является плановый баланс активов и пассивов на конец прогнозного периода. Разработка данного баланса (бюджета по балансовому листу) в разрезе укрупненной номенклатуры статей может оказать существенное влияние на пересмотр финансовой стратегии. Если предварительные расчеты показывают, что не достигнута необходимая ликвидность и финансовая устойчивость корпорации, то возможны значительные корректировки чистой прибыли, направляемой на цели накопления и выплату дивидендов.

Прогнозный баланс позволяет:

  • • выявить возможные неблагоприятные для предприятия последствия финансовых решений, принимаемых на планируемый период;
  • • проверить математическую правильность процесса бюджетирования в целом, например достоверность составления бюджета движения денежных средств;
  • • осуществить анализ финансового состояния предприятия в будущем периоде на основе расчета финансовых коэффициентов по балансовым статьям и оценить их уровень с позиции требований финансового рынка;
  • • установить будущую структуру капитала и активов (имущества).

Отличительной особенностью данного этапа бюджетирования является то, что некоторые показатели баланса получают в результате разработки бюджетов доходов и расходов и движения денежных средств. Ряд показателей используется из предыдущего баланса (например, уставный и добавочный капитал), а для ряда статей требуются специальные расчеты, например для готовой продукции на складе, незавершенного производства, НДС по приобретенным ценностям дебиторской задолженности и др.

Расчетная формула для статьи «Материалы» :

Систематизация и содержание финансовых планов (бюджетов).

Расчетная формула для статьи «Готовая продукция на складе» :

Систематизация и содержание финансовых планов (бюджетов).

Расчетная формула для статьи «Расчеты по налогам и сборам» :

Начальное сальдо (по видам налогов и сборов) + Начислено — Выплачено = Конечное сальдо (по видам налогом и сборов).

Аналогичные расчеты осуществляют по другим балансовым статьям.

После того как определены конечные сальдо по всем счетам, проводят контрольную сверку: сальдо всех активных счетов должно быть равно сальдо всех пассивных счетов. Проверяют математическую правильность не только заключительного этапа, но и всего процесса бюджетирования. После проведения заключительной сверки составляют прогнозный баланс активов и пассивов, пример которого приведен в табл. 11.5.

Таблица 11.5

Прогнозный баланс (бюджет по балансовому листу) корпорации

Актив.

на начало периода.

на конец периода.

Пассив.

на начало периода.

на конец периода.

сумма, тыс. руб.

сумма, тыс. руб.

1. Внеоборотные активы.

III. Капитал и резервы.

1. Нематериальные активы.

1. Уставный капитал.

2. Основные средства.

2. Добавочный капитал.

3. Незавершенное строительство.

3. Резервный капитал.

4. Прочие внеоборотные активы.

4. Нераспределенная прибыль (убыток).

Итого по разделу I.

Итого по разделу III.

II. Оборотные активы.

IV. Долгосрочные обязательства.

1. Запасы.

Долгосрочные займы и кредиты.

2. НДС по приобретенным ценностям.

Итого по разделу IV.

3. Дебиторская задолженность.

V. Краткосрочные обязательства.

4. Денежные средства.

1. Краткосрочные займы и кредиты.

5. Краткосрочные финансовые вложения.

2. Кредиторская задолженность.

Итого по разделу II.

3. Прочие краткосрочные обязательства.

Баланс.

Итого по разделу.

Баланс.

Как следует из данных, приведенных в табл. 11.5, чистый оборотный капитал корпорации на начало прогнозного периода составлял 5760 тыс. руб. (93 660 — 87 900), или 6,1% от объема оборотных активов, а на конец прогнозного периода — 8360 тыс. руб. (101 304 — 92 944), или 8,25%, т. е. не достигнута рекомендуемая минимальная величина в 10%. Поэтому бюджет по балансовому листу нуждается в корректировке в части увеличения объема чистого оборотного капитала и повышения ликвидности баланса.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой