Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Специфика национальной модели хозяйствования. 
Корпоративизм

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Особое внимание государство уделяет поддержке и развитию малого бизнеса в высокотехнологичных отраслях, венчурном бизнесе. Характерной чертой японского венчурного бизнеса является объединение одного производства с другим, в отличие от западных аналогов венчурного предпринимательства, где осуществляется интеграция производства и науки. Кроме того, если западный венчур работает на основе материалов… Читать ещё >

Специфика национальной модели хозяйствования. Корпоративизм (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В японской экономике элементами традиционного общественно-хозяйственного сообщества стали компании «кайся» с укоренившейся структурой внутренних взаимоотношений. В этой структуре функционирует прослойка лиц, составляющих верхнее звено структуры «кайся» и обладающих статусом, равным роли старейшины, патриарха, покровителя сообщества, которые учитывают интересы всех, от кого зависит благополучие компании.

В традиционном японском хозяйственном объединении всегда существовало заметное покровительство со стороны лидера, ориентировавшего членов организации на ценности создания взаимоотношений солидарности и клановости.

Таким образом, «кайся» — это не только экономическая организация, но и общность людей с особой культурой человеческих взаимоотношений, соединенных не только деловой практикой, но и коллективной ответственностью, общей судьбой, совместным образом жизни.

В Японии сложилось два ведущих вида предпринимательских структур — горизонтальные объединения — киге сюдан и вертикальные объединения — киге гурупу (кэйрэцу).

Киге сюдан — это объединения независимых, ведущих компаний, функционирующих во всех важнейших сферах японской экономики.

В стране сформировалось шесть ФПГ — Мицуи, Мицубиси, Сумитомо, Фуеу Санва и Дайти кангех.

Кэйрэцу — это специфически японская система организационно-хозяйственных зависимостей. Вследствие долговременного характера и высокой устойчивости связей между предприятиями кэйрэцу функционируют как целостная, единая предпринимательская структура.

В формировании кэйрэцу в послевоенный период (после 1945 г.) значительную роль сыграло государство. Существовавшие до того периода военно-промышленные группы (дзайбацу) были демонтированы под правительственным контролем. В результате были сформированы крупнейшие вертикальные корпорации — кэйрэцу.

На вершине кэйрэцу находится один из ведущих коммерческих банков страны, который является основным источником финансирования группы. Кроме банка, в состав кэйрэцу входят финансовые и страховые компании, группа промышленных компаний, торговые фирмы и т. д. Крупные кэйрэцу насчитывают до сотни и больше организаций.

Основные кэйрэцу концентрируются вокруг определенного набора взаимосвязанных технологий, направленных на производство высокотехнологичных товаров. Ведущие компании размещают производство комплектующих, полуфабрикатов, как правило, внутри своей группы, соблюдая жесткую иерархию производственных компаний. Процесс организации такого производства осуществляется на основе аутсорсинга, с вовлечением десятков малых и средних предприятий — от научных исследовательских до предприятий по производству комплектующих и сборки окончательной продукции. На тех же принципах строится и иерархия сбытовых отношений. Все заказы концентрируются у крупной компании, а она распределяет их между сетью малых и средних предприятий. При этом в самой кэйрэцу концентрируются основные разработки новых продуктов и вывод их на новые рынки.

Кэйрэцу посредством взаимного кредитования аккумулируют внутри группы значительные финансовые ресурсы. При этом кредитование играет важную контрольную роль, позволяющую кредиторам быть в курсе состояния бизнеса компаний, пользующихся заемными средствами, а вся эта финансовая система контролируется «системообразующим» банком.

Такая организация бизнеса активно поддерживается государством, которое защищает ее от возможных атак со стороны зарубежных компаний. Так, например, многократные попытки американских компаний получить контроль над структурами, входящими в ядро кэйрэцу, наталкивались на прямые запреты государственных органов Японии.

