Примерные комплексы упражнений гимнастической аэробики
В Приложении представлен комплекс аэробных упражнений, который доступен для учеников начальной школы. Комплекс содержит простые аэробные упражнения — ходьбу с продвижением вперёд, приставные шаги. Одновременно ребята учатся согласовывать движения рук и ног, чередуя разные движения в первой и второй восьмёрках. На последующих уроках (конспект № 3) аэробные упражнения подобраны для того, чтобы… Читать ещё >
Примерные комплексы упражнений гимнастической аэробики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В настоящее время программа по физической культуре предусматривает 3 урока физической культуры. При этом учитель физической культуры имеет право, согласно закону «Об образовании в Российской Федерации», выбирать методику проведения занятий и учебники для проведения занятий по учебному предмету. В связи с этим предлагается на 3-м уроке физической культуры использовать программу с преимущественным использованием средств аэробики.
Основная цель занятий, но такой программе заключается в развитии навыка выполнения БАУ. Программа расчитапа на 34 ч и позволяет научить ребят младшего школьного возраста БАУ. В соответствии с принципами физического занятия были сформированы задачи для 34 уроков физической культуры. В табл. 1 представлены задачи уроков I четверти.
Задачи 3-го урока физической культуры для учеников начальной школы.
Таблица 1
№ урока. | Задачи урока. |
| |
| |
• Обучение технике выполнения базовых движений: шаг ноги врозь-вместе (vi-step), прыжок ноги врозь-вместе (jumping jack), скрестный шаг в сторону (grape win).
|
№ урока. | Задачи урока. |
| |
| |
| |
| |
| |
Обучение технике выполнения упора ноги врозь, упора углом.
|
На уроке основными задачами являются образовательные задачи по формированию навыка выполнения БАУ. Учитель московской школы К. Калинкина предлагает постепенное освоение сначала базовых аэробных шагов и некоторых их модификаций. Содержание основной части урока направлено на решение поставленных образовательных задач. На двух других уроках физической культуры предпочтение отдастся решению оздоровительных и воспитательных задач.
Рассмотрим конспекты уроков гимнастической аэробики для учеников начальной школы. Каждый из представленных конспектов содержит предпочтительные связки БАУ с методическими указаниями, на которые должен обратить внимание учитель физической культуры. В основном эти указания касаются техники выполнения базовых аэробных шагов и выделения опорных точек в изучаемых движениях, на которые необходимо обратить внимание занимающихся. Упражнения распределены по музыкальным квадратам, каждый из которых содержит по четыре восьмерки.
В Приложении представлен комплекс аэробных упражнений, который доступен для учеников начальной школы. Комплекс содержит простые аэробные упражнения — ходьбу с продвижением вперёд, приставные шаги. Одновременно ребята учатся согласовывать движения рук и ног, чередуя разные движения в первой и второй восьмёрках. На последующих уроках (конспект № 3) аэробные упражнения подобраны для того, чтобы обучить технике выполнения более сложным аэробным упражнениям: вистеп (vi-step), прыжку ноги врозь-ноги вместе (jumping jack), скрестному шагу в сторону (grape win) и закрепить технику тех аэробных упражнений, которые разучивались на уроках №> 1 и 2. При дальнейшем обучении это правило соблюдается, что позволяет в течение одного года обучения освоить и закрепить технику выполнения БАУ.
Содержание комплексов упражнений гимнастической аэробики можно легко видоизменять в зависимости от задач урока и подготовленности занимающихся. Например, если обучать аэробике учеников старшей школы, можно идти по пути обучения в последовательности, описанной в разделе 3.2. Сначала можно использовать комплекс для части урока с преимущественным использованием элементов на базе аэробного упражнения «Шаг», представленный в табл. 2. Физическое развитие учеников старшей школы позволяет использовать при этом различные движения рук. Так, в первой восьмерке используются стандартные движения рук — вперёд, в стороны, вверх, за голову. Во второй восьмерке движения рук усложняются: правая рука вверх, левая рука в сторону.
Фрагмент основной части урока для старшеклассников, обучающихся БАУ.
. я п * 1 .Cl. Ж Я Ьб. | О. *1. О о. со. | Счет. | Содержание выполняемых упражнений. | Методические указания. |
I. | 1−8. | Ходьба с продвижением. | Стопа касается пола. | |
вперед: | с носка на пятку. | |||
руки: | Ступать мягко, не топать. | |||
1−2 — вперед. | Спину держать прямо. | |||
3−4 — в стороны. | Руки: четкое положение,. | |||
5−6 — вверх. | кисть выпрямлена. | |||
7−8 — за голову. | Следить за осанкой. | |||
1−4. | Два приставных шага вправо: руки:
| |||
5−6. | 5 — левая нога в сторону. | В положении «нога. | ||
на носок,. | в сторону на носок". | |||
6 — приставить левую. | опорная нога слегка. | |||
ногу,. 7- повтор 5 8 — повтор 6. | согнута. | |||
руки:
| ||||
1−8. | Повтор восьмерки I -1, но с продвижением назад. | |||
1−8. | Повтор восьмерки 1−2, | Шагать с носка, следить. | ||
но в другую сторону и с другой ноги. | за осанкой. | |||
II. | 1−8. | 1−2 — приставной шаг. | Приставные шаги. | |
вправо. | выполняются. | |||
3−4 — приставной шаг. | с продвижением. | |||
влево. | в диагональ. | |||
5−6 — повтор 1−2 | и с поворотом в сторону. | |||
7−8 — повтор 3−4 | шагающей ноги. | |||
(вправо, влево). |
№ муз. квадрата. | о, *1. о о. со. | Счет. | Содержание выполняемых упражнений. | Методические указания. |
руки: 1 — левая вперед, кисть в кулак, правая на поясе,.
| ||||
1−8. |
руки:
| Спину держать прямо Руки согнуты в локтях, кисти в кулак. | ||
1−8. | Повтор восьмерки 11−7. | |||
1−8. | Повтор восьмерки II-2 |
Ниже демонстрируются примеры изменений этого фрагмента в сторону усложнения базового упражнения «Шаг». В первой восьмерке фрагмента комплекса аэробики вместо выполнения шагов с продвижением вперед выполняется бег с продвижением вперед с произвольным движением рук. Во второй восьмерке приставные шаги вправо заменяются на скрестный шаг вправо, а постановка левой ноги в сторону на носок меняется на мах левой ногой. В результате первый музыкальный квадрат этого фрагмента приобретает вид, представленный в табл. 3.
За счёт выполнения более сложных аэробных упражнений в приведенном фрагменте возрастает кардионагрузка.
Фрагмент усложнённого комплекса основной части урока для старшеклассников (комплекс 1).
№ муз. квадрата. | №. восьмерки. | Счет. | Содержание выполняемых упражнений. | Методические указания. |
I. | 1−8. | Бег с продвижением. | Спину держать прямо. | |
вперед и произвольным. | Следить за осанкой. | |||
движением рук. | Обязательна фаза полета. | |||
1−4. | Скрестный шаг вправо: 1 — шаг правой вправо. | Спину держать прямо. | ||
с носка. | ||||
2 - шаг левой вправо (скрестно-назад). | ||||
в полуприсед.
руки: 1−4 — круг руками. | ||||
5−6. |
| |||
к правой. | ||||
7−8. |
| |||
руки:
| ||||
| ||||
1−8. | Повтор восьмерки 1−1, но с продвижением назад. | |||
1−8. | Повтор восьмерки I 2, | |||
но в другую сторону и с другой ноги. |
Дальнейшего увеличения нагрузки этого фрагмента урока можно добиться за счет включения упражнения «skip» вместо бега и выполнения галопа вправо и влево вместо скрестных шагов в том же направлении. Во втором музыкальном квадрате приставной шаг выполняется с прыжком, добавляется подъем колена и ходьба заменяется бегом. Описанные изменения представлены в табл.4.
Фрагмент усложнённого основной части урока для старшеклассников (комплекс 2).
. Л. " ъ С‘ а. < ГГ .о; СЗ * s | м. с. * I. о. | Счет. | Содержание выполняемых упражнений. | Методические указания. |
I | 1−8. | Skip с произвольным движением руками. | Спину держать прямо. | |
1−4. | Галоп вправо, руки. | Следить за осанкой. | ||
дугами вниз: | Левая нога прямая. | |||
5−6. |
| |||
к правой. | ||||
| ||||
руки:
| ||||
| ||||
1−8. | Повтор восьмерки 1−1 | |||
1−8. | Повтор восьмерки 1−2, но в другую сторону и с другой ноги. | |||
II. | 1−8. | 1−2 — приставной шаг. | Приставные шаги. | |
вправо с прыжком. | выполняются. | |||
3−4 - приставной шаг. | с продвижением вперед. | |||
влево с прыжком. | и с поворотом в сторону. | |||
5−6 — повтор 1−2. | шагающей ноги (вправо,. | |||
| влево). | |||
на поясе. | ||||
| ||||
1−8. | 1 — подъем правого. | Угол в коленном. | ||
колена. | суставе 90°, носок. | |||
| оттянут, спина прямая. |
№ муз. квадрата. | №. восьмерки. | Счет. | Содержание выполняемых упражнений. | Методические указания. |
руки:
| ||||
1−8. | Повтор восьмерки II — 7. | |||
1−8. | Повтор восьмерки II-2. |
Рекомендуемые изменения подчиняются правилу «от простого к сложному» и легко усваиваются учениками.
Учитель в свою очередь получает возможность планировать необходимую кардионагрузку урока, которая соответствует уровню подготовленности школьников и их возрасту. Следует помнить, что у ребят сходной, но величине кардионагрузки можно добиться при выполнении упражнений — «скачок», «подъем колена» и «прыжок ноги врозь-ноги вместе», а у девушек аналогичное положение наблюдается при выполнении упражнений — «выпад», «скачок» и «мах». Следовательно, последовательно меняя одно из представленных упражнений на другое, можно добиваться сходных изменений в работе сердечно-сосудистой системы, но при этом меняя состав комбинаций упражнений аэробной гимнастики.
Изменения состава комбинаций нельзя производить очень часто. Согласно данным, полученным в ходе опроса учителей физической культуры, содержание комбинаций целесообразно корректировать раз в две четверти. Более частая смена состава упражнений аэробной гимнастики не позволяет добиться формирования устойчивого навыка их правильного выполнения.