Японские корпорации существенно отличаются от подобных институтов в США и Западной Европе. В Японии государство, как правило, создает, поддерживает крупные компании в стратегических отраслях бизнеса, а затем приватизирует успешно работающие корпорации. Крупные компании в Японии согласно конфуцианским канонам должны существовать не столько для цели получения прибыли, сколько для тех, кто работает в этих компаниях, а также во имя достижения общественных целей. Это своеобразная корпоративная социальная ответственность по-японски. Корпорация по-японски — это не формальная система хозяйственных отношений, а элемент и модель общественной жизни. Кэйрэцу позволяет формировать не только производственные связи, но и «сеть человеческих контактов», частью которых являются и руководители.

Для кэйрэцу характерна личная уния, клановые и кастовые отношения играют немалую роль и в настоящее время. В японской корпорации обычно не разделяют сферы жизни на частные и рабочие дела. Такой подход формирует модель поведения руководителя, интересующегося не только рабочими делами своих подчиненных, но и их частной жизнью. Поведение высших менеджеров — своего рода социальная модель распространения моральных ценностей и общественных норм, регулирующих действия и поступки, в том числе и формально ненаказуемые.

Японская корпоративная модель далеко не идеальная. Она страдает конфликтами интересов банков, олигархических группировок, полагающих, что именно они являются основными игроками на поле крупной корпоративной собственности. Крупному бизнесу в Японии свойственны пережитки сословности, и он, как правило, контролируется сословной знатью.

Крупный бизнес в Японии занимает верхний этаж в организационной структуре национального предпринимательства, играет важнейшую роль в формировании и реализации экономической политики государства. Вместе с ним в стране действует и преобладающий по количеству занятых (более 99%) малый и средний бизнес. Работники этого сектора составляют социальную базу среднего класса японского общества и воздействуют на принятие решений как крупного бизнеса, так и правительства.

К малому и среднему бизнесу в Японии относят:

  • — в обрабатывающей промышленности — предприятия с численностью работающих до 300 человек, с капиталом до 100 млн иен;
  • — сфере услуг и розничной торговли — до 50 человек и до 10 млн иен;
  • — оптовой торговле — до 100 человек и до 30 млн иен.

По объему продаж и размеру прибыли малый и средний бизнес заметно уступают крупному бизнесу.

Между крупным и мелким бизнесом существуют значительные различия. Например, 0,1% крупных заводов, где на каждом из них работает более 1000 человек, производят более 25% продукции всей страны. А 72,7% мелких предприятий с персоналом менее 9 человек, дают менее 5,3% продукции. Соответственно, крупный и мелкий бизнес имеют различный уровень производительности труда и заработной платы. Заработная плата работников малого и среднего бизнеса составляет порядка 60% от заработной платы на крупных фирмах.

1960 г. в Японии считается неофициальной датой рождения малого и среднего бизнеса. В этом году в стране был принят Закон об основах среднего и малого бизнеса. В результате эта сфера получила существенное развитие, в том числе вследствие действия системы государственной поддержки малого бизнеса. В частности, среди мер поддержки следует отметить финансовую помощь малому бизнесу при организации новых предприятий (в размере 10% от вложенного капитала), налоговые льготы на имущество (первый год — 100%, второй — 75% и третий — на 50%). Ставка налога с доходов для крупной компании составляет 37,5%, малый и средний бизнес платит 27—28% своей прибыли в пользу государства.

Особое внимание государство уделяет поддержке и развитию малого бизнеса в высокотехнологичных отраслях, венчурном бизнесе. Характерной чертой японского венчурного бизнеса является объединение одного производства с другим, в отличие от западных аналогов венчурного предпринимательства, где осуществляется интеграция производства и науки. Кроме того, если западный венчур работает на основе материалов и информации, получаемой от вуза или научного центра, то в Японии эти данные венчур получает от крупных компаний и, фактически, встраивается в формируемые ими производственные цепочки. Еще одно отличие в том, что венчур в Японии — это финансовая модель, а в западных странах — инвестиционная.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